Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 10 Онтология, гносеология, психология и этика раннего буддизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ранний буддизм (6-5 в до н.э. – 1-2 в. н.э.)—это большое количество различных философских школ и направлений, дискутировавших между собой по самым различным проблемам.
Одной из очень влиятельных школ раннего буддизма была школа кашмирских вайбхашиков. Её философские воззрения представлены в трактате Васубандху «Абхидхармакоша». Абхидхармакоша («Энциклопедия Абхидхармы») Васубандху ≈ 5 в. н.э. Один из немногих текстов, дошедших до наших дней на том языке, на котором они и был написаны – на санскрите. • В трактате проводится систематизация учения Абхидхармы (классификация и описание дхарм в контексте религиозной доктрины буддизма – 75 дхарм). • Сумма дхарм всецело объемлет всё сущее и не допускает никаких добавлений. • 8 частей, 600 стихов, сопровождена автокомментариями Васубандху. (?)
Сарвастивада (вайбхашика) ≈ 3 в. до н.э. – это сумма различных школ ранней буддийской философии. Школы, в первую очередь, занимались изучением и развитием философии Абхидхармы (буддийская мировоззренческая философия и психология. В Абхидхарме более фундаментально и методично излагаются те знания, которые эпизодично изложены в повествовательной традиции сутр). Основополагающий онтологический принцип сарвастивады – всё (т.е. все дхармы) реально существует. Дхармы существуют реально в 3 временах: прошлом, настоящем, будущем. Соответственно, дхарма осуществляет себя только в настоящем моменте времени, но «в сущности» она продолжает существовать в трёх временных. Философия махаяны в двух своих основных направлениях (мадхьямака и йогачара) представляет собой кардинальный пересмотр многих важнейших концепций раннего буддизма. Отброс понятия мгновенной сущности. 1. Мадхьямака (основатель – Нагарджуна) ≈ I–II вв. н. э. С точки зрения мадхьямиков дхармы ни реальны, ни нереальны — онипусты (шунья). Набор дхарм «Дхарма-санграхи» подобен списку дхарм «Абхидхармакоши», но некоторые дхармы из списка «Абхидхармакоши» отсутствуют, появляются новые дхармы (всего 72 дхармы). Признает наличие объективного мира. 2. Йогачара – в отличие от мадхъямаки не признает реальности объекта. Гносеология раннего буддизма (познание) - не существовало специально разработанной теории познания!!! · Гносеолог. проблемы рассматривались в комплексе с методологич. и логич. проблемами в рамках «науки о правильном ведении публичных диспутов» (тарка-видья, вадавидья, хету- шастра ). · «Наука об источниках достоверного знания» - гносеология как самост. наука (сочинения Дигнаги - основатель школы буддийской логики (6 в.) и Дхармакирти (7 в.)) Вплоть до 6 в. н.э. буддисты не уделяли внимания процессам познания, отдавая предпочтение мистицизму и откровению. · Представители всех философских школ буддизма считали, что эмпирическое бытие (внешний мир и «я») – иллюзия, и что истинное бытие непознаваемо. · 2 уровня реальности: абсолютная (парамартха) и эмпирическая (самврити). «Абсолютная реальность» — это поток дхарм, для человека она непознаваема. «Эмпирическая реальность» — это то, что окружает человека в повседневной жизни (поток образов, возникающих в сознании под воздействием органов чувств). · Двум уровням реальности соответствуют 2 рода истины: высшая истина (абсолютная) и низшая истина (иллюзорная). · 2 познавательные способности человека: восприятие (чувственное познание) и вывод (интеллектуальное познание). Ч у в с т в е н н о е п о з н а н и е б о л е е с о в е р ш е н н о, ч е м интеллектуальное познание, ибо чувственное познание соответствует абсолютной реальности, интеллектуальное же познание имеет дело с мыслит. конструкциями. Концепция вывода послужила ядром формирования будд. логики, ибо в ее рамках начинают ставиться и решаться чисто логич. проблемы: проблема сущности суждения, проблема обоснования отношения логич. следования, строится классификация логич. ошибок. Психология · Тесное переплетение психологии и философии: процесс познания, так и формулировка познанного неразрывно связаны друг с другом. Каждый индивидуум должен сам пройти путь внутреннего переживания, ибо только таким образом обретенное знание имеет живую, т.е. животворную, ценность. · Буддистская психология - ассоциативная. Для каждой группы дхарм отыскиваются предшествующие факты, определяющие их появление в сознании, и предлагаются объяснения, замечательные для того века. · Каждое духовное состояние сознания имеет 3 фазы - генезис (уппада), развитие (тхити) и распад (бханга). Каждое сознательное состояние - это нарушение потока бытия · Буддистская психология признает несознательную жизнь (видхимутта) и сознательную (видхичитта) Этика ▪ Этическое поведение рассматривалось как внутреннее состояние человека, а не как оценка действий человека со стороны других людей (внутреннее отношение человека к собственному поведению, а не внешнее проявление данного поведения) ▪ Моральные заповеди носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать, не красть, не касаться чужой жены, не врать, не пить вина. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества. ▪ Закон кармы – не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.007 с.) |