Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 12. Основные школы китайского буддизма периодов суй и Тан (vi – X вв. Н. Э. ): сань лунь, тянь тай, хуа янь, фа сян, цзин ту, ЧаньСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Саньлунь-цзун. 三論宗 «школа трех шастр», «школа трех трактатов». Учение школы базируется на трех шастрах (сань лунь): 4. К трем шастрам примыкает четвертая — «Махапраджняпарамита-шастра» («Да чжи ду лунь» — «Шастра о великой праджняпарамите»), также приписываемая Нагарджуне.
Большое внимание в школе саньлунь уделялось также изучению и комментированию еще четырех сутр: «Махапраджняпарамита-сутры» («Да пинь божэ [боломидо] цзин» — «Сутра великой праджняпарамиты»), «Саддхарма-пундарика-сутры» («[Мяо] фа [лянь] хуа цзин» — «Сутра Лотоса благого Закона», сокр. «Лотосовая сутра»), «Аватамсака-сутры» («Хуаянь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды», «Гирляндовая сутра»), «Махапаринирвана-сутры» («[Да бо] непань цзин» — «Сутра о великой паринирване»). Школа саньлунь является кит. вариантом инд. школы мадхьямики («[учение о] срединности»), основатели к-рой глубоко почитаются — Нагарджуна как 1-й патриарх и Арьядева — как 2-й патриарх саньлунь-цзун.
Немного истории: В Китае школа саньлунь начинает оформляться в V в. благодаря деятельности Кумарадживы (IV–V вв.), к-рый, будучи последователем учения мадхьямиков, перевел на кит. яз. основополагающие тексты школ ы. Он считается 1-м кит. патриархом саньлунь-цзун. В VIII в. школа саньлунь прекратила свое существование в Китае, уступив место собственно кит., не имеющим аналога в Индии буд. школам. Главным систематизатором учения и фактическим основателем школы саньлунь считается Цзи-цзан (V–VI вв.), написавший многочисленные комментарии к основополагающим текстам школы. Благодаря стараниям Кумарадживы и Сэн-чжао учение саньлунь получило большое распространение в сев. областях Китая, на юге же идеи мадхьямики распространялись усилиями Сэн-лана и его учителя Фа-ду (V в.).
Доктрина: В произведениях мыслителей школы содержится богатый фактич. материал по истории и учениям др. школ, что позволяет полнее реконструировать общее развитие и проблематику раннего кит. буддизма. В этих соч. также содержатся материалы, касающиеся истории и проблематики инд. буд. и небуд. школ, благодаря чему представляется возможным судить о восприятии инд. философии и культуры в Китае в I тыс. н.э. Офиц. хронология школы изложена в цзиньлинской версии трактата Цзи-цзана «Саньлунь сюань и» («Сокровенный смысл трех шастр»). Школа саньлунь развивала учение мадхьямики о двух истинах (эр ди), пустоте (кун [1]), срединном пути (чжун дао; также см. Ба бу чжун дао), природе будды (фо син) и др. Осн. упор делался на теоретич. обоснование буд. истин.
Тяньтай цзун. 天臺宗 одна из первых буд. школ, оформившихся в Китае. Ее основатель — монах Чжи-и (538–597), хотя основы учения были заложены его учителями — Хуй-вэнем и Хуй-сы. Название школы происходит от назв. горы Тяньтайшань на востоке Китая (совр. пров. Чжэцзян), где долгое время жил и проповедовал Чжи-и. Осн. канонич. текстом школы является «Лотосовая сутра» («Мяо фа лянь хуа цзин» — «Сутра Лотоса благого Закона», санскр. «Саддхарма-пундарика-сутра»). Доктрина классификации учений (пань цзяо) – 5 периодов, 8 учений (у ши ба цзяо), которая обосновывает преимущество лотосовой сутры. Согласно нему лотосовая сутра стала итогом наставлений будды, преподавалась только тогда, когда ученики уже были подготовлены к восприятию высшей истины. Лотосовая сутра доступна и понятна как людям умным и образованным, так и простым и невежественным.
Доктрина: Две важнейшие идеи тяньтай-цзун — доктрина и нянь сань цянь («в одном [акте] сознания — три тысячи [миров]») и концепция «единого ума/сознания» ( и синь, санскр. экачитта). Психопрактич. сторона учения школы выражается в доктрине чжи гуань («прекращение и созерцание»), восходящей к раннебуд. практике шаматха випашьяна («успокоение и аналитическое созерцание»), но приобретшей в рамках тяньтай-цзун специфич. формы. И доктрина и нянь сань цянь, и концепция «единого ума/сознания» тесно связаны с космологич. представлениями буддизма, прежде всего, с воззрением, согласно к-рому каждый тип живых существ и его «местопребывание» могут рассматриваться двояко: как особый уровень развертывания сознания и как соответствующий ему мир. (подробнее про миры: Таких миров/типов живых существ (ши) традиция школы тяньтай насчитывает десять. Прежде всего, это шесть миров сансарических существ: миры адов, голодных духов, животных, людей (имеются в виду только «мирские люди», «профаны» — су жэнь, санскр. притхагджана), асуров и божеств. К этим мирам сансары добавляются еще четыре мира «благородных личностей» (сянь, санскр. арья пудгала): мир шраваков, пратьекабудд, бодхисаттв и мир Будды.
Каждый из этих миров присутствует в любом другом мире: миры как бы проникают друг в друга, мир адов присутствует в мире Будды (отсюда и весьма оригинальная «гностическая» идея буддизма тяньтай о том, что природе Будды присуще не только добро, но и зло), но и мир Будды присутствует в адах; умножение 10 на 10 дает сто миров. Каждый мир рассматривается еще в трех отношениях, каждое из к-рых тоже получает статус особого мира (ши цзянь): 1) мир существ (рассмотрение каждого мира в аспекте населяющих его существ); 2) мир пяти скандх (рассмотрение каждого мира в психологич. аспекте как уровень развертывания сознания существ); 3) мир-страна (рассмотрение каждого мира как вместилища живых существ).
Умножение десяти миров на три дает тридцать миров. Далее следует перемножение уже имевшихся ста миров и полученных тридцати, что и дает число «три тысячи». В этом учении ясно просматривается сущность тяньтай-цзун как результата взаимодействия инд. и собственно кит. традиций, к-рое здесь проявилось через взаимовлияние инд. филос. психологии и кит. комбинаторики и нумерологии, т.е. идеологически значимых операций с математич. или квазиматематическими объектами; нумерология играла очень важную роль в традиц. кит. философии.
Все три тысячи миров существуют не только объективно и не только как содержание сознаний живых существ, но все они равным образом опираются на абс. «единый ум/сознание» (и синь). Концепция и синь теснейшим образом связана с тяньтайской доктриной «Вечного Будды».) Основатели тяньтай-цзун считают, что будда – истинная сущность, подлинная реальность и всей вселенной в целом, и каждого существа в отдельности. Природой будды наделены все существа, живые и неживые ( другие школы так не считают) Еще один аспект учения школы тяньтай — ее теория трех истин (сань ди; см. Сань ди юань жун).
1. Первая истина: «Истина пустоты». Любое явление причинно обусловлено, оно лишено самобытия и фактически бессущностно, будучи своего рода проявлением той совокупности причин и условий, к-рые ее породили. 2. Вторая истина: «истина о ложном» «условная истина». Все явления лишены истинной сущности, неизменной и постоянной основы и поэтому подобны иллюзорным образам или порождениям фантазии (хуань, хуа). 3. «Истина срединного пути» - между двумя крайними точками зрения. В действительности все явления наделены одной и той же «дхармовой природой» (фа син), не рождаются и не гибнут, будучи вечными проявлениями вечного будды.
По существу, истиной в строгом смысле слова школа тяньтай считает только третью истину, тогда как первые две представляют собой лишь следствие неполного или неадекватного познания реальности. Тяньтай-цзун отличается разработанностью и систематизированностью догматики. Акцент на рациональном постижении сути буд. учения обусловил развитие категориального аппарата и большое внимание к толкованию догматов. Практически все они изложены в «Тяньтай сань да бу», записанных Чжан-анем, учеником Чжи-и.
Хуа янь. 華嚴宗 школа цветочной гирлянды, или фазце-цзун – школа дхармадхату (мира дхарм-фа [1]). Одно из ведущих и наиболее философски ориентированных направлений китайского буддизма. Свое учение основывает на индийской «Аватамсака сутре» (кит. «Хуа янь цзин» — «Сутра цветочной гирлянды»). Особо важной признается гл., обычно называемая «Жу фа цзе пинь» («Глава о вступлении в дхармадхату»). История: Основателем хуаянь-цзун традиционно считается Ду-шунь (VI–VII вв.), автор трактата «Хуа янь фа цзе гуань» («О созерцании дхармадхату [по учению] “Хуа янь [цзин]”»; рус. пер.: Л.Я.Янгутов, 1982), 2-м патриархом — Чжи-янь. В действительности основал школу и систематизировал ее учение Фа-цзан (VII — нач. VIII в.). Ему наследовал Дэн-гуань, преемником которого стал Цзун-ми (VIII–IX вв.). После него начинается длительный упадок школы. Однако еще несколько столетий она оставалась основной «доктринальной» (цзяо) буддийской школой, по влиянию уступая лишь школам «созерцательного» (чань) характера, уделявшим особое внимание религиозной практике и использованию методов психотехники. Для нее характерен интерес к собственно филос. проблематике, широкое использование терминологии классич. кит. философии.
Доктрина: Мыслители хуаянь-цзун разработали учение о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и вещей/дел» (ли ши у ай). Оно рассматривает мир как единый универсум, все элементы — дхармы (фа [1]) — к-рого образуют одно целое, полностью присутствующее в каждом из этих элементов. Универсум в сочинениях хуаянь-цзун часто уподобляется или сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или со всех сторон окруженному зеркалами образу будды, к-рый до бесконечности в них отражается. Используя понятие «принцип» (ли [1]), разработанное философами школы сюань-сюэ, мыслители хуаянь-цзун описывали совершенное, нирваническое (см. Непань) состояние «единого сознания» (и синь; см. Синь [1]) как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с вещами эмпирич. мира (ши [3]), также являющимися аспектами «единого сознания», в котором «все сущее едино». Хуаянь-цзун предполагала детальный анализ уровней и состояний бытия по принципу ши сюань («десять сокровенных»), подразумевающему такие критерии, как целостность, единство, различия, тождество и варианты их диалектич. взаимодействия. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей (см. Лунь хуй). Хуаянь-цзун рассматривала свое учение как высшее и совершенное — «единственную колесницу» (и шэн) буддизма. Доктрины всех других буд. школ оценивались как ступени к постижению хуаяньской философии или ее частные аспекты.
Если интересно, можно прочитать это, но я тут нихера не поняла: В учении хуаянь-цзун сочетаются положения двух ведущих направлений классич. буддизма — мадхьямики (см. Саньлунь-цзун) и виджнянавады (см. Вэйши-цзун). Осн. идеи последней дополнены учением мадхьямики об «истинной реальности», существующей в качестве объективного внерефлективного бытия (санскр. татхата, бхуттататхата, кит. чжэнь жу). Это привело к активному усвоению мыслителями хуаянь-цзун инд. доктрины татхагатагарбхи (кит. жулай цзан — «вместилище [лоно] так приходящего», т.е. будды) — абс. и единого субстратного сознания, выступающего источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (санскр. алайя-виджняна, кит. алайе ши, цзан ши), к-рое считается исходным в виджнянаваде. Татхагатагарбха рассматривается в качестве единого «я» всего сущего.
Фа сян. 法相宗 школа дхармалакшана, школа свойств дхарм. Кит. название этой буд. школы (см. Буддизм) представляет собой производное от выражения чжу фа ши сян (реальность свойств всех дхарм) — гл. доктринальной формулы фасян-цзун. Принято полагать, что этот тезис в противоположность учению школы фасин (школа сущности дхарм; см. Фасин-цзун) подразумевает гл. обр. отрицание «пустотности» (кун [1], санскр. шунья) дхарм в качестве основы и содержания бытия. Фасян-цзун известна также как школа цыэнь (цыэнь-цзун — школ сострадания и милосердия), по названию буд. монастыря в Чанъани, где подвизались основоположники этого направления Сюань-цзан и Куй-цзи. Уделяла особое внимание проблемам буд. логики, известной в Китае под названием иньмин («прояснение резона», санскр. хетувидья, хетувидьястхана; в широком смысле иньмин означает древнюю инд. логику). Фасян-цзун считается другим названием школы вэйши (см. Вэйши-цзун), однако нек-рые кит. мыслители нового времени, напр. Оуян Цзин-у, рассматривали эти учения в качестве разных направлений: школа вэйши делала акцент на трактовке всей сферы опыта как различных состояний сознания (ши [4]) и склонялась к отрицанию наличия «сущности будды» (фо син; см. Чжэнь жу) у всех людей, проповедуя ее создание посредством религ. практики; собственно же фасян-цзун толковала преимущественно о «свойствах дхарм», по сути не противореча положениям школы фасин и во многом будучи ей тождественной. Аналог школы фасян в Корее — школа попсан (с VII в.), в Японии — школа хоссо сю (с VII–VIII вв.).
Цзин ту. 净土宗, школа Чистой земли. Одно из крупнейших течений кит. буддизма, исповедующее общемахаянский культ будды Амитабхи (обитает в райской «чистой земле» и стремится спасти всех живых существ, возродив их там, отсюда и название) как единственно возможное средство спасения. Испытала значительное влияние учения тяньтай-цзун. В основе учения лежит идея «думания/памятования о Будде» (нянь фо) — перманентного вызывания в сознании образа будды Амитабхи и достижения тем самым спасения верой в него и многократным повторением (рецитацией) его имени в мантре «Наму Амито-фо» («Поклонение будде Амитабхе», яп. «Наму Амида-буцу») и духовного созерцания Чистой земли. Считается, что школа возникла в 5 в., но до 13 в. У нее не было четкой преемственности патриархов и собственной монастырской структуры. По сути, она объединялась только единством культа будды Амитабхи, но со временем становилась все популярнее. Благодаря простоте вероучения и практики, а также созвучности народным верованиям (народному буддизму), она наряду с чань стала ведущей школой китайского буддизма. Широкое участие в религиозной деятельности принимали не только монахи, но и миряне. Обрела популярность также благодаря параллелизму образов с даосизмом: характерна вера в «счастливые земли» (фу ди) и «пещерные Небеса» (дун тянь), аналогичные «Западному раю» будды Амитабхи. Еще будда Амитабхи в Китае отождествлялся с буддой Безмерного долголетия, считался подателем вечной жизни.
От прочих буддийских школ цзинту-цзун отличается положением об освобождении от сансары не самостоятельно, а благодаря спасительной «силе другого» (та ли), т.е. будды Амитабхи, отчего она так и называлась школой «сил другого», в отличие от других школ – «собственных сил» (цзы ли). Необходимость опоры на силы Амитабхи объяснялась принципом угасания способностей существ в эпоху «конца Учения/Дхармы» (мо фа; см. Фа [1]), т.е. тысячелетие, следующее за эпохами «истинного Учения/Дхармы» (первые 500 лет после нирваны Будды Шакьямуни) и «Учения/Дхармы лишь подобного истинному» (последующие 500 или 1000 лет). В последний из этих периодов люди уже не способны понимать сложности буддийской философии и заниматься изощренной техникой йоги. Остающийся единственный путь – возложить все надежды на сострадание Амитабхи.
Историческая справка: Сначала в 402 г появилось Общество белого лотоса, созданное Хуй-юанем, но деятельность общества прекратилось после его смерти. Далее даос Тань-луань продолжил его дело и разработал концепцию двух путей, вошедших в дальнейшем в доктрину цзинту-цзун: «путь трудных поступков (трудного прохождения)» и «путь легких поступков (легкого прохождения)». Первый заключается в попытке достичь освобождения, опираясь лишь на собств. усилия, и требует «не развернуться и не отступить», второй — в достижении освобождения с опорой на силу обета будды Амитабхи и следование предписаниям цзинту-цзун. Также привнес в школу несколько даоских методик достижения долголетия. Дао Чо в 609 г обратился к учению цзинту-цзун, разработал доктрину «школы пути мудреца» и «школы пути цзинту-цзун». Первый путь заключен в учении о достижении освобождения через размышления, мудрствования и реализацию укорененного в сознании структурообразующего «принципа» (ли [1]) мироздания. Второй путь — спасение верой в силу Амитабхи. Дао-чо полагал, что в эпоху «утраты дхармы (фа [1])» лишь цзинту-цзун способна нести высший смысл учения Будды. Шань-дао окончательно оформил доктрину цзинту-цзун.
Доктрина: Согласно сотериологич. доктрине цзинту-цзун, многократное повторение имени Будды приведет к тому, что после смерти своего последователя Амитабха призовет его к себе в «западную чистую землю» (или «западный мир предельной радости» — цзи лэ ши цзе). Практика «думания о Будде» составляет комплекс «внутренних причин» (нэй инь), ведущих к просветлению, а сила обетования Амитабхи реализует «внешние проявления» (вай сян) духовного совершенствования. «Думание о Будде» практиковалось в трех видах: 1) посредством произнесения имени Будды; 2) посредством взирания на изображения Будды; 3) как «думание» об истинной безатрибутной (не бытийной, но и не пустотной) сущности Будды. «Думание посредством произнесения имен» относилось к типу медитативных приемов, опирающихся на «возбуждение сердца» (сань синь), т.е. стимуляцию определенных областей сознания с помощью идеомоторных психических механизмов, а два других вида этой практики — к методам «умиротворения сердца» (дин синь), или «взирания и выверения» (гуань ча), основанных на постепенной транквилизации сознания с использованием ассоциативной коррекции импульсов подсознания. Хуй-юань и его прямые последователи в основном практиковали методы «умиротворения», сложность к-рых ограничивала число последователей. Со времен Тань-луаня оба подхода начали сочетаться, а затем постепенно на первый план выступило «думание посредством произнесения имен», что открывало дорогу большему числу адептов. Начиная с Шань-дао стало принято разделять практику цзинту-цзун на «истинные поступки» (чжэн син) и «различные поступки» (цза син). К «истинным поступкам» относился особый тип поведения, предписываемый в трактатах школы, к «различным» — все остальные поступки, не противоречащие буд. доктрине. «Истинные поступки» делились на пять категорий: поклонение будде Амитабхе, его восхваление; созерцание его изображения; вызывание в сознании его образа, размышления над смыслом «тела Будды»; чтение вслух канонических книг школы; рецитация имени Амитабхи, занявшая центр. место в практике цзинту-цзун.
Расхождения: относительно того, на что следует опираться на пути к освобождению. Напр., Хуй-юань предлагал опираться исключительно на собств. силы и использовать для достижения «просветления» как практику «возбуждения сердца», так и методы «умиротворения сердца»; Шань-дао ставил во главу угла силу обета Амитабхи, реализующую уход из этого мира и возрождение в мире ином.
Осн. канонами школы считаются «Сутра Амитаюса/Безмерного долголетия» («У лян шоу цзин»; рус. пер.: Д.В.Поповцев, 2000; рус пер.), описывающая силу обетования Амитабхи о спасении живых существ и смысл его добродетели, «Сутра о созерцания Амитаюса/Безмерного долголетия» («Гуань У лян шоу цзин»; рус. пер.: Д.В.Поповцев, 2000) — о доктрине возрождения в «Чистой земле» и «Амитабха сутра» («Амито-фо цзин»; рус. пер.: Д.В.Поповцев, 2000) — о том, как опираться на силу имени будды.
Чань. 禪宗, чань школа. Одна из наиболее влиятельных школ китайского буддизма. Возникла на рубеже V–VI вв. По преданию, основана выходцем из Индии Бодхидхармой, прибывшим в Китай во 2-й четверти VI в., обосновавшимся в монастыре Шаолинь-сы (пров. Хэнань). Название чань связано с техникой созерцания, поэтому главенствующая роль в школе чань отводилась медитации. Науч. название чаньского направления кит. буддизма — «сердце/сущность Будды» (фо синь). Чань-буддизм осмысляет себя как учение, продолжающее импульс истинного знания, когда-то принесенный в мир Буддой Гаутамой. (история такова: Будда Шакьямуни однажды взял в руку цветок и «разразился смехом». Только один ученик, Кашьяпа (Цзяшэпо), понял глубокий смысл этого учения, поэтому ему передали «печать сознания будды». На ней и основывается традиция Чань.) Необходимо было создавать историю своей школы, чтобы конкурировать с другими сектами. Поэтому разрабатывается версия о «линии патриархов», первый из них – Бодхидхарма.
Др. отличительной особенностью традиции чань было учение о «внезапном просветлении» (дунь у), разработанное Хуй-нэном, основателем т.н. южной ветви чань-буддизма.
На раннем этапе своего распространения в Китае чань-буддизм выступал против любых форм ритуала, против авторитетов и догм. Чисто чаньских монастырей не существовало. Последователи чань были бродячими монахами (юнь-шуй-сэн) и жили либо в уединении, либо при монастырях др. буд. школ. Изучению буд. письменной традиции не придавалось никакого значения. Гл. задачей адепта считалось достижение «просветления/прозрения», для чего было необходимо постичь свою изначальную «природу будды» (фо син). Одни из важнейших принципов учения чань: «Смотри в свою природу - станешь буддой» (цзянь син чэн фо) и «Просветление передается от сознания/сердца к сознанию/сердцу без опоры на письменные знаки» (у ли вэнь сюэ). Задача опытного наставника заключалась в том, чтобы при помощи неординарных слов и поступков «подтолкнуть» ученика к «подлинному просветлению». Однако к концу дин. Тан (618–907) чань-буддизм в значит. степени утратил свой прежний бунтарский дух, стал менее импульсивным и спонтанным. Чаньская практика эпохи Сун (960–1279) приобрела регламентированный и упорядоченный характер. Место экспромта заняли дисциплина, порядок, канон, иерархия и нормативность. После первых аскетичных поселений во главе с Ма-цзу Дао-и (709-788) и Хуай-хаем (720-814) возникли крупные и богатые чаньские монастыри, жизнь к-рых регулировалась внутр. уставами, сложилась разветвленная монастырская бюрократия. Выделилось неск. школ (а внутри них — направлений), каждая их к-рых претендовала на то, чтобы считаться единственно истинной.
4 основных принципа Чань-буддизма (по легенде сформулировал Бодхидхарма): · «не опираться на слова и тексты», · «особая передача вне учения», · «прямое указание на сознание», · «созерцая собственную природу, становиться буддой».
Еще подробнее про историю становления чань-буддизма можно почитать здесь: https://www.litres.ru/aleksey-maslov/klassicheskie-teksty-dzen/chitat-onlayn/ Настин билет: Китайскую буддийскую мысль принято отделять от классической китайской философии, основанной в первую очередь на построениях конфуцианства и даосизма. На протяжении всей своей истории в Китае буддизм оставался маргинальным по отношению к осн. культурному потоку явлением. Тем не менее он не только оказал огромное влияние на развитие культуры Китая, но и, в его китайских версиях, стал одним из оснований духовных культур др. стран Вост. Азии. На уровне массового сознания он, по крайней мере с начала I тыс. н.э., стал восприниматься как одна из равноценных составляющих комплекса сань цзяо 三教 — «трех учений», наряду с конфуцианством и даосизмом Расцвет буддизма в Китае приходится на VI–VIII вв., когда там насчитывалось несколько десятков тыс. монастырей, миллионы монахов и послушников. «Китаизация» буддийских доктрин привела к возникновению самобытных школ буддизма, крупнейшие из к-рых развивали традиции различных направлений махаяны (одно из двух основных существующих направлений буддизма, включающее ряд региональных «школ», восходящих к сутрам, написанным преимущественно на санскрите, и отличающихся по философии (в частности онтологии) и способам практики). 1. Так, школа саньлунь («школа трех трактатов»;, основанная Цзи-цзаном (VI — нач. VII в.) на базе созданной Сань-ланем школы шэлин сянчуань («школа преемственности в горах Шэ»), продолжила учение мадхьямики, наиболее радикально отрицающее реальность и внеш., и внутр. Мира Школа получила название от трех трактатов-шастр. Первые два — «Шастра о срединном видении» и «Шастра о двенадцати вратах» — приписываются основоположнику махаяны Нагарджуне (II в.), к-рый считается первопатриархом школы саньлунь; «Шастра в ста стихах» предположительно написана его учеником Арьядевой. Согласно доктрине этой школы, отдельно взятые дхармы существуют лишь относительно друг друга, а потому сами по себе нереальны, «пустотны». В отличие от других буддийских школ учение саньлунь постулировало одновременность, а не поэтапность «устранения ложного и выявления истинного» в восприятии человеком самого себя и мира. Цзи-цзан продолжил предложенную Нагарджуной трактовку «двух истин» — «мирской») и «абсолютной») — как последовательных и взаимообусловленных этапов и методов познания, соединение к-рых дает совершенное «срединное видение» (чжун гуань). Важный элемент доктрины саньлунь — концепция «срединного пути восьми отрицаний» (ба бу чжун дао): «Тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят». 2. Учение школы вэйши (фасян цзун) восходит к реформированной в VII в. Сюань-цзаном и его учеником Куй-цзи традиции виджнянавады (йогачары), к-рая в отличие от мадхьямики признает реальность внутр. мира. Основополагающими трактатами школы стали «Шастра о ступенях [учителей йогачары]» Васубандху (V в.) и— «Сводные сведения о махаяне» Асанги (V в.). Комментарий инд. мыслителя Дхармапалы (VI в.) на эти трактаты послужил основанием для построений китайских буддистов Куй-цзи и Сюань-цзана, разработавших своеобразную буддийскую «феноменологию сознания». Вся сфера опыта в вэйши трактуется как различные состояния сознания (санскр. виджняна, кит. ши [4]). Высший из выделяемых доктриной этой школы восьми видов сознания — алая-виджняна (кит. алайе ши, цзан ши — «сознание-сокровищница», «абс. сознание»), рассматривается как субстрат и источник других видов сознания. «Сознание-сокровищница» порождает комбинации дхарм, образующие вещи и явления, вследствие того, что в него заложены «отпечатки» опыта — кармические впечатления (санскр. васана, кит. сюнь си), или «семена», к-рые актуализируются через психику, и возникающая т.о. новая кармическая активность вновь создает васаны, закладываемые в алая-виджняну. Соответственно, цель религ. практики видится в том, чтобы очистить «сознание-сокровищницу» и предотвратить поступление в нее новых впечатлений — «семян». Другое название вэйши — фасян-цзун (школа «свойств дхарм»), стяжение от доктринальной формулы школы: чжу фа ши сян — «реальность свойств всех дхарм», подразумевающей, в противоположность мадхьямике, отрицание «пустотности», нереальности дхарм. Иногда школа фасян расматривается как направление, отдельное от вэйши, толковавшее преимущественно о свойствах дхарм. Ряд школ китайского буддизма махаяны, например хуаянь, чань и тяньтай, не имеют индийских аналогов. 3. Школа хуаянь свое учение основывает на инд. сутре («Сутра цветочной гирлянды»). Первопатриархом хуаянь традиционно считается Ду-шунь, но в действительности основал школу и систематизировал ее учение Фа-цзан. В доктрине хуаянь сочетаются положения двух ведущих направлений классического буддизма — мадхьямики и виджнянавады. Идеи виджнянавады дополнены положением мадхьямики об «истинной реальности» — объективном внерефлективном бытии. Абсолютное и единое сознание выступает источником не только эмпирич. видов сознания, но и порождающего их «сознания-сокровищницы» (к-рое, т.о., в отличие от виджнянавады не рассматривается как исходный вид сознания). Учение хуаянь о «беспрепятственном взаимопроникновении принципов и вещей/дел» рассматривает мир как универсум, к-рый полностью присутствует в каждом из его элементов — дхарм. Универсум уподобляется сети из драгоценных камней, отражающих друг друга, или образу будды, со всех сторон окруженному зеркалами и бессчетное число раз отраженному в них. Используя разработанное в классич. китайской философии понятие об универсальном структурообразующем начале ли [1] (принцип), мыслители хуаянь описывали совершенное состояние «единого сознания» как совокупность содержащихся друг в друге «принципов»: они пребывают в таком же единстве с «вещами/делами» эмпирического мира, к-рые так же являются аспектами «единого сознания». доктрина хуаянь — «беспрепятственное [взаимопроникновение] вещей/дел» — предполагает «взаимовключенность» всех вещей и явлений. Мудрец, достигший состояния будды, осознает единство мира и свое тождество с универсумом как «единым сознанием», выходя из иллюзорного мира рождений-смертей. Доктрины всех других школ буддизма мыслители хуаянь рассматривали как ступени к постижению учения хуаянь — «единственной колесницы» — или ее частные аспекты. После IX в. начался постепенный упадок хуаянь, но она еще несколько лет продолжала оставаться одной из ведущих доктринальных школ кит. буддизма. 4. Одно из крупнейших ранних течений китайского буддизма — школа тяньтай (по названию горы в пров. Чжэцзян; см. Тяньтай-цзун), осн. доктрины к-рой разработал Чжи-и (VI в.), стремилась к синтезу учений др. направлений махаяны и настаивала на идее присутствия «природы будды» во всем сущем. Природой будды наделены все существа, живые и неживые (другие школы так не считают) Ее главный доктринальный текст — («Сутра Лотоса благого закона», «Лотосовая сутра»). Доктрина тяньтай основана на учении и нянь сань цянь («одно [мгновение] мысли — три тысячи [проявлений]»). Три тысячи — число проявлений взаимопроникаемости десяти «миров дхармы» — физич. и психич. состояний, переживаемых живыми существами; просветление достигается посредством реализации в человеке мира будд. Чжи-и сформулировал также концепцию «пяти периодов — восьми учений», выделяющую в истории буддизма пять периодов, в последнем из к-рых открываются истины «Лотосовой сутры», а также подробную теорию самосовершенствования, известную как чжи гуань — «самопрекращение и самопостижение». Еще один аспект учения школы тяньтай — ее теория трех истин (сань ди; см. Сань ди юань жун). 1. Первая истина: «Истина пустоты». Любое явление причинно обусловлено, оно лишено самобытия и фактически бессущностно, будучи своего рода проявлением той совокупности причин и условий, к-рые ее породили. 2. Вторая истина: «истина о ложном» «условная истина». Все явления лишены истинной сущности, неизменной и постоянной основы и поэтому подобны иллюзорным образам или порождениям фантазии (хуань, хуа). 3. «Истина срединного пути» - между двумя крайними точками зрения. В действительности все явления наделены одной и той же «дхармовой природой» (фа син), не рождаются и не гибнут, будучи вечными проявлениями вечного будды. По существу, истиной в строгом смысле слова школа тяньтай считает только третью истину, тогда как первые две представляют собой лишь следствие неполного или неадекватного познания реальности. 5. Особое место в китайском буддизме занимает школа цзинту (см. Цзинту-цзун), возникновение к-рой связывают с именем Хуй-юаня (кон. IV — нач. V в.). Популярная в народе идея «счастливой земли», где обитают божества и «святые-бессмертные», была сопряжена со схожими буддийскими представлениями и культом будды Запада Амитабхи (амидаизмом), нацеливавшим адептов на возрождение в «чистой земле (цзин ту) предельной радости». Основу доктрины цзинту составляет идея спасения на основе постоянного сосредоточения на сущности будды Амитабхи и веры в силу его обета спасти от страданий все живые существа. «Думать о будде» (нянь фо) — вызывать в сознании его образ — помогала практика постоянной рецитации имени Амитабхи. От прочих буддийских школ цзинту-цзун отличается положением об освобождении от сансары не самостоятельно, а благодаря спасительной «силе другого» (та ли), т.е. будды Амитабхи, отчего она так и называлась школой «сил другого», в отличие от других школ – «собственных сил» (цзы ли). 6. Хуаянь, акцентировавшая разработку филос. проблем бытия, дополняла и подкрепляла теоретич. основания школы чань, делавшей упор на практику постижения высшей истины посредством интуитивного озарения. Ее создание приписывается инд. миссионеру Бодхидхарме (кон. V — нач. VI в.) — личности полумифической, к-рый якобы сформулировал четыре ее основных принципа: ● «не опираться на слова и тексты», ● «особая передача вне учения», ● «прямое указание на сознание», ● «созерцая собственную природу, становиться буддой». Название чань связано с техникой созерцания, поэтому главенствующая роль в школе чань отводилась медитации. Науч. название чаньского направления кит. буддизма — «сердце/сущность Будды» (фо синь). Чань-буддизм осмысляет себя как учение, продолжающее импульс истинного знания, когда-то принесенный в мир Буддой Гаутамой. (история такова: Будда Шакьямуни однажды взял в руку цветок и «разразился смехом». Только один ученик, Кашьяпа (Цзяшэпо), понял глубокий смысл этого учения, поэтому ему передали «печать сознания будды». На ней и основывается традиция Чань.) Необходимо было создавать историю своей школы, чтобы конкурировать с другими сектами. Поэтому разрабатывается версия о «линии патриархов», первый из них – Бодхидхарма. Др. отличительной особенностью традиции чань было учение о «внезапном просветлении» (дунь у), разработанное Хуй-нэном, основателем т.н. южной ветви чань-буддизма. На раннем этапе своего распространения в Китае чань-буддизм выступал против любых форм ритуала, против авторитетов и догм. Чисто чаньских монастырей не существовало. Последователи чань были бродячими монахами (юнь-шуй-сэн) и жили либо в уединении, либо при монастырях др. буд. школ. Изучению буд. письменной традиции не придавалось никакого значения. Гл. задачей адепта считалось достижение «просветления/прозрения», для чего было необходимо постичь свою изначальную «природу будды» (фо син). Одни из важнейших принципов учения чань: «Смотри в свою природу - станешь буддой» (цзянь син чэн фо) и «Просветление передается от сознания/сердца к сознанию/сердцу без опоры на письменные знаки» (у ли вэнь сюэ). Задача опытного наставника заключалась в том, чтобы при помощи неординарных слов и поступков «подтолкнуть» ученика к «подлинному просветлению». Однако к концу дин. Тан (618–907) чань-буддизм в значит. степени утратил свой прежний бунтарский дух, стал менее импульсивным и спонтанным. Чаньская практика эпохи Сун (960–1279) приобрела регламентированный и упорядоченный характер. Место экспромта заняли дисциплина, порядок, канон, иерархия и нормативность. После первых аскетичных поселений во главе с Ма-цзу Дао-и (709-788) и Хуай-хаем (720-814) возникли крупные и богатые чаньские монастыри, жизнь к-рых регулировалась внутр. уставами, сложилась разветвленная монастырская бюрократия. Выделилось неск. школ (а внутри них — направлений), каждая их к-рых претендовала на то, чтобы считаться единственно истинной. В VIII–IX вв. учение чань распространилось в Корее, в XIII–XIV вв. в Японии, позднее — во Вьетнаме
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.02 с.) |