Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
БИЛЕТ 1. Методологические проблемы изучения китайской философии. Специфика «иероглифического мышления»
(Из лекции Ожоги, которую он нам в сентябре успел прочитать) Что касается восточной философии, те, кто говорят, что на востоке не было философии – неправы. Потому что философия не должна быть универсальной и похожей на западные образцы. Философия на востоке развивалась просто по-своему. 1) главным критерием философского мышления является рефлексия. Осознание своей противопоставленности по отношению к объекту и анализ со стороны, вынесение себя за скобки этого мира. Общая проблематика философии (по Энгельсу): 1) Что первично: материя или сознание? 2) Познаваем ли мир? По ответу на 1 вопрос делятся на: материалистов и идеалистов Китайский философам было, о Боже, ПО БАРАБАНУ и на онтологию и на гносеологию (эта мысль есть в книге Степанянца «Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексы, 1997). Главная проблема у них была другая: отношения НЕБА и ЧЕЛОВЕКА. Большинство китайских философов утверждали, что небо и человек едины, не противопоставлены.
Статья от 1965 г.: Н. Конрад – «Старое востоковедение и его новые задачи» - написал там сюжет о восточной мысли, что было новаторством в плане новой формы высказывания. Суть статьи - критика европоцентризма: при изучении восточной философии необходимо преодолевать европоцентризм, чтобы 1) не подменять понятия и идеи, 2) объяснять идеи восточной философии на основе восточных парадигм и методологий. Западное востоковедение должно овладеть методами восточной философии, для изучения самой восточной философии.
САМА ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИМЕЕТ НЕСКОЛЬКО ОСОБЕННОСТЕЙ
Шесть особенностей китайской философии (по Титаренко «Китайская философия. Энциклопедический словарь», 1994): 1. Философские воззрения о мире и человеке возникли в Китае на ранней стадии общественного развития. Недифференцированность форм общественного сознания обусловила нерасчлененность форм его теоретического выражения, впоследствии закрепленную традицией. В античной Греции понятие "философия" уже в III в. до н.э. было противопоставлено науке. В Китае же то, что в нашем понимании является философией, считалось наукой как таковой — сюэ ("учение", "доктрина", "научение", "наука"). Попытка спецификации знаний и вычленения отдельных наук была предпринята в XII в. Чжу Си. В XVII в. Фан И чжи впервые провел различение философии и науки, однако формы, близкие современным, этот процесс принял лишь на рубеже XIX — XX вв. В старом Китае философские категории и доктрины применялись для обоснования решений в области политики, общественных отношений, военного дела, сельского хозяйства, астрономии, медицины, даже боевых искусств.
2. Философские знания в Китае неразрывны с этикой и политикой. Социально-этическая и этико-политическая проблематика всегда были на переднем плане интеллектуальной практики. Этому способствовали:
-раннее создание протогосударственных объединений, -необходимость поиска средств эффективного управления крупными, сложно организованными социумами, -принадлежность большей части образованных слоев китайского общества к сословию "служилых" (ши), занятых преимущественно в административной сфере.
К высшим знаниям китайская мудрость относила правила и искусство управления. Их концентрированным выражением в области философии была этика. К подчинению ей тяготела онтологическая (основные принципы бытия) и гносеологическая (учения о познании) проблематика. Собственно-онтологические принципы и правила познания складывались в моральные конструкции и законы управления. Нормы социального поведения и устройства находили опору в представлениях о бытии и структуре мироздания. Отсюда отсутствие принципиальной грани между понятиями "философия" и "общественно- политическая мысль" применительно к Китаю.
3. Хотя некоторые течения китайской мысли развивались в сфере религии, в Китае философия в очень малой степени была "служанкой теологии", скорее представляя собой " служанку традиционности". Ориентация на идеалы "высокой древности", сакральный статус традиции побуждали мыслителей излагать собственные взгляды в виде комментария или толкования классических памятников- канонов. Таким образом комментаторская традиция становилась фундаментальной составной частью китайской философской мысли. "Идеологизация" философии в Китае, превращение конфуцианства в официальную идеологическую доктрину и даже в подобие государственной религии, применение конфуцианских канонов в качестве основы системы образования обусловили их общекультурное значение. Религиозный и идеологический синкретизм сообщил подобное значение также даосской и отчасти буддийской канонической литературе. Между народной, или общенародной, культурой и философской мыслью в Китае существовала активная обратная связь. Она опиралась на механизмы традиции, сакрализовавшей понятие "вэнь" ("письменность/ культура", "словесность"); ее концентрированным выражением и была философия. Безусловный пиетет к вэнь в народе вел к переосмыслению философских понятий и доктрин в свете народного мировосприятия. Они обретали самостоятельную жизнь, иное качество и уже "изнутри" общекультурного сознания воздействовали на сферу высокой учености. Взаимодействие "книжной" и народной культуры размывало грани между собственно философией — специфической областью интеллектуальной практики — и общекультурным мировоззрением. Оно веками сохраняло некую общую основу, послужившую, в частности, одним из главных организующих начал религиозного и культурного синкретизма. Благодаря этой общей основе взаимоисключающие, казалось бы, духовные традиции — конфуцианская, даосская и буддийская — составляли специфическую целостность, частично смешиваясь в народной культуре и гибко взаимодействуя в теоретических доктринах.
4. Специфической чертой китайской мудрости является тенденция к рассмотрению предметов в их целостности, преемственности развития, взгляд на природу, человека и дух как на нечто органически объединенное системой взаимосвязей, акцент на факторах организованности и цельности в структуре реальности. (Эта особенность характерна для теорий, которые принято называть организмическими. Исторические корни подобных теорий на Западе можно проследить в воззрениях Аристотеля на живую природу, Платона — на общество. Для организмического мировосприятия естественна идея гомоморфизма — единообразия "организмов" человека, социума и Вселенной. В Китае во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. многие элементы культуры типологически схожи с теми, что мы видим в античном мире. Однако те из них, которые возобладали в западной философии и науке, в Китае оказались второстепенными либо вовсе прекратили существование. Так произошло, например, с логическими методами анализа и синтеза. Они не оформились в логику как науку о законах и правилах мышления; ее первоначальные основы, заложенные в V — III вв. до н.э. Мо- цзы и его последователями, не получили дальнейшего развития в рамках традиционных школ и учений.)
Преобладание таких тенденций обусловило специфику способов организации философского и научного знания в Китае. Они в значительной степени опираются на систему представлений, исходящую из идеи гомоморфизма Вселенной и ее элементов: об универсальном числовом и символическом выражении структуры, закономерностей космоса и его частей, организованных по законам гармонии. Фактически — это самобытный китайский аналог нумерологического учения пифагорейцев. Данная система стала своеобразной функциональной заменой формальнологического инструментария философии и науки. Нумерологические схемы и методики расчетов широко использовались в различных областях китайской науки, сохраняя доныне свое методологическое значение в традиционной медицине.
5. Система категорий и понятий китайской философии носит оригинальный характер и имеет длительные традиции. На протяжении почти трех тысячелетий развития философской мысли Китая концептуальное оформление взглядов на природу и общество протекало в рамках ограниченного набора категорий. В Европе новые философские идеи чаще, чем в Китае, приводили к рождению новых терминов. Философская традиция поддерживалась там разноязыкими народами, а мыслители использовали тяготеющие к однозначности специальные слова греческого и латинского происхождения. В Китае же слова старого литературно-письменного языка вэньяня, ставшие философскими категориями (а в древнейших текстах бывшие в большинстве обычными лексическими единицами), сохраняли исходную многозначность, присущую незаимствованным словам любого языка, выражающим наиболее общие понятия. В то же время трепетное отношение к традиции обусловливало довольно жесткое ограничение круга философских категорий. Поскольку философы обычно представляли новые учения как "более точное" прочтение старых, то несколько десятков устоявшихся терминов, охваченных системными связями и стабильными сочетаниями, для выражения новых идей должны были обрастать новыми связями и сочетаниями. Они и обеспечивают многофункциональность китайских категорий, их философскую многозначность. В результате, с одной стороны, тот или иной термин в разных, а нередко в одних и тех же текстах может иметь неодинаковые значения. С другой — совокупное содержание философской категории отражает процесс формирования системы структурных связей внутри китайской философии — между ее отдельными аспектами, течениями, доктринами, историческими этапами.
6. Наибольшее значение имели буддизм и его адаптация в стране. История распространения буддизма в Китае являет пример взаимодействия и взаимовлияния духовных ценностей двух цивилизаций — китайской и индийской. Эта история показывает, как реалии иноземной цивилизации приживаются на почве местной культуры, как они отрабатывают тактику духовной мимикрии и нейтрализации нацеленных против них идейных аргументов, становятся фактами другой цивилизации, обретая новое качество.
ПРО МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: При изучении восточной философии, исходным методом является реконструкция (текстов и источников) и интерпретация (получается путем обращения к историческому контексту (прошлое мыслителя, его семья, округ и др.) – просто так нельзя интерпретировать источник). Это сложные, но необходимые процессы для изучения. Чтобы реконструировать цели автора или учения, необходима гипотеза, на основе которой проводится реконструкция в тексте. Необходимы также поправки на контекст, чтобы это выглядело объективным. Триединство методов, необходимых при изучении восточной мысли: 1. Культурно-типологический метод. Складывание философии на основе предпосылок, привнесенных из прошлого. На Востоке – Конфуций – первый философ. Сложение философии после него, а его философия строилась на предпосылках предыдущих периодов истории Китая (Чжоуский, Иньский период) – базовые знания об истории этого народа необходимы для реконструкции истории и создания философии. КУЛЬТУРА КАК ТИП. Учет специфики культуры и ее влияние на характер философской мысли. 2. Сравнительно-исторический метод. Исследование традиции относительно отдельно взятого народа в рамках отдельного течения в истории. Например: древняя китайская философии, средневековая китайская философия и т.д. Более узко – учения отдельных школ или философов. (Конфуций - Чжу Си - Ван Ян Мин). Или — в сравнении разных культур и традиций, но в одном историческом времени (синхронно). Например [2]: Платон и Шан Ян написали примерно одинаковые идеи в одно время: тоталитарное государство, целостность, единство и др. Компаративное исследование. 3. Проблемно-генетический метод. Философское учение транслирует матрицу проблем, вокруг которых формулируются идеи и их рассмотрение. Как скелет – матрица для нашего организма, так и учение – матрица для идей. Матрица осуществляет преемственность между источниками и персоналиями. Представляет из себя цельное образование. Например: конфуцианство подразумевает под собой сотни персоналий и источников, а не только Конфуция. Матрица проблем объединяет школы и проблемы. Матрица же передается по времени: философы разорваны во времени (Чжу Си – ученик Конфуция, но жил позже него на много веков) – это и есть унаследование матрицы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.011 с.) |