Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 6. Конфуций (551 – 479 гг. До Н. Э. ): судьба, учение, традиция. Концепты чжи, ли, и, жэнь. Принципы чжэн мин, чжун юн, цзюнь цзыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.): судьба, учение, традиция. Конфуций - Кун-цзы 孔子 (китайский вариант), т. е. учитель Кун. Другие имена – Кун Фуцзы; Кун Цю, Кун Чжунни. Конфуций родился в 551 году до н.э.
Кратко о судьбе и семье Его отец был военным, на втором году жизни сына он скончался, семья пришла к разорению. С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам (это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и его предков. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь — изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. В 19 лет Конфуций женился и вскоре занял место надсмотрщика над общественными хлебными складами. В 22 года он выступил на поприще народного учителя, а в 30 лет, как сам выражается, «твердо стал на ноги» в своих религиозно-нравственных убеждениях. Вокруг него собралась большая толпа учеников, слава его росла и знатнейшие из китайских князей оказывали ему высокие почести.
Конфуцианство (учение Конфуция)
Конфуцианство, Жу-цзяо 儒教 rújiào («школа ученых-книжников»), одно из самых влиятельных философских и религиозных течений Китая. Конфуцианство выражало интересы господствующего класса, призывало к укреплению общественного строя и форм государственного управления посредством почитания традиций и определенных принципов взаимоотношений между людьми в обществе. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности (чжун, 忠) — лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Основные проблемы, которые затрагиваются в учении ● это проблемы, связанные с понятием «небо» и его значением ● с сущностью и природой человека ● со связью этических принципов и закона. Основные вопросы ● вопросы этики ● вопросы морали ● вопросы управления государством
Идеи Конфуция оказали большое влияние на образ жизни и сознание китайского этноса, на формирование поведения китайцев и способа их мышления. Как отмечал сам философ, его учение состояло в том, чтобы передавать людям на понятном для них языке весть, воплощавшую волю Неба, которую может постигнуть философ.
Вместе с тем в конфуцианстве сложился целый ряд взаимосвязанных культов: культ правителя и культ Конфуция; культ письменности, грамотности и образованности; культ ученых-чиновников и благородного мужа как социальных идеалов; наконец, культ китайской конфуцианской цивилизации. Конфуций считал, что важно сначала исправить людей, очистить их, научить нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие; надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека.
Концепты чжи, ли, и, жэнь ● Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды. ● Ли (礼) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизм а. ● И (义) — «правда», «справедливость». Хотя следование “И” из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует “И”, так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость, противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет “И”, а низкий — выгоды». Добродетель “и” впоследствии была связана с Металлом. ● Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как “Ли” следует из “И”, так “И” следует из “Жэнь”. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.29 (0.006 с.) |