Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика иероглифического мышления: (по статье гороховой «к проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии») я делала доклад этот
Многое для раскрытия аутентичной семантики китайских терминов дает идеографический анализ иероглифических знаков — носителей этих терминов, поскольку именно здесь кроется неповторимая специфика китайской культуры. Главная специфика иероглифики заключается в том, что иероглиф обычно несет в себе целую концепцию, порой требующую для ее выражения в переводе ряда логических и образных средств, как бы вытягивающих в одну линию то содержание, которое символика иероглифа охватывает объемно и целостно. Знакомство с основными общетрадиционными китайскими категориями позволяет, на наш взгляд, говорить об иероглифически воплощенных космизме и энергетизме как об основных чертах традиционного китайского мировоззрения, И хотя эти черты сближают его с античной культурой Греции и традиционными индийскими учениями, можно сказать, что в силу той же иероглифической специфики древнекитайский космизм и космизм, скажем, древней Греции существеенно различаются. В греческом языке каждый категориально выделенный термин выражает некий космический объект (и тем самым дает импульс прежде всего к онтологии), а в иероглифических категориях задаются не только онтологические единицы, на которые делится космос, но и их первичные взаимоотношения (то,.что в фонетической письменности может быть выражено лишь фразами). 1 ПРИМЕР. ИЕРОГЛИФ 仁 Одним из наиболее выразительных в этом отношении является иероглиф жэнь, занявший центральное место в конфуцианском мировоззрении и потому сыгравший значительную роль в китайской культуре, которая в разное время (и в разных ее аспектах) немыслима без конфуцианских инспираций. Этот иероглиф состоит из элементов «человек» (слева) и «два», причем двоица несет в себе идею параллельных друг другу Верха (Неба) и Низа (Земли), которые объединяются единым человеком. В этом знаке нетрудно увидеть и космизм конфуцианского мировоззрения, онтологически представляющего мир как единство и мистерию указанных трех начал, и основы антропологии, опирающейся на идею, что человек — носитель двух сакральных начал, синтезирующий их в единый космос, и учение о социуме, поскольку на другом уровне рассмотрения (где верх и низ получают социализированное смысловое наполнение) находит отражение принципиальная социальная необходимость коммуникации (в которой всегда участвуют как минимум двое: правитель — подданный, отец — сын, муж — жена)
2 ПРИМЕР. 工,地,王 Те же концептуальные рамки (сакральная триада Небо — Земля — Человек) и сакральное положение человека, связующего Небеса и Землю, раскрытые в знаке жэнь, нетрудно обнаружить и во многих других иероглифах, например, в иероглифе гун — «работа», «труд», в котором ясно 'указано, что всякое производящее что-либо действие устанавливает некий прямой контакт между Небом и Землей. Если в знаке жэнь Небо и Земля как бы охватываются человеком («очеловечиваются»,; по выражению И. И. Семененко), то здесь они просто соединяются короткой вертикалью. «Вертикальность» человека, стоящего между сакральным Небом и сакральной Землей, весьма значима в традиционной китайской аксиологии. Сакральная сфера Небес (тянь) пиктографически изображается как расположенная над головой человека плоскость, которую традиция символизирует в виде круга, что, возможно, связано с круговыми движениями Солнца и светил. В иероглифе ди — «земля» можно различить выходящее из нее растение —Первая часть его соответствует,,вместилищу", содержащему зародыш, откуда показался росток». Если сфера Небес прежде всего неосязаема и качественна, то земная сфера осязаема и количественна; символ ее — квадрат. Эти простейшие определения гораздо более тонки на деле, чем кажется на первый взгляд, они закладывают основы определенной иерархии ценностей. Так как Небеса равнозначны бесформенному, энергии, а Земля — инертности, то первые оплодотворяют вторую, т. е. «потенциально существующее,,нижнее" приводится в действие определенно существующим „верхним"». Эти же определения позволяют понять сакральное наполнение иероглифа ван — «вождь», «князь», который обладает в равной мере небесным (духовным) планом и земной властью — стоит в центре всего сущего и служит основой любого проявления в Поднебесной. 3 ПРИМЕР. 气 Рассматривая идеограмму иероглифа ци, элементы которой в 'первом приближении создают образ паров, возникающих при варке риса, Ж.-А, Лавье отмечает, что в изображении (слева) колоса злака, раскалывающегося при молотьбе, нельзя не увидеть крест, показывающий четыре времени года (весна— слева, лето — вверху, осень — справа, зима — внизу), и диагональные вехи циклической системы усин (пять элементов). Пар (справа) «напоминает что-то нематериальное: он окружает так называемый злак: действие (цикл) заключается в нематериальном импульсе». Идеограммы иероглифа ци подтверждают справедливость понимания этой традиционной категории как объединяющей в себе идею материального и нематериального, что выражается в сочетании двух форм: вещественной форме злака и невещественной пара. Ж-~А. Лавье отмечает также три линии в изображении пара, связывая их с триадой Небо—'Земля — Человек. Материальная форма сопряжена с Землей (соответственно нижней линии пара, вытянутой книзу), нематериальная — с. Небом '(направленная вверх верхняя линия пара), и обе они встречаются в Человеке (к которому относится в этом случае средняя линия).
Идеографическое исследование иероглифических знаков позволяет сохранить в нерасторжимом единстве гносеологически значимую нагрузку китайских категорий + их аксиологическую наполненность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.008 с.) |