Билет 1 Основные теоретико-методологические принципы изучения истории философии и особенности их применения к восточной философии 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 1 Основные теоретико-методологические принципы изучения истории философии и особенности их применения к восточной философии



КИТАЙ

1. Методологические проблемы изучения китайской философии. Специфика «иероглифического мышления»

2. Принципы исторической периодизации китайской философии

3. Классификация основных философских школ периодов Чунь цю и Чжань го (VIII – III вв. до н. э.): жу цзя, дао цзя, инь-ян цзя, мо цзя, мин цзя и фа цзя

4. Общий мифопоэтический и натурфилософский субстрат древнекитайских философских учений. Система канонов «У цзин» («Лю цзин»), «Ши сань цзин» и концепты инь-ян, у син, тай цзи, тянь, дэ

5. Значение «И цзин» в становлении общекитайской философской и научной методологии. Проблемы логики и нумерологии

6. Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.): судьба, учение, традиция. Концепты чжи, ли, и, жэнь. Принципы чжэн мин, чжун юн, цзюнь цзы

7. Мэн-цзы (ок. 372 – 289 гг. до н. э.) и Сюнь-цзы (ок. 313 – 238 гг. до н.э.): проблема преемственности и эволюции конфуцианской доктрины

8. Истоки формирования даосской традиции и основные аспекты учения Лао-цзы (VI – V вв. до н. э.) и Чжуан-цзы (369 – 286 гг. до н. э.). Понятия дао, дэ, цзы жань, у вэй, хэ, шэн жэнь

9. Мо Ди (479 – 400 гг. до н. э.): учение о «всеобщей любви», почитании мудрости и основаниях правильного рассуждения

10. Школа легизма и теория социального управления Шан Яна (390 – 338 гг. до н. э.)

11. Хань Фэй (ок. 280 – 233 гг. до н. э.) и проблема конфуцианско-легистско-даосского синкретизма

12.Основные школы китайского буддизма периодов Суй и Тан (VI – X вв. н. э.): сань лунь, тянь тай, хуа янь, фа сян, цзин ту, чань

13. Северная и южная школы чань: общие идеи и принципиальные различия. Хуэйнэн (638 – 713 гг.) и Линьцзы (ум. ок. 866 г.)

ИНДИЯ

Билет 2 Генезис и структура основного корпуса вед

Этимология

Веда (санкср.) «знание», «мудрость». В своём значение «знание» также используется к явлениям, не относящихся к религии или философии, например, агада-веда—медицинская наука.

Веда—те знаки, которые были дарованы богами древним мудрецам. Это божественные знания.

Ведический тексты складывались в среде арийских племен, которые появились на северо-западе Индии в конце II—начале I тысячелетия. Кроме вед арийцы также принесли в Индостан:

• Новый европеоидный фенотип;

• Устный язык (его еще называют ведийским);

• Новый тип общества: жрецы-военная аристократия-крестьяне (позже еще добавились шудры– домашние рабочие, домохозяйки, прачки – всё местное население, в независимости от ранее занимаемого общественного положения). Понятие «варна» также изобрели арии.

Изначально веды передавались только устно. Но с появлением письменности, древние мудрецы не спешили их записывать. Считалось, что эти знания сященны, а в записанном виде могли быть использованы для вреда.

 

Строение вед

 


Самхит


Веды


Упанишады


Основной текст вед: собрание гимнов, молитв, заклинаний и др.


Комментарии к самхитам.

Постепенно превратились в сборник ритуальных наставлений для жрецов.


Заповеди для лесных отшельников, жизнеописания святых. Айтарея- араньяка – самый известный из текстов. Тема своеобразного и нового отношения к человеческой личности. Здесь же впервые формируется и понятие Атман – то собственное, свое, в чем выражена сущность живого организма.


Тексты-наставления.

Обсуждалась философия медитации и природа Бога.


Чтобы иметь правильное представление о структуре Вед, необходимо также учитывать, что каждая отмеченная выше группа ведической литературы не является единым целым. Самхиты – это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Брахмана относится к определенной Самхите: Ригведа имеет свои Брахманы, Самаведа – свои и т.д. Араньяки и Упанишады непосредственно примыкают или к Самхитам, или к Брахманам: свои Упанишады или Араньяки имеет не только та или иная Самхита, но и та или иная Брахмана. Поскольку, однако, Брахманы имеют своим истоком Самхиты, относящиеся к ним Араньяки или Упанишады также примыкают к Самхитам. Следовательно, вся эта структура Вед в конечном счете определяется структурой Самхит. Поэтому иногда говорят: ведическая литература состоит из четырех Вед (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), а каждая Веда – из четырех частей (Самхиты, Брахманы, Араньяки, Упанишады)

 

 

Ведийские тенденции

• Обожествление природы как целого. Большинство божеств- природных явлений антропоморфны (реже зооморфны)

Генотеизм —из пантеона многочисленных богов почитается и выделяется один самый-самый круто (в то же время, значение и сила других богов не принижается, просто в это конкретное время какой-  то определенный бог считается самым мощным, он как бы аккумулирует всю силу других)

Пантеизм —отождествлений бога с природой. Мы почти не найдем подробных описаний, как выглядел тот или иной бог, можем найти только отдельные элементы, например, бог Сурья обладает золотыми руками и на этом всё.

Монотеизм —над всеми богами стоит единый безличный принцип.

• Идея безличного и всеобъемлющего целого.

 

Предфилософские идеи

10 мандала, как говорилось ранее, самая поздняя из всех. В ней происходит осмысление процессов в обществе, даже ставится под сомнение всемогущество божеств и их существование. Начинается переход от многопланового пантеона «Ригведы», в котором отсутствовал центральный, объединяющий образ, к системе, зафиксированной в упанишадах и сводящей все явления бытия к безличному космическому абсолюту — Брахм а́   ну. Чаще поднимаются вопросы о происхождении божеств и мира. Боги не могли жить вечно, соотвественно их могущество спорно.


Варны

Например, в мифе о расчленении Пуруша, космического гиганта, сотворившего младших богов и попросившего их принести самого себя себе в жертву: 1) Из уст его были созданы брахманы (именно для брахманов очень важны уста, чтобы произносить молитвы; ну и голова наиболее высока, что говорит о том, что брахманы выше всех), 2) из рук

кшатрии (для воинов самое важное – руки, так как именно ими используют оружие), 3) из бёдер – вайшья (для земледельцев очень важны бёдра, так как именно они являются главным рычагом в их работе), 4) из ног(подошв) – шудры (слуги, которые соприкасаются с грязной землёй). Это составляет основу учения о варнах – четырёх с о ц и а л ь н ы х кл а с с а х. За п р е щ а л и с ь л ю б ы е с в я зи м е жд у представителями разных Варн, в том числе и брачные связи, и товарищества, и.т.п.

Учение о Варнах появляется, когда путём реформы эти 4 варны были установлены. Устанавливаются свои законы для каждой варны.:

Брахманы должны были заниматься обучением, раздачей даров.

• Дело кшатрия – война, жертвоприношения.


Вайшьи занимались жертвоприношениями, земледелием,

скотоводством, торговлей.

Шудры – ремесло и актёрство (во многих культурах театр возник благодаря рабам, в том числе и в Индии).

Можно говорить о том, что шудры были бесправными. Но постепенно жизнь брала своё. В итоге некоторые источники показывают, что отношение к шудрам меняется. Например, в 3-й книге Махабхараты описано как молодой брахман встречает в лесу пожилого шудру-охотника. Они начинают беседу, в которой сначала констатируют понятные вещи, а потом начинается пересмотр традиций. Шудра говорит, что шудра, проживший праведную жизнь, может стать вайшьей, кшатрием, или даже брахманом. А брахман говорит, что если брахман чванлив, то он может потом родиться шудрой.

 

Ашрамы—4 стадии жизни

После нескольких обрядов молодые люди (кроме шудр – людей второго сорта) становились учениками брахманов:

1. Брахмачаринами. Они проживали в доме учителя от рождения до совершеннолетия, изучая Веды. Кроме Вед Брахманы изучали ритуалы, кшатрии – военное дело, вайшьи – земледелие. Учитель разъяснял тексты, проводил регулярные занятия. Ученики выполняли работу по дому. Это считалось их почётной обязанностью. Они давали обет верности своему учителю, соблюдали обет нищенства. Также ученики поддерживали священный огонь. Если учитель умирал, то ученики должны были также относиться либо к одному из его родственников, либо к старшему из учеников.

2. Грихаска —фаза молодого семьянина. Человек был обязан создать семью и содержать её. Семья должна была быть равной по социальному статусу, но с разными предками. О престарелых родителях нужно было заботиться. Обязательно нужно было родить ребёнка. Если долго не было детей (имеются в виду мальчики), нужно было жениться во второй раз. В следующую ашраму переходили когда рождался внук. Дело Грихаски – интимная жизнь, жертвоприношения, дары богам.

3. Ванапраска —уединившийся в лесу. Он уходил в лес, спал на подушке из травы, жил в шалаше, одевался в грубую одежду, и.т.п. Сосредотачивался на решении духовных проблем. Его могла сопровождать женщина, но только в качестве друга. Интимные отношения запрещены. Ванапраска должен был обязательно носить косу.

4. Саньяси —странствующий учитель. Должен был передавать свою мудрость тем, кто в этом нуждается, и жить за счёт подаяний. Нельзя было нигде закрепляться на постоянное место жительства,


так как это корысть, эгоизм. Саньяси были разные: ачария-саньяси обучали словом, муни (аскеты-молчальники) считали, что словом истину не передать.+Должен помогать людям обрести истину.

 

Варга—4 истомы ценностей

1. Кама (имя бога любви) —для брахмачарина— здесь мало запретов. Ребёнок может познавать мир во всех его проявлениях. В том числе и не ограничены в своих любовных похождениях (можно заметить, что это естественно, судя по биографиям Кришны или Будды). Жизненный опыт должен быть полным+сфера чувств, любовные утехи

2. Артха —грихаска—система материальных ценностей. Человек создаёт семью и заботится о том, чтобы её содержать.

+выгода,интерес.

3. Дхарма —ванапраска—система моральных ценностей. Он должен был понять и свой варновый, и свой личный долг, не совершать насилия над живыми существами, обладать терпением и всепрощением.

4. Мокша —саньяси—полная духовная свобода, которую способен обрести лишь мудрец. Физическая несвобода не может помешать духовной свободе.

 

Индийцы верили в цикличность жизни и переселении душ. С этим связан закон кармы. Они верили, что если человек родился шудрой (единожды рожденным, по своему положению близким к нулю; их могли лишить жизни, притеснить, и.т.п.), значит у него такая карма. Если не нравится, то нужно позаботиться о своей карме в этой жизни, и тогда родишься кем-нибудь другим в следующей жизни. При этом для жизни индийцев существовал ещё закон ахимса – непротивления. Таким образом брахманизм имел очень практичную цель воспитания лояльного населения*(не приходилось принуждать).

*(Закон, направляющий Варгу – йога. Такой философской школы ещё не было, но уже существовали всякие упражнения, и.т.п. Эту концепцию очень хорошо характеризует производное слово от «йога» в английском языке – yoke – хомут. То есть, йога – это закон, который даёт возможность держать себя в узде, смирение, подчинение.Люди живут в человеческом мире – Сансаре. После достижения вершин возможная цель – Нирвана – мир, где обитают Боги и Йоги.)

 

Артхашастра —важнейший памятник индийской культуры. Прямых аналогов данной доктрине трудно найти. Она обеспечила стабильность общества, ведь человек без иерархической системы не может существовать в обществе. После нее никаких альтернатив не найдено. Лишь шлифовка уже имеющейся доктрины.


Этот трактат отражает сложившийся феодальный строй с особенностями, присущими ряду государств Востока. Это видно прежде всего из того, что Артхашастра отражает классовое общество. Так, например, в разделе 1 (главе 3) трактата, где определяются место и положение людей в данном обществе, мы читаем:«Закон для брахмана — учение, обучение, жертвоприношение для себя и для других, раздача даров и их получение.»

Принадлежавшие к варнам ариев вайшьи и шудры, а также те, которые не принадлежали к этим варнам по своему социальному положению и месту в процессе производства, как раз и составляли большую, эксплуатируемую часть населения. Эта основная часть населения, производившая материальные ценности, блага жизни, занималась, как видно из трактата, земледелием, скотоводством и ремеслом.

Однако наиболее важное свидетельство того, что общество, которое отражает Артхашастра, является феодальным, — это положения о натуральной ренте. Земледелец, являясь основным производителем материальных ценностей — продуктов сельского хозяйства, а также и ремесленник должны были отдавать одну шестую часть своих продуктов царю (государству).

 

Артхашастра Каутильи — обширный памятник, состоящий из пятнадцати книг разной тематики и объема. В нем освещаются вопросы административного устройства государства и отправления судопроизводства, хозяйственной жизни и военного искусства.

Но, естественно, в центре внимания находятся вопросы внутренней и внешней политики, искусства дипломатии и политической интриги. Каждая глава книги заканчивается стихами.

Трактат содержит положения брахманизма о варновых предписаниях, о превосходстве жречества над другими сословиями. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати.

!!практические рекомендации по управлению государством


Билет 6 Общая характеристика кризиса брахманизма в VI-II вв. до н. э., астических даршан (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта) и настических школ (чарвака, джайнизм, буддизм)

Астические школы

Астические школы – ортодоксальны, потому, что признают авторитет вед. Настические – неортодоксальные, не признают авторитет вед.

Первыми ортодоксию пересматривали астические школы - даршаны. Так как их было 6 (Ньяя, Вайшешика, Йога, Санкхья, Миманса, Веданта), их часто называют шаддаршан (6 даршанов).

Астика признаёт Веды. Также они признают трёх богов индуизма (тримурти): Брахму, Шиву и Вишну. Вишну – бог-творец, созидатель. У него есть 10 аватар (одна из них – 8-я – Кришна; индуисты считают, что Будда – это 9-я аватара Вишну, и что он пришёл для того, чтобы прекратить кровавые жертвоприношения). Очень популярный персонаж. Шива – главный йогин, он весь чёрный, так как выпил всю людскую скорбь.

 

6 даршанов:

1. Основатель школы Ньяя – Готама. Он со своими последователями занимался разработкой понятийного аппарата, чтобы формулировать знания более системно. Это школа реализма. Наиболее важные категории: братьякша – восприятие, акумана – вывод, шабуда – свидетельство авторитетных и опытных учителей. Гносеология

2. Школа Вайшешика. Они занимались внешней природой, опираясь на учение Ньяя. Важные понятия этой школы: дравья – субстанция, гуна – качество, свойство, модус, карма – действие, движение, самания – всеобщность, вишеша – индивидуальность, особенность, самавайя – существование, (не знаю, как на санскрите) – не существование. Онтология

3. Школа Санкхья («счет», «исчисление»). Её основатель – мудрец по имени Канада. Он и его последователи занимались теорией числа. Поэтому их часто сравнивают со школой Пифагора. Выдвинули идеи о количестве и мере, формировали учение о душе, психике. Считали, что верховного бога-устроителя Вишнакарнана не существует, высшей силы нет.

4. Школа Йога. Зачатки появления этой школы появились очень давно. Наиболее чётко эту школу охарактеризовал Патанджали, которому принадлежит авторство Йога-сутры. Всё направлено на работу внутри себя, так как жизнь всего одна и не очень долгая. Считали, что нужно сосредоточиться на использовании джняны – интеллекта. Нужно научить его сосредотачиваться, действовать в ритме. Для этого они входили в специальный йогический транс. Йогический транс состоит из 8 ступеней:


1. Йама – обуздание чувств. На этой ступени йогины пытались стать бесстрастными, отключить 5 органов чувств.

2. Ньяма – почувствовать    относительную    основу мира вещей. Добро и зло не есть истина

3. Асана – поза. Самая известная – поза лотоса (ноги под себя, прямая спина, чтобы был хороший кровоток, глаза полуприкрыты

– как бы наполовину находишься в этом и не в этом мире, полуулыбка – не очень серьёзно ко всему этому относишься)

4. Полный покой. Дыхание в свободном ритме, в том, которое индивидуально комфортно

5. Пратьяхара – отключение восприятия внешнего и полностью устремление в самого себя.

6. Дхарана – активизация внимания к объекту медитации.

7. Дхьяна – Чистое созерцание. Очень творческое состояние. Его часто сравнивают с состоянием сна. Предполагается высвобождение интеллекта.

8. Саматхи - Полная сосредоточенность.

5. Школа Миманса. Занималась исследованием Ведических текстов. Её основатель – Джаймими. Эту школу сравнивают со школой Сократа. Для них также философия была образом жизни. Не написали ни одной строки.

 

6. Школа Веданта (перев. «Завершение Вед»). Считает себя завершением ведической традиции, а значит – высшей точкой её развития. Её основатели – Гаудапада и Шанкара. Также как представители школы Миманса, Ведантисты считают, что Веды вечны, и их мудрость не уступает ничему. Считают, что эти тексты нужно постоянно комментировать. Главные темы их философии были темы кармы и метапсихоза (переселения душ). В философии Веданты было два периода. Первый – Вишишта Веданта (непоследовательная Веданта), которые отвечали на вопросы «ни да, ни нет». В 12-13 веке уже возникла школа «ДвойственнойВеданты» - она была очень близка Платонизму.

 

Чарвака-локаята

Чарвака-локаята категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атмана-Брахмана, и по существу строит своё


мировоззрение на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Они видят смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении.

К ритик а  Вед  и  религии.   Чарваки  подвергнули  критике  всё мировоззрение Вед, все ведийские авторитеты и источники, саму ведийскую религию. Они провозгласили, что Веды «страдают пороками

– лживостью, противоречивостью, многословием», а «те, кто считает себя знатоками вед, просто плуты и мошенники». В целом же Веды –

«просто неуёмная болтовня обманщиков, а агнихотра (и другие обряды)– способ прокормления их». Брихаспати (основатель учения) едко высмеивал религиозные обряды жрецов-брахманов, показывал нелепость жертвоприношений.

Смертность души. Чарваки вообще, и Брихаспати в частности, расходятся с ведийским мировоззрением, отрицая существование души после смерти.

Первоначала. Чарваки ограничили первоначала всего сущего лишь вещественными материальными сущностями. Чарвака-локаятики сводили всё сущее к четырём, а не к пяти началам, к великим сутям(махабхута): земле, воде, воздуху, огню (фактически к четырём формам существования вещества, если говорить современным языком). Из сочетания махабхут и состоит всё сущее в мире. Махабхуты активны и самодеятельны. Сила (свабхава) присуща им внутренне.

Этика. Чарваки – гедонисты. Они видят смысл в счастье, а счастье понимают как наслаждение. Чарваки признают, что наслаждения иногда связаны со страданиями, но в нашей власти сделать эту связь минимальной.

 

Познание. Чарваки – сенсуалисты. Они отрицали всякое сверхъестественное знание, авторитеты. Даже ум (манас) не может быть самостоятельным источником знания. Всё знания чарваки выводили из чувств.

 

Джайнизм

- происходит от слова Джайн – воин добра, света и знания

- это философия воинов, учение о махавира – великом муже. Этот

образ часто изображают в храмах.. Первые – Шветамбары (одетые в белое). Это позволяет им появляться в цивилизованном обществе. Вторые – Дигамбары (одетые в пространство). Не чувствуют отдалённости от природы. Даже когда пьют из ручья, пьют через


тряпочку, чтобы не нарушить ход эволюции, проглотив какого-нибудь жучка. Они ходили и раздвигали травинки на своём пути, чтобы кого- нибудь не раздавить. Такая философия, конечно, не могла стать очень популярной

- «Сиддханта»—корпус   джайнского канона. Содержит в себе элементы критики брахманизма:

· отрицание святости Вед;

· высмеивание брахманского ритуала;

· осуждение кровавых жертвоприношений;

· допущение женщин к монашеству;

· почитание не богов, а тиртханкаров и джинов-тот, кто победил закон кармы.;

Джайнизм верит в сансару, карму и мокшу, его цель – освобождение от тягот жизни через освобождение от самой жизни, понимаемой как страдание. Джайнизм считает, что закон кармы нельзя умилостивить жертвами богам, но его можно победить, причём последствия дурных дел, содеянных в прошлых воплощениях, можно побороть ещё при текущей жизни.

«Три жемчужины». Для освобождения ещё при жизни необходимо правильное поведение: соблюдении пяти обетов, а также прощение, смирение, честность, правдивость, чистота, воздержание, строгость к себе, невозмутимость, правильная вера – вера в авторитет тиртханкаров и правильное познание.

Гносеология. Джайны различают шрути как знание, основанное на авторитете, и мати, обыкновенное знание из непосредственного восприятия органами чувств внешних и умом внутренних предметов, память, опознание и вывод. От такого познания джайны отличают другое, когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум, а смыкается с предметами без их посредничества. Однако достичь такого знания нелегко: ему мешают наши кармы.

Мироздание. Существуют несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демона, мучающие души грешников, третий, средний – наша земля, четвёртый место обитания богов, а пятый населяют сами джины победители. Это небо мокши, освобождения. Вместе с тем, джайны отрицают существование бога, потому что против него говорят чувства и разум. Джайны поклоняются тиртханкарам и джинам.


История. История, согласно джайнам, распадается на три эры – прошлую, настоящую и будущую. В каждой из этих эр свои 24 тиртханкара. В каждой эре люди проходят нелёгкий путь от счастья к несчастью и снова к счастью.

Буддизм

Четыре священные истины:

1. страдания правят миром;

2. причиной их является сама жизнь с ее страстями'и желаниями;

3. уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану;

4. существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.

 

Учение Будды. Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т. п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана.

 

Основы философии буддизма. Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не субъективное представление индивида, а объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - это и значит взять жизнь в свои руки и тем добиться цели, достичь состояния будды, погрузиться в нирвану. Но как этого добиться?

Человек рождается, живет и умирает. Смерть - распад данного комплекса дхарм, рождение - восстановление этого комплекса, но уже в иной, новой форме. Это и есть кругооборот жизни, цикл бесконечных перерождений. Как и в упанишадах, в буддизме он определяется кармой, которая трактуется здесь в подчеркнуто этическом аспекте. Сумма твоих добрых и злых поступков определяет, в какой форме ты возродишься в твоем следующем перерождении. Чем добродетельней твоя жизнь, чем больше благочестивых поступков ты совершил, тем сильнее ты улучшишь свою карму и тем больше ты успокоишь свои волнующиеся дхармы. Тем самым ты сделаешь немалый шаг на пути к цели, к нирване.


Бонус

Кришна даёт краткое описание различных видов йоги, из которых

известные комментаторы «Бхагавад-гиты» выделяют три основных: бхакти-йога, карма-йога и джнана-йога. Хотя эти пути отличны друг от друга, их основная цель практически одна и та же — осознать, что божественная сущность Брахман является изначальной истиной, на которой зиждется всё бытие, что материальное тело временно, и что Параматма вездесуща. Конечной целью йоги является мокша — освобождение из круговорота рождения и смерти (сансары) через осознание Абсолютной Истины. В «Бхагавад-гите» объясняются три уровня самоосознания:

• Брахман — безличная энергия Абсолюта

• Параматма — Сверхдуша, находящаяся в сердце всех живых существ, чьё сознание пронизывает каждый атом материального творения

• Бхагаван — личностный Бог в своей духовной форме


Психология

· Тесное переплетение психологии и философии: процесс познания, так и формулировка познанного неразрывно связаны


друг с другом. Каждый индивидуум должен сам пройти путь внутреннего переживания, ибо только таким образом обретенное знание имеет живую, т.е. животворную, ценность.

· Буддистская психология - ассоциативная. Для каждой группы дхарм отыскиваются предшествующие факты, определяющие их появление в сознании, и предлагаются объяснения, замечательные для того века.

· Каждое духовное состояние сознания имеет 3 фазы - генезис (уппада), развитие (тхити) и распад (бханга). Каждое сознательное состояние - это нарушение потока бытия

· Буддистская психология признает несознательную жизнь

(видхимутта) и сознательную (видхичитта)

Этика

▪ Этическое поведение рассматривалось как внутреннее состояние   человека, а не как оценка действий человека со стороны других людей (внутреннее отношение человека к собственному поведению, а не внешнее проявление данного поведения)

▪ Моральные заповеди носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать, не красть, не касаться чужой жены, не врать, не пить вина. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Закон кармы – не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка.


КИТАЙ

Критика (с википедии)

Концепция у-син воспринималась китайскими философами с разной степенью скептицизма: Сюнь-цзы (58—115) и Мо-цзы (41—2) утверждают, что следования фаз не регулярны (五行无常胜); Хань Фэй упоминает у-син в контексте перечисления гадательных практик, которые он высмеивает (19—307)[3].

Критически отзываясь о концепции у-син, Сюнь-цзы указывает её двух главных сторонников: Цзысы и Мэн-цзы (非十二子: 子思唱之,孟軻和之). Однако, согласно известным источникам, эти мыслители интересовались не натурофилософским аспектом у-син, а его морально-этическим применением (см. у-чан 五常 в таблице выше).

Цзя И (201—169 до н.э, дин. Хань) описывает альтернативную систему корреляции, построенную вокруг числа шесть и конфуцианского канона в сочетании с легалистскими и даоистскими терминами: шесть действий, шесть учений, шесть норм, шесть классических книг.

 

Тай цзи. Великий предел. Категория китайской философии, выражающая идею предельного состояния бытия, антонимичная категории у цзи — «отсутствие предела», «беспредельное» или «предел отсутствия/небытия». Термин тай цзи первые встречается в «Чжоу и» («Си цы чжуань»). Обозначение исходно-целостного, хаотическинедифференцированного состояния мирообразующей «пневмы» (ци), и в то же время как конец пракосмического единства, начало космогенеза и его прич ину.
Цитата: 是故,易有太極,是生兩儀,兩儀生四象,四象生八卦,八卦定吉凶,吉凶生大業。

Таким образом, в Переменах есть Великий предел. Он рождает двоицу образов. Двоица образов рождает четыре символа. Четыре символа рождают восемь триграмм. Восемь триграмм определяют счастье и несчастье. Счастье и несчастье рождают великое деяние.
«Изъяснение плана Великого предела» («Тай цзи ту шо») Чжоу Дунь-и: сопряг тай цзи с понятием у цзи, восходящим к «Дао дэ цзину» и укоренившимся в даосизме, где оно выражает нерасчлененную и неисчерпаемую первозданность как «отсутствие/небытие предела» («беспредельное», аналог древнегреч. апейрона) или «предел отсутствия/небытия».

Сяншучжи-сюэ: тай цзи имеет не только смысловую, но и изобразительную ипостась, т.е. выступает в качестве визуального символа, известного в трех различных видах.

1) пустого (белого) круга, выражающего тождественность тай цзи и у цзи;
2) круга, разделенного на две половины и три концентрич. пояса, зеркально противоположных друг другу по пустотности и заполненности (белизне и черноте) центральносимметричных элементов
3) знаменитый символ из двух половинок
(Там Кобзев опять пишет кучей непонятных слов, не думаю, что это очень важно, но если что почитайте на синологии)

 

Тянь. Одна из гл. категорий кит. культуры и философии, выражающая понятия: 1) бога, верховного божества, высшей божественной силы; 2) природы, естества, естественности, натуральности; 3) небосвода как носителя астрономич. и метеорологич. объектов и явлений; 4) неба как основополагающего структурного элемента космоса, соответствующего времени и оппозиционного земле (ди [1]), соответствующей пространству, а также входящего в мирообразующую триаду (сань цай): небо-земля-человек. В протофилос. текстах нач. Чжоу (1-я пол. I тыс. до н.э.) тянь выступает как Небо, дающее начало вещам (у [3]) и принципам (ли [1]), направляющее ход истории посредством добродетельных государей, за чьими действиями оно наблюдает глазами народа. Если правящая власть приобретает аморальные черты и тем самым вносит в мир дисгармонию, Небо восстанавливает порядок, сменяя правителя (династию) или, в случае династии Чжоу, пуская в ход воспитующие и наказующие меры («Шу цзин», см. также «Ши сань цзин»). Тянь — это всевыразимая грандиозная и величественная сила, создавшая мир, народ и этические ценности, использующая государей и чиновников для управления мирозданием. Тогда же возникает и концепция «небесного мандата», которая в дальнейшем ложится в основу конфуцианской философии.

В кит. философии иероглиф тянь стал носителем понятия Природы как универсального целого. По определению Го Сяна (III–IV вв.), «небо — собирательное имя (цзун мин) тьмы вещей» (комментарий-чжу к гл. 2 «Чжуан-цзы»; см. Чжуан-цзы). Представление о естественности тянь было развито прежде всего в даосизме, основополагающий канон к-рого, «Дао дэ цзин», гласит: «Человек следует как закону земле, земля — небу, небо — Пути-дао, Путь-дао — самому себе» (§ 25). В «Чжуан-цзы» соотношение Пути-дао и неба перевернуто, благодаря чему последнее представлено высшей формой естественности: «Государь (цзюнь) получает начало от благодати (дэ) и завершенность (чэн) — от неба… Благодать объединяется Путем-дао, а Путь-дао — небом», поэтому «действующее недеянием называется небом»
Подобный подход был привнесен в конфуцианство Сюнь-цзы (III в. до н.э.), к-рый решительно отсек характерный для протофилос. и раннеконф. памятников религиозно-волюнтаристский смысл тянь [1] и ограничился его истолкованием либо как части Вселенной, составляющей пару земле и входящей в «триаду» (сань [2]; см. Сяншучжи-сюэ) с землей и человеком, либо как самое природу (естественность), порождающую все вещи и человека. В специально посвященной этой категории гл. 17 «Сюнь-цзы» «Тянь лунь» («Суждения о небе») дано определение неба как «лишенного телесной формы (син [2])» и «совершающего» (чэн [2]) все в мире, имея своим «назначением» (чжи [10]) — «совершать без [целенаправленного] деяния (вэй [1]) и достигать (дэ [2]) без стремления». «Действиям (син [3]) неба присуще постоянство (чан [2])», и продуктом этой законосообразной, но не преднамеренной деятельности является человек во всей полноте своих физич. и психич. качеств: «Когда небесное назначение установлено и небесный результат получен, образуется телесная форма и рождается дух (шэнь [1])». Производные отсюда эмоции суть «небесные чувства (цин [2])», органы чувств — «небесные чиновники (гуань)», а руководящее ими сердце — «небесный государь (цзюнь)». Радикальная натурализация неба повлекла за собой не только отрицание ранее приписывавшихся ему божественных и сверхъестественных сил, но и признание за человеком возможности «познания неба» и «подчинения (чжи [8]) небесного предопределения (мин [1])», т.е. определенного контроля над природой и собственной судьбой. То, что «совершенномудрый человек действует, не стараясь познать небо», означает отказ от попыток произвольного воздействия на естественные процессы, но все-таки доступное людям «познание неба» подразумевает согласную с природным порядком вещей успешную жизнедеятельность. При таком подходе у Сюнь-цзы «благородный муж почитает находящееся в себе» и «сбережение неба само приводит к сбережению Пути-дао».

(Я ОСТАВЛЯЮ ТУТ ВСЕ ЭТИ ЦИТАТЫ, ЧТОБЫ ВЫ ПОТОМ СДЕЛАЛИ ВИД, ЧТО ВЫ ЧИТАЛИ ЭТО ГОВНО)

 

Дэ. В самом общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи, т. е. индивид. «благодать».

КОНФУЦИАНСТВО: Поскольку специфику человека кит. мыслители конф. толка обычно усматривали в способности придерживаться «должной справедливости» (и [1]) и «благопристойности/этикета/ритуала» (ли [2]), его дэ [1] в основном понималось как «добродетель» (но могла означать и чисто телесные способности). Дэ [1] — собират. образ всего множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с другом, поэтому гармонизирующая их универс. «благодать» часто выделяется посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная», «сиятельная» (чжи [5], да [2], сюань, мин [3]) и т. п. То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной благодатью» (сы, ли дэ), например незаконное обогащение, с точки зрения «общей благодати» (тун дэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или «плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как «внутр.», органичное и естеств. качество дэ [1] составляет осн. оппозицию с «внеш.» физич. силой, насилием (л



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.093 с.)