Ранние легисты (ли куй, у ци) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранние легисты (ли куй, у ци)



Первым из числа тех, кого специалисты склонны отнести уже к сформировавшейся школе фа, считается Ли Куй (или Ли Кэ). Время его жизни приходится на вторую половину V и начало IV в. до н.э., не известно был это один человек или двое. Ли Куй (Ли Кэ) может считаться ранним легистом, еще отнюдь не порвавшим ни с конфуцианством, ни с древними патерналистскими традициями, но уже хорошо сознающим, что Поднебесной необходимы реформы. Реформы в двух основных направлениях: в сфере сельского хозяйства, дабы государство было богатым, а его подданные не голодали, и в военном деле, чтобы воинская мощь способствовала укреплению страны. Ли Куем был составлен судебник для упорядочивания системы наказаний.

У Ци был младшим современником Ли Куя. У Ци сначала служил в Вэй, а затем бежал в Чу. Он сделал ясными законы, выгнал бесполезных чиновников, устранил бестолковых советников, отменил кормление дальних родичей вана, заботился о воинах, укреплял армию.

Шэнь Бу-хай

В отличие от ранних легистов Шэнь Бу-хай (400-337 гг. до н.э.) достаточно длительное время— около 15 лет— был министром (сяном) в царстве Хань. Он известен не столько своими реформами, о которых источники почти ничего не говорят, сколько созданием весьма развитой теории управления. Шэнь Бу-хая можно считать основоположником искусства управления (шу). При этом речь идет не об управлении во имя блага народа, но об усилении абсолютистской власти государя.

Главная идея его концепции — призыв к установлению абсолютной власти государя. Власть ценна сама по себе. Шэнь Бу-хай создает образ идеального правителя. Принцип недеянияу-вэй является одним из центральных пунктов теории Шэнь Бу-хая.Это и побудило Сыма Цяня связать Шэня с даосизмом. На деле все обстоит иначе. Идею у-вэй знали в Китае задолго до оформления основных даосских трактатов. Правитель должен обладать следующими качествами:  бесстрастность, непроницаемость и “напускная” пассивность. Внешне правитель ничего не делает, но при всем этом находится в мобилизационной готовности. Таким образом, у-вэй здесь — это отсутствие видимого действия, тем более административной суеты.

Особое внимание в теории Шэнь Бу-хая уделено принципам управления. Первый из них — чжэн-мин, выпрямление имен (и названий), суть его сводилась к тому, что все существа и вещи должны соответствовать своим именам и наименованиям.

Другой важный принцип управления, выдвинутый и разработанный Шэнь Бу-хаем, — это син-мин. Под син-мин имелось в виду «соответствие наименованию», что означало требование к чиновникам исполнять их функции строго в соответствии с должностью.

Он считал едва ли не главным принципом техники административного управления подбор кадров чиновников, проверка их работы и контроль над ними. В отличие от Конфуция, он не считал, что чиновниками должны быть добродетельные люди. Его принцип иной: на любую должность следует подбирать людей, пригодных для исполнения необходимых функций.

Шан Ян

Гунсунь Ян, более известный как Шан Ян, был выходцем из обедневшей аристократической семьи царства Вэй, отчего его летописцы называли также «вэйским Яном». Стремясь выдвинуться, он предложил вэйскому правителю план радикальных реформ государства в рамках идеологии легизма. Получив категорический отказ, он покинул родину и в 361 году до н. э. поступил на службу к правителю царства Цинь.

       Теория социального управления Шан Яна

Система идей Шан Яна несет на себе следы раннего легизма Ли Куя и У Ци с их повышенным вниманием к земледелию и военному делу. В меньшей степени она связана с авторитаризмом Шэнь Бу-хая, мягкий легизм которого явно не вписывался в те нормы, которые были характерны для жесткого легизма Шан Яна.

Созданная Яном система рангов строго иерархизировала всю социальную систему и превратила общество в нечто вроде гигантской казармы. В рамках этой казармы продвижение вверх допускалось за заслуги прежде всего в военном деле. Чиновникам и знати строго запрещалось заниматься личными делами, была создана система доносов.

Шан Ян не заботился о народе, о считал, что простой народ должен быть слабым и глупым, потому что так им легче управлять, народ же не сопротивлялся. Также Шан Ян призывал осваивать пустующие земли.

Шан Ян провел реорганизацию системы административно-территориального деления Цинь, в результате чего из-под ног знати была выбита главная ее опора— наследственные земельные владения. Их осталось крайне немного, да и размеры их были невелики. Владение Шан, полученное Яном, состояло всего из 15 поселений. Вся остальная территория огромного царства была поделена на несколько десятков уездов, возглавлявшихся сменяемыми и оплачивавшимися казной чиновниками. Неважно, были они родом из высшей знати или нет, они больше не являлись наследственными владетелями феодального типа.

Расчленив крестьянские семейно-клановые группы, лишив подавляющее большинство аристократов наследственных владений, избавившись от интеллектуалов из числа прежде всего конфуцианцев- жу-цзя, его главных идейных противников, и припугнув городское население, ремесленников и торговцев, строгими санкциями, вэйский Ян добился того, что государство как всемогущий аппарат власти вышло на передний план. Он подвел под него мощный силовой фундамент — хорошо организованную армию. Главное, чего добивался Шан Ян, — это создание сильной армии.

Шан Ян позаботился и о том, чтобы шедшие на смену аристократии казенные чиновники, которые составляли теперь костяк аппарата власти, не имели слишком большой силы. Именно для этого их обязывали строго следить друг за другом, не вступать между собой в приятельские отношения и не медлить с доносом в случае нарушения кем-либо из них закона.

Главный принцип реформатора по отношению ко всем слоям населения заключался в политике ограничения имущественного положения населения, чтобы не было ни богатых, ни бедных. Что касается чиновников, то их способности и тем более ум не были нужны — нужны были беспрекословное послушание и исполнительность.

Аристократы были лишены независимых от правителя владений, равно как и привилегий, получая лишь то, что давалось за заслуги в войнах (а в случае неудач с легкостью отбиралось).

Если говорить об основной массе населения, то по отношению к ремесленникам и торговцам все было ясным: их Шан Ян едва терпел, и каждый из них мог в любую минуту все потерять. К земледельцам отношение было иным, но богатые были нежелательны. Разбогатевшим предлагалось купить ранг за весьма большое количество зерна. Отказ от излишков в пользу казны компенсировался, таким образом, некоторым повышением социального статуса, что было престижным, но не влекло за собой стабильности.

Все эти новации, шедшие вразрез с привычными нормами и традициями, не могли идти легко. В стране назревал внутренний протест, что хорошо понимал реформатор. Нужна была сила, которая одолела бы возможные проявления активного протеста. Об армии в этой связи уже упоминалось, но это была сила внешняя, направленная прежде всего на завоевания. Внутренней силой должен был стать закон.

В книге Шан Яна часто употребляется понятие закон, с повторами и дополнительными аргументами и разъяснениями. Создается впечатление, что под этим термином имелись в виду не только исходившие от власти указы и жесткие регламенты, но и мощный аппарат принуждения, созданный для придания веса всем этим правительственным распоряжениям. В книге не упоминаются судебные процессы или разбирательства. В системе Шан Яна существовали суровые законы, без которых он бы не смог достичь желаемого. Поэтому в понятие «закон», по Шан Яну, безусловно, входил мощный, разветвленный, всезнающий и внушающий страх репрессивный аппарат.

Законы Шан Яна резко усилили реальную власть административного аппарата и его высшего руководства. Сам закон держался прежде всего на полной и исчерпывающей информации, включая негласную, т.е. доносы. В понятие информации по тем временам входило и точное знание обо всем, что происходило в царстве, и какими ресурсами оно располагало. Об этом становилось известно через систему донос ов.

Законы преследовали цель создать в стране ситуацию жесточайшего конформизма. Все обязаны были руководствоваться минимумом знаний и четкими обязанностями перед властями, это вело к упрощению экономических отношений и облегчению контроля над ними.

Что осталось после Шан Яна? Мы не знаем, сколько переселенцев из иных стран удалось переманить в отсталое, слаборазвитое, малонаселенное и полуварварское царство Цинь. Но можно предполагать, что по меньшей мере частично этот проект реформ оказался успешным, ибо циньская армия за счет дохода от хозяйств переселенцев увеличилась и стала самой сильной в чжоуском Китае, что помогло ей в конечном счете покорить все остальные царства и объединить Поднебесную. В то же время нет сомнений, что преследование городского населения, и в частности конфуцианских «паразитов», после Шан Яна значительно ослабло, если не прекратилось вовсе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.01 с.)