Настические школы—те учения, которые отрицали авторитет Вед. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Настические школы—те учения, которые отрицали авторитет Вед.



Чарвака-локаята

Чарвака-локаята категорически отвергает Веды, не верит в жизнь после смерти, опровергает существование Бога во всех смыслах, в том числе и как Атмана-Брахмана, и по существу строит своё


мировоззрение на основе тезиса о первичности материи и вторичности сознания. Они видят смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении.

К ритик а  Вед  и  религии.   Чарваки  подвергнули  критике  всё мировоззрение Вед, все ведийские авторитеты и источники, саму ведийскую религию. Они провозгласили, что Веды «страдают пороками

– лживостью, противоречивостью, многословием», а «те, кто считает себя знатоками вед, просто плуты и мошенники». В целом же Веды –

«просто неуёмная болтовня обманщиков, а агнихотра (и другие обряды)– способ прокормления их». Брихаспати (основатель учения) едко высмеивал религиозные обряды жрецов-брахманов, показывал нелепость жертвоприношений.

Смертность души. Чарваки вообще, и Брихаспати в частности, расходятся с ведийским мировоззрением, отрицая существование души после смерти.

Первоначала. Чарваки ограничили первоначала всего сущего лишь вещественными материальными сущностями. Чарвака-локаятики сводили всё сущее к четырём, а не к пяти началам, к великим сутям(махабхута): земле, воде, воздуху, огню (фактически к четырём формам существования вещества, если говорить современным языком). Из сочетания махабхут и состоит всё сущее в мире. Махабхуты активны и самодеятельны. Сила (свабхава) присуща им внутренне.

Этика. Чарваки – гедонисты. Они видят смысл в счастье, а счастье понимают как наслаждение. Чарваки признают, что наслаждения иногда связаны со страданиями, но в нашей власти сделать эту связь минимальной.

 

Познание. Чарваки – сенсуалисты. Они отрицали всякое сверхъестественное знание, авторитеты. Даже ум (манас) не может быть самостоятельным источником знания. Всё знания чарваки выводили из чувств.

 

Джайнизм

- происходит от слова Джайн – воин добра, света и знания

- это философия воинов, учение о махавира – великом муже. Этот

образ часто изображают в храмах.. Первые – Шветамбары (одетые в белое). Это позволяет им появляться в цивилизованном обществе. Вторые – Дигамбары (одетые в пространство). Не чувствуют отдалённости от природы. Даже когда пьют из ручья, пьют через


тряпочку, чтобы не нарушить ход эволюции, проглотив какого-нибудь жучка. Они ходили и раздвигали травинки на своём пути, чтобы кого- нибудь не раздавить. Такая философия, конечно, не могла стать очень популярной

- «Сиддханта»—корпус   джайнского канона. Содержит в себе элементы критики брахманизма:

· отрицание святости Вед;

· высмеивание брахманского ритуала;

· осуждение кровавых жертвоприношений;

· допущение женщин к монашеству;

· почитание не богов, а тиртханкаров и джинов-тот, кто победил закон кармы.;

Джайнизм верит в сансару, карму и мокшу, его цель – освобождение от тягот жизни через освобождение от самой жизни, понимаемой как страдание. Джайнизм считает, что закон кармы нельзя умилостивить жертвами богам, но его можно победить, причём последствия дурных дел, содеянных в прошлых воплощениях, можно побороть ещё при текущей жизни.

«Три жемчужины». Для освобождения ещё при жизни необходимо правильное поведение: соблюдении пяти обетов, а также прощение, смирение, честность, правдивость, чистота, воздержание, строгость к себе, невозмутимость, правильная вера – вера в авторитет тиртханкаров и правильное познание.

Гносеология. Джайны различают шрути как знание, основанное на авторитете, и мати, обыкновенное знание из непосредственного восприятия органами чувств внешних и умом внутренних предметов, память, опознание и вывод. От такого познания джайны отличают другое, когда душа (джива) не опирается ни на чувства, ни на ум, а смыкается с предметами без их посредничества. Однако достичь такого знания нелегко: ему мешают наши кармы.

Мироздание. Существуют несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демона, мучающие души грешников, третий, средний – наша земля, четвёртый место обитания богов, а пятый населяют сами джины победители. Это небо мокши, освобождения. Вместе с тем, джайны отрицают существование бога, потому что против него говорят чувства и разум. Джайны поклоняются тиртханкарам и джинам.


История. История, согласно джайнам, распадается на три эры – прошлую, настоящую и будущую. В каждой из этих эр свои 24 тиртханкара. В каждой эре люди проходят нелёгкий путь от счастья к несчастью и снова к счастью.

Буддизм

Четыре священные истины:

1. страдания правят миром;

2. причиной их является сама жизнь с ее страстями'и желаниями;

3. уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану;

4. существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны.

 

Учение Будды. Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т. п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение, нирвана.

 

Основы философии буддизма. Согласно буддизму, человек воспринимает мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не субъективное представление индивида, а объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц мироздания. Жизнь есть проявление безначального волнения дхарм. Успокоить свои дхармы - это и значит взять жизнь в свои руки и тем добиться цели, достичь состояния будды, погрузиться в нирвану. Но как этого добиться?

Человек рождается, живет и умирает. Смерть - распад данного комплекса дхарм, рождение - восстановление этого комплекса, но уже в иной, новой форме. Это и есть кругооборот жизни, цикл бесконечных перерождений. Как и в упанишадах, в буддизме он определяется кармой, которая трактуется здесь в подчеркнуто этическом аспекте. Сумма твоих добрых и злых поступков определяет, в какой форме ты возродишься в твоем следующем перерождении. Чем добродетельней твоя жизнь, чем больше благочестивых поступков ты совершил, тем сильнее ты улучшишь свою карму и тем больше ты успокоишь свои волнующиеся дхармы. Тем самым ты сделаешь немалый шаг на пути к цели, к нирване.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.005 с.)