Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 11. Хань фэй (ок. 280 – 233 гг. До Н. Э. ) и проблема конфуцианско-легистско-даосского синкретизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
韓非. Крупнейший теоретик легизма, автор трактата «Хань Фэй-цзы». Был первым сановником Цинь Ши-хуана. В молодости интересовался идеями Шан Яна и Шэнь Бу-хая (IV в. до н.э.), учениями «о контроле над чиновниками», о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы даодэ-цзя. Учился у Сюнь-цзы и был выдающимся учеником. Был сторонником именно жесткого легизма и от мягкого легизма Гуань Чжуна ничего не перенял. Резко выступал против конфуцианских ученых. Даже Сыма Цянь отметил, что его доктрина жесткая. Жесткий легизм Шан Яна + искусство административного управления Шэнь Бу-хая. Xань Фэй соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершив легальную разработку целостной легистской доктрины. Его политич. учение опирается на развитую систему общетеоретич. построений, выводящих этич. нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даос. натурфилософии он обосновал необходимость следования дао как источнику и общей закономерности всего сущего: «дао — это то, что делает вещи такими, как они есть» («Хань Фэй-цзы», гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия ли [1] (принцип), толкуя «принципы» как закономерности мироздания, обусловливающие качества отдельных вещей (размер, форму, вес, прочность), как «формирующий вещи узор (вэнь) [мироздания]» (там же). Все множество «принципов» объемлется дао, к-рое в то же время «гибко и мягко» следует «принципам» вещного мира. «Отбрасывающий дао и ли [1]» правитель неизбежно «потеряет свой народ и лишится богатств», у выверяющего же свои действия по дао и ли [1], как по циркулю и угольнику «нет дел, в которых бы он не добился успеха» (гл. 6). Многие его рекомендации нашли применение в политич. практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих императорских династий. Его трактат Хань Фэй-цзы. В «Хань Фэй-цзы» соединены и развиты легистские доктрины Шан Яна и Шэнь Бу-хая. У первого заимствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридич. закона (фа [1]); концепция «наград и наказаний» как основного метода управления, учение о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями. У Шэнь Бу-хая почерпнута идея системы управления гос. аппаратом (син мин) и принципы взаимоотношений с ним государя, к-рый должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно «Хань Фэй-цзы», Шэнь Бу-хай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников (гл. 43). Хань Фэй выступал за разрушение патронимических связей, т.к. существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотич. власти, отстаивал идею допущения к гос. службе всякого способного претендента независимо от его происхождения (гл. 44). Гл. объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бу-хай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы «наград и наказаний» в «Хань Фэй-цзы» предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологич. особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т.п. (гл. 48). Важная часть доктрины Хань Фэя — учение о мудром правителе, к-рый не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они «превратят эту крупицу в сто крупиц» (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридич. закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: «В государстве мудрого правителя нет книг ученых» (гл. 49). Одно из основных качеств правителя — скрытность: иногда разумнее «принизить свои способности», дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников. Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, не допуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1). Он написан простым и ясным, почти лишенным стилистических красот языком. Хань Фэй-цзы не слишком утруждает себя доказательствами: эпоха интеллектуальных исканий была уже позади, все аргументы о путях и способах познания истины исчерпаны: наступало время «наведения порядка». Любимый прием Хань Фэя — ссылка на какой-нибудь исторический пример, к которому прилагается назидательный, часто откровенно циничный вывод. Если бы не претензия на роль серьезного государственного мужа, Хань Фэй-цзы можно было бы счесть рассказчиком скандальных анекдотов. В любом случае главный теоретик легизма слишком разочарован и слишком презирает людей, чтобы любоваться собой и тем более другими. Но он гордится безжалостной трезвостью своего ума и преподносит миру свою жестокую истину не терпящим возражений тоном, не допуская мысли о том, что его взгляды могут быть предвзятыми и противоречивыми. Тем более не думает он о том, какого демона призывает в мир. Его книга отменяет силу убеждений, предоставляя свободу убеждению силой. Помимо Шан Яна и Шэнь Бухая, Хань Фэй еще почитал идеи Лао-цзы. В трактате «Хань Фэй-цзы» две главы посвящены толкованию изречений из «Дао-Дэ цзина». Их философское содержание заметно отличается от большинства других глав книги, и собственно легистские принципы автора предстают в них в явно смягченном виде. Это обстоятельство логично объяснить, разумеется, особенностями заданной в них темы. Американский исследователь Ч. Хэнсен видит в них плод раннего творчества Хань Фэй-цзы. Китайский ученый Чэнь Цисянь, напротив, считает их позднейшей вставкой, написанной авторами даосско-легистского толка. Отсюда следует, что и в политике полезно придерживаться спокойной скрытности. «Дела приходят к положительному результату благодаря тайне, а проекты/слова рушатся вследствие того, что они обнаруживаются» (там же, гл. 12). Надо предаваться своей природе и своему предопределению, а не «обучать людей гуманности и должной справедливости», к-рые так же непередаваемы, как ум и долголетие: «Сейчас есть такие, к-рые говорят людям: “Непременно смогу сделать тебя умным и долголетним”. Но весь мир считает это чепухой: ведь ум [дается] природой, а долголетие [дается] предопределением (мин [1]). Природа и судьба — это то, чего люди не могут постичь. А прельщать людей тем, что они сделать не в силах, — весь мир называет [это] чепухой [...] Ум народа так же не может быть использован, как и сердце ребенка» (там же, гл. 50). ЕСЛИ ХОЧЕТСЯ ЕЩЕ ПОДРОБНЕЕ, МОЖНО ПОЧИТАТЬ У ВАСИЛЬЕВА (С 337, там прям по главам содержание краткое) Небольшой вывод: Легизм сыграл решающую роль в создании империи, и в этом смысле значение доктрины нельзя переоценить. Он заложил фундамент бюрократической администрации, способной- скрепить всю империю в условиях дефеодализировавшейся, но все еще продолжавшей вести жестокую междоусобную борьбу Поднебесной. Можно сказать, что легисты сыграли важную историческую роль в судьбах Китая. И не вина, а беда их в том, что они, предложив стране свою на первый взгляд разумную, работоспособную, если не единственно верную концепцию, допустили ошибку: не учли, что население страны, привыкшее руководствоваться традициями, не было готово к слепому следованию любым командам сверху, сопровождавшимся к тому же принуждением и насилием. (Насчет проблемы синкретизма: я конкретно ничего не нашла, но думаю так. Хань Фэй активно и жестко критиковал конфуцианцев, даже если некоторые их мысли пересекались, однако конфуцианская доктрина, как и даосская, уже были широко распространены в Китае, и резко переменить свое отношение к ним у китайцев не получалось, а жесткий легизм в доктрине Хань Фэя предполагал именно авторитарный, диктаторский режим правления, к которому население страны не привыкло)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.012 с.) |