Причины и формы социальных конфликтов в древнеиндийском варновом обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и формы социальных конфликтов в древнеиндийском варновом обществе



В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Северной Индии брахманизма. Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие - реально или номинально - к ариям.

 

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи - и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть племени и требовал нового механизма социального регулирования и защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

 

Кшатрии в это время начинают понимать, что брахманы обладаютсильным оружием - духовной властью. Они недовольны этим, так как хотят всей полноты власти. Начинает распространяться мнение, что брахманы – дармоеды, так как не производят никаких материальныхблаг. Начинают появляться кшатрийские школы. Идеологическая борьба доходит до точки кипения. Сложные процессы происходят и внутри самой варны брахманов. Эта внутренняя ересь была отражена в 6-й книге эпического произведения ведической литературы Махабхарата, Бхагавадгите. Среди них появляется внутренняя ересь. Продолжает существовать неравенство между шудрами и остальными тремя Варнами. Начинается брожение умов среди шудр. Некоторые женщины также перестают мириться со своим положением.

 

Этот период был заполнен интенсивными духовными поисками, отражавшими всеобщее «брожение умов». Носителями новых идейявлялись аскеты, порвавшие с миром и проводившие жизнь в скитаниях по стране. Позднейшие тексты называют их шраманами. Первые скитальцы не основывали общин, не создавали школ, не оставляли после себя канонизированного текста. Но они оказали большое влияние на идеологию в стране. Постепенно характер их деятельности менялся. Аскеты могли окружать себя учениками. Однако эти общины не были прочно организованными коллективами: ученик мог покинуть обитель, отправиться скитаться сам или перейти в другую


общину. Последующая эпоха выявила необыкновенное разнообразие учений и школ.

 

Астические школы

Астические школы – ортодоксальны, потому, что признают авторитет вед. Настические – неортодоксальные, не признают авторитет вед.

Первыми ортодоксию пересматривали астические школы - даршаны. Так как их было 6 (Ньяя, Вайшешика, Йога, Санкхья, Миманса, Веданта), их часто называют шаддаршан (6 даршанов).

Астика признаёт Веды. Также они признают трёх богов индуизма (тримурти): Брахму, Шиву и Вишну. Вишну – бог-творец, созидатель. У него есть 10 аватар (одна из них – 8-я – Кришна; индуисты считают, что Будда – это 9-я аватара Вишну, и что он пришёл для того, чтобы прекратить кровавые жертвоприношения). Очень популярный персонаж. Шива – главный йогин, он весь чёрный, так как выпил всю людскую скорбь.

 

6 даршанов:

1. Основатель школы Ньяя – Готама. Он со своими последователями занимался разработкой понятийного аппарата, чтобы формулировать знания более системно. Это школа реализма. Наиболее важные категории: братьякша – восприятие, акумана – вывод, шабуда – свидетельство авторитетных и опытных учителей. Гносеология

2. Школа Вайшешика. Они занимались внешней природой, опираясь на учение Ньяя. Важные понятия этой школы: дравья – субстанция, гуна – качество, свойство, модус, карма – действие, движение, самания – всеобщность, вишеша – индивидуальность, особенность, самавайя – существование, (не знаю, как на санскрите) – не существование. Онтология

3. Школа Санкхья («счет», «исчисление»). Её основатель – мудрец по имени Канада. Он и его последователи занимались теорией числа. Поэтому их часто сравнивают со школой Пифагора. Выдвинули идеи о количестве и мере, формировали учение о душе, психике. Считали, что верховного бога-устроителя Вишнакарнана не существует, высшей силы нет.

4. Школа Йога. Зачатки появления этой школы появились очень давно. Наиболее чётко эту школу охарактеризовал Патанджали, которому принадлежит авторство Йога-сутры. Всё направлено на работу внутри себя, так как жизнь всего одна и не очень долгая. Считали, что нужно сосредоточиться на использовании джняны – интеллекта. Нужно научить его сосредотачиваться, действовать в ритме. Для этого они входили в специальный йогический транс. Йогический транс состоит из 8 ступеней:


1. Йама – обуздание чувств. На этой ступени йогины пытались стать бесстрастными, отключить 5 органов чувств.

2. Ньяма – почувствовать    относительную    основу мира вещей. Добро и зло не есть истина

3. Асана – поза. Самая известная – поза лотоса (ноги под себя, прямая спина, чтобы был хороший кровоток, глаза полуприкрыты

– как бы наполовину находишься в этом и не в этом мире, полуулыбка – не очень серьёзно ко всему этому относишься)

4. Полный покой. Дыхание в свободном ритме, в том, которое индивидуально комфортно

5. Пратьяхара – отключение восприятия внешнего и полностью устремление в самого себя.

6. Дхарана – активизация внимания к объекту медитации.

7. Дхьяна – Чистое созерцание. Очень творческое состояние. Его часто сравнивают с состоянием сна. Предполагается высвобождение интеллекта.

8. Саматхи - Полная сосредоточенность.

5. Школа Миманса. Занималась исследованием Ведических текстов. Её основатель – Джаймими. Эту школу сравнивают со школой Сократа. Для них также философия была образом жизни. Не написали ни одной строки.

 

6. Школа Веданта (перев. «Завершение Вед»). Считает себя завершением ведической традиции, а значит – высшей точкой её развития. Её основатели – Гаудапада и Шанкара. Также как представители школы Миманса, Ведантисты считают, что Веды вечны, и их мудрость не уступает ничему. Считают, что эти тексты нужно постоянно комментировать. Главные темы их философии были темы кармы и метапсихоза (переселения душ). В философии Веданты было два периода. Первый – Вишишта Веданта (непоследовательная Веданта), которые отвечали на вопросы «ни да, ни нет». В 12-13 веке уже возникла школа «ДвойственнойВеданты» - она была очень близка Платонизму.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.007 с.)