Билет 10 Онтология, гносеология, психология и этика раннего буддизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 10 Онтология, гносеология, психология и этика раннего буддизма



Ранний буддизм (6-5 в до н.э. – 1-2 в. н.э.)—это большое количество различных философских школ и направлений, дискутировавших между собой по самым различным проблемам.

 

Одной из очень влиятельных школ раннего буддизма была школа кашмирских вайбхашиков. Её философские воззрения представлены в трактате Васубандху «Абхидхармакоша».

Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы») Васубандху ≈ 5 в. н.э. Один из немногих текстов, дошедших до наших дней на том языке, на котором они и был написаны – на санскрите.

• В трактате проводится систематизация учения Абхидхармы (классификация и описание дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма – 75 дхарм).

Сумма дхарм всецело объемлет всё сущее и не допускает никаких добавлений.

• 8 частей, 600 стихов, сопровождена автокомментариями Васубандху. (?)

 

Сарвастивада (вайбхашика) ≈ 3 в. до н.э. – это сумма различных школ ранней буддийской философии. Школы, в первую очередь, занимались изучением и развитием философии Абхидхармы (буддийская мировоззренческая философия и психология. В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр). Основополагающий онтологический принцип сарвастивады – всё (т.е. все дхармы) реально существует.

Дхармы существуют реально в 3 временах: прошлом, настоящем, будущем. Соответственно, дхарма осуществляет себя только в настоящем моменте времени, но «в сущности» она продолжает существовать в трёх временных.

Философия махаяны в двух своих основных направлениях (мадхьямака и йогачара) представляет собой кардинальный пересмотр многих важнейших концепций раннего буддизма. Отброс понятия мгновенной сущности.

1. Мадхьямака (основатель – Нагарджуна) ≈ I–II вв. н. э. С точки зрения мадхьямиков дхармы ни реальны, ни нереальны — онипусты (шунья). Набор дхарм «Дхарма-санграхи» подобен списку дхарм «Абхидхармакоши», но некоторые дхармы из списка


«Абхидхармакоши» отсутствуют, появляются новые дхармы (всего 72 дхармы). Признает наличие объективного мира.

2. Йогачара – в отличие от мадхъямаки не признает реальности объекта.

Гносеология раннего буддизма (познание) - не существовало специально разработанной теории познания!!!

· Гносеолог. проблемы рассматривались в комплексе с методологич. и логич. проблемами в рамках «науки о правильном ведении публичных диспутов» (тарка-видья, вадавидья, хету- шастра ).

· «Наука об источниках достоверного знания» - гносеология как самост. наука (сочинения Дигнаги - основатель школы буддийской логики (6 в.) и Дхармакирти (7 в.)) Вплоть до 6 в. н.э. буддисты не уделяли внимания процессам познания, отдавая предпочтение мистицизму и откровению.

· Представители всех философских школ буддизма считали, что эмпирическое бытие (внешний мир и «я») – иллюзия, и что истинное бытие непознаваемо.

· 2 уровня реальности: абсолютная (парамартха) и эмпирическая (самврити). «Абсолютная реальность» — это поток дхарм, для человека она непознаваема. «Эмпирическая реальность» — это то, что окружает человека в повседневной жизни (поток образов, возникающих в сознании под воздействием органов чувств).

· Двум уровням реальности соответствуют 2 рода истины: высшая

истина (абсолютная) и низшая истина (иллюзорная).

· 2 познавательные способности человека: восприятие (чувственное познание) и вывод (интеллектуальное познание). Ч у в с т в е н н о е п о з н а н и е б о л е е с о в е р ш е н н о, ч е м интеллектуальное познание, ибо чувственное познание соответствует абсолютной реальности, интеллектуальное же познание имеет дело с мыслит. конструкциями. Концепция вывода послужила ядром формирования будд. логики, ибо в ее рамках начинают ставиться и решаться чисто логич. проблемы: проблема сущности суждения, проблема обоснования отношения логич. следования, строится классификация логич. ошибок.

Психология

· Тесное переплетение психологии и философии: процесс познания, так и формулировка познанного неразрывно связаны


друг с другом. Каждый индивидуум должен сам пройти путь внутреннего переживания, ибо только таким образом обретенное знание имеет живую, т.е. животворную, ценность.

· Буддистская психология - ассоциативная. Для каждой группы дхарм отыскиваются предшествующие факты, определяющие их появление в сознании, и предлагаются объяснения, замечательные для того века.

· Каждое духовное состояние сознания имеет 3 фазы - генезис (уппада), развитие (тхити) и распад (бханга). Каждое сознательное состояние - это нарушение потока бытия

· Буддистская психология признает несознательную жизнь

(видхимутта) и сознательную (видхичитта)

Этика

▪ Этическое поведение рассматривалось как внутреннее состояние   человека, а не как оценка действий человека со стороны других людей (внутреннее отношение человека к собственному поведению, а не внешнее проявление данного поведения)

▪ Моральные заповеди носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать, не красть, не касаться чужой жены, не врать, не пить вина. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Закон кармы – не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.007 с.)