Массовые общности и их разновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Массовые общности и их разновидности



Массовая общность – это совокупность индивидов, характеризующаяся аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью.Массовые общности характеризуются целым рядом признаков:

аморфность образования, т.к. не имеют четкой структуры и определенных границ, обладают неопределенным количественным и качественным составом;

неустойчивость, т.к. образуются и меняются в зависимости от ситуации;

разнородность состава, межгрупповая природа;

не способность выступать в качестве структурных единиц более широких общностей.

Массовые общности не имеют жесткого строения, носят непостоянный характер. В них, как правило, объединяются случайные, ничем не связанные люди, осознающие не общность целей, а общность эмоций. Поведению массовой общности свойственны эмоциональное заражение и аффект. Чаще всего массовые общности существуют непродолжительное время, после чего или окончательно распадаются, или под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Основными формами массовых общностей являются: толпа, публика, аудитория и др.

Толпа – это бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общностью целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим элементом внимания. Толпа представляет собой временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Структура толпы очень проста, часто не бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Чаще всего толпа имеет определенные характеристики:

внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей готовностью разделяют мнения, чувства и действия большинства;

анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Члены толпы не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов;

спонтанность (самопроизвольность). Люди, составляющие толпу, не задумываются над своими действиями, их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций;

неуязвимость. Так как члены толпы анонимны, они ощущают себя вне социального контроля. При осуществлении своих действий участники толпы снимают с себя ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое (например, действия футбольных болельщиков).

По характеру поведения выделяют четыре типа толпы:

случайную (связанную с любопытством к неожиданно возникающему происшествию);

экспрессивную (совместно выражающую какое-либо чувство и общее отношение к какому-либо событию);

конвенциональную (связанную интересом к какому-либо мероприятию);

действующую, которая в свою очередь, включает: агрессивную толпу (объединенную ненавистью к некоторому объекту), паническую толпу (спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности); стяжательную (вступающую в неупорядоченный конфликт за обладание какими-либо ценностями); повстанческую.

Публика - это формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте. Именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию. Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей. Несмотря на то, что публика является одной из форм стихийной группы, элемент стихийности выражен в ней слабее, чем в толпе, и она более управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.

Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной. Собранную в одном месте публику иногда называют аудиторией, а несобранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, - поляризованной массой.

Аудитория – это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой), владеющим информацией и доводящим ее до этой общности.  Аудитория осуществляет как непосредственное взаимодействие с коммуникаторами (уличный оратор, объявление администратора в магазине и т.д.), так и опосредованное (средства массовой информации).

Наиболее характерной чертой аудитории является одностороннее взаимодействие, слабая обратная связь с коммуникатором. Она представляет собой сложное и неоднородное социальное образование, обусловленное различием в восприятии и усвоении информации различными индивидами в силу особенностей личностных качеств и культурных ценностей и норм. Любая аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные общности, в которых начинается взаимное общение и обмен полученной информацией. В повседневной жизни все мы сталкиваемся с аудиториями. Слушая лекцию, тамаду за праздничным столом, передачу по радио или читая газету – во всех этих случаях мы являемся членами аудитории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.004 с.)