Специфика иероглифического мышления: (по статье гороховой «к проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии») я делала доклад этот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика иероглифического мышления: (по статье гороховой «к проблеме интерпретации категорий традиционной китайской философии») я делала доклад этот



Многое для раскрытия аутентичной семантики китайских терминов дает идеографический анализ иероглифических знаков — носителей этих терминов, поскольку именно здесь кроется неповторимая специфика китайской культуры. Главная специфика иероглифики заключается в том, что иероглиф обычно несет в себе целую концепцию, порой требующую для ее выражения в переводе ряда логических и образных средств, как бы вытягивающих в одну линию то содержание, которое символика иероглифа охватывает объемно и целостно.

Знакомство с основными общетрадиционными китайскими категориями позволяет, на наш взгляд, говорить об иероглифически воплощенных космизме и энергетизме как об основных чертах традиционного китайского мировоззрения, И хотя эти черты сближают его с античной культурой Греции и традиционными индийскими учениями, можно сказать, что в силу той же иероглифической специфики древнекитайский космизм и космизм, скажем, древней Греции существеенно различаются. В греческом языке каждый категориально выделенный термин выражает некий космический объект (и тем самым дает импульс прежде всего к онтологии), а в иероглифических категориях задаются не только онтологические единицы, на которые делится космос, но и их первичные взаимоотношения (то,.что в фонетической письменности может быть выражено лишь фразами).

1 ПРИМЕР. ИЕРОГЛИФ 仁

Одним из наиболее выразительных в этом отношении является иероглиф жэнь, занявший центральное место в конфуцианском мировоззрении и потому сыгравший значительную роль в китайской культуре, которая в разное время (и в разных ее аспектах) немыслима без конфуцианских инспираций. Этот иероглиф состоит из элементов «человек» (слева) и «два», причем двоица несет в себе идею параллельных друг другу Верха (Неба) и Низа (Земли), которые объединяются единым человеком. В этом знаке нетрудно увидеть и космизм конфуцианского мировоззрения, онтологически представляющего мир как единство и мистерию указанных трех начал, и основы антропологии, опирающейся на идею, что человек — носитель двух сакральных начал, синтезирующий их в единый космос, и учение о социуме, поскольку на другом уровне рассмотрения (где верх и низ получают социализированное смысловое наполнение) находит отражение принципиальная социальная необходимость коммуникации (в которой всегда участвуют как минимум двое: правитель — подданный, отец — сын, муж — жена)

2 ПРИМЕР. 工,地,王

Те же концептуальные рамки (сакральная триада Небо — Земля — Человек) и сакральное положение человека, связующего Небеса и Землю, раскрытые в знаке жэнь, нетрудно обнаружить и во многих других иероглифах, например, в иероглифе гун — «работа», «труд», в котором ясно 'указано, что всякое производящее что-либо действие устанавливает некий прямой контакт между Небом и Землей. Если в знаке жэнь Небо и Земля как бы охватываются человеком («очеловечиваются»,; по выражению И. И. Семененко), то здесь они просто соединяются короткой вертикалью. «Вертикальность» человека, стоящего между сакральным Небом и сакральной Землей, весьма значима в традиционной китайской аксиологии.

Сакральная сфера Небес (тянь) пиктографически изображается как расположенная над головой человека плоскость, которую традиция символизирует в виде круга, что, возможно, связано с круговыми движениями Солнца и светил. В иероглифе ди — «земля» можно различить выходящее из нее растение —Первая часть его соответствует,,вместилищу", содержащему зародыш, откуда показался росток».

Если сфера Небес прежде всего неосязаема и качественна, то земная сфера осязаема и количественна; символ ее — квадрат. Эти простейшие определения гораздо более тонки на деле, чем кажется на первый взгляд, они закладывают основы определенной иерархии ценностей. Так как Небеса равнозначны бесформенному, энергии, а Земля — инертности, то первые оплодотворяют вторую, т. е. «потенциально существующее,,нижнее" приводится в действие определенно существующим „верхним"». Эти же определения позволяют понять сакральное наполнение иероглифа ван — «вождь», «князь», который обладает в равной мере небесным (духовным) планом и земной властью — стоит в центре всего сущего и служит основой любого проявления в Поднебесной.

3 ПРИМЕР. 气

Рассматривая идеограмму иероглифа ци, элементы которой в 'первом приближении создают образ паров, возникающих при варке риса, Ж.-А, Лавье отмечает, что в изображении (слева) колоса злака, раскалывающегося при молотьбе, нельзя не увидеть крест, показывающий четыре времени года (весна— слева, лето — вверху, осень — справа, зима — внизу), и диагональные вехи циклической системы усин (пять элементов). Пар (справа) «напоминает что-то нематериальное: он окружает так называемый злак: действие (цикл) заключается в нематериальном импульсе». Идеограммы иероглифа ци подтверждают справедливость понимания этой традиционной категории как объединяющей в себе идею материального и нематериального, что выражается в сочетании двух форм: вещественной форме злака и невещественной пара. Ж-~А. Лавье отмечает также три линии в изображении пара, связывая их с триадой Небо—'Земля — Человек. Материальная форма сопряжена с Землей (соответственно нижней линии пара, вытянутой книзу), нематериальная — с. Небом '(направленная вверх верхняя линия пара), и обе они встречаются в Человеке (к которому относится в этом случае средняя линия).

Идеографическое исследование иероглифических знаков позволяет сохранить в нерасторжимом единстве гносеологически значимую нагрузку китайских категорий + их аксиологическую наполненность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.008 с.)