Билет 5 Социально-этическая доктрина «чатур варна ашрама варга» и «Артхашастра» Каутильи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 5 Социально-этическая доктрина «чатур варна ашрама варга» и «Артхашастра» Каутильи



Автор доктрины «Чатур варна ашрама варга» неизвестен.

Интерпретировать название можно следующим образом:

Чатур —4

Варна — система социального деления (жрецы- брахманы, воины-

кшатрии, земледельцы- вайшьи и слуги- шудры;

Ашрама —4 фазы жизни (для каждой свои правила и требования)

Варга —4 системы ценностей

В основном эта доктрина была направлена на мужское население. Первые отдельные пассажи видны в Самхитах (основная часть Вед). В более-менее        упорядоченном виде   её    можно найти в философском   труде     3                  века до нашей           эры «Артхашастра» под а в т о р с т в о м Ка у т и л ь и — жр е ц а п р и д в о р е Ч а н д р а гу п т ы         I (правитель Индии из династии Гуптов.           Его правление приходится на 320-е годы н. э). Название Артхашастра можно перевести как

« Наставление царю в искусстве управления страной с цельюизвлечения максимальной пользы для общества и граждан». Тщательное исследование текста Артхашастры Каутильи показывает, что он может быть датирован первыми веками н. э.

 

Варны

Например, в мифе о расчленении Пуруша, космического гиганта, сотворившего младших богов и попросившего их принести самого себя себе в жертву: 1) Из уст его были созданы брахманы (именно для брахманов очень важны уста, чтобы произносить молитвы; ну и голова наиболее высока, что говорит о том, что брахманы выше всех), 2) из рук

кшатрии (для воинов самое важное – руки, так как именно ими используют оружие), 3) из бёдер – вайшья (для земледельцев очень важны бёдра, так как именно они являются главным рычагом в их работе), 4) из ног(подошв) – шудры (слуги, которые соприкасаются с грязной землёй). Это составляет основу учения о варнах – четырёх с о ц и а л ь н ы х кл а с с а х. За п р е щ а л и с ь л ю б ы е с в я зи м е жд у представителями разных Варн, в том числе и брачные связи, и товарищества, и.т.п.

Учение о Варнах появляется, когда путём реформы эти 4 варны были установлены. Устанавливаются свои законы для каждой варны.:

Брахманы должны были заниматься обучением, раздачей даров.

• Дело кшатрия – война, жертвоприношения.


Вайшьи занимались жертвоприношениями, земледелием,

скотоводством, торговлей.

Шудры – ремесло и актёрство (во многих культурах театр возник благодаря рабам, в том числе и в Индии).

Можно говорить о том, что шудры были бесправными. Но постепенно жизнь брала своё. В итоге некоторые источники показывают, что отношение к шудрам меняется. Например, в 3-й книге Махабхараты описано как молодой брахман встречает в лесу пожилого шудру-охотника. Они начинают беседу, в которой сначала констатируют понятные вещи, а потом начинается пересмотр традиций. Шудра говорит, что шудра, проживший праведную жизнь, может стать вайшьей, кшатрием, или даже брахманом. А брахман говорит, что если брахман чванлив, то он может потом родиться шудрой.

 

Ашрамы—4 стадии жизни

После нескольких обрядов молодые люди (кроме шудр – людей второго сорта) становились учениками брахманов:

1. Брахмачаринами. Они проживали в доме учителя от рождения до совершеннолетия, изучая Веды. Кроме Вед Брахманы изучали ритуалы, кшатрии – военное дело, вайшьи – земледелие. Учитель разъяснял тексты, проводил регулярные занятия. Ученики выполняли работу по дому. Это считалось их почётной обязанностью. Они давали обет верности своему учителю, соблюдали обет нищенства. Также ученики поддерживали священный огонь. Если учитель умирал, то ученики должны были также относиться либо к одному из его родственников, либо к старшему из учеников.

2. Грихаска —фаза молодого семьянина. Человек был обязан создать семью и содержать её. Семья должна была быть равной по социальному статусу, но с разными предками. О престарелых родителях нужно было заботиться. Обязательно нужно было родить ребёнка. Если долго не было детей (имеются в виду мальчики), нужно было жениться во второй раз. В следующую ашраму переходили когда рождался внук. Дело Грихаски – интимная жизнь, жертвоприношения, дары богам.

3. Ванапраска —уединившийся в лесу. Он уходил в лес, спал на подушке из травы, жил в шалаше, одевался в грубую одежду, и.т.п. Сосредотачивался на решении духовных проблем. Его могла сопровождать женщина, но только в качестве друга. Интимные отношения запрещены. Ванапраска должен был обязательно носить косу.

4. Саньяси —странствующий учитель. Должен был передавать свою мудрость тем, кто в этом нуждается, и жить за счёт подаяний. Нельзя было нигде закрепляться на постоянное место жительства,


так как это корысть, эгоизм. Саньяси были разные: ачария-саньяси обучали словом, муни (аскеты-молчальники) считали, что словом истину не передать.+Должен помогать людям обрести истину.

 

Варга—4 истомы ценностей

1. Кама (имя бога любви) —для брахмачарина— здесь мало запретов. Ребёнок может познавать мир во всех его проявлениях. В том числе и не ограничены в своих любовных похождениях (можно заметить, что это естественно, судя по биографиям Кришны или Будды). Жизненный опыт должен быть полным+сфера чувств, любовные утехи

2. Артха —грихаска—система материальных ценностей. Человек создаёт семью и заботится о том, чтобы её содержать.

+выгода,интерес.

3. Дхарма —ванапраска—система моральных ценностей. Он должен был понять и свой варновый, и свой личный долг, не совершать насилия над живыми существами, обладать терпением и всепрощением.

4. Мокша —саньяси—полная духовная свобода, которую способен обрести лишь мудрец. Физическая несвобода не может помешать духовной свободе.

 

Индийцы верили в цикличность жизни и переселении душ. С этим связан закон кармы. Они верили, что если человек родился шудрой (единожды рожденным, по своему положению близким к нулю; их могли лишить жизни, притеснить, и.т.п.), значит у него такая карма. Если не нравится, то нужно позаботиться о своей карме в этой жизни, и тогда родишься кем-нибудь другим в следующей жизни. При этом для жизни индийцев существовал ещё закон ахимса – непротивления. Таким образом брахманизм имел очень практичную цель воспитания лояльного населения*(не приходилось принуждать).

*(Закон, направляющий Варгу – йога. Такой философской школы ещё не было, но уже существовали всякие упражнения, и.т.п. Эту концепцию очень хорошо характеризует производное слово от «йога» в английском языке – yoke – хомут. То есть, йога – это закон, который даёт возможность держать себя в узде, смирение, подчинение.Люди живут в человеческом мире – Сансаре. После достижения вершин возможная цель – Нирвана – мир, где обитают Боги и Йоги.)

 

Артхашастра —важнейший памятник индийской культуры. Прямых аналогов данной доктрине трудно найти. Она обеспечила стабильность общества, ведь человек без иерархической системы не может существовать в обществе. После нее никаких альтернатив не найдено. Лишь шлифовка уже имеющейся доктрины.


Этот трактат отражает сложившийся феодальный строй с особенностями, присущими ряду государств Востока. Это видно прежде всего из того, что Артхашастра отражает классовое общество. Так, например, в разделе 1 (главе 3) трактата, где определяются место и положение людей в данном обществе, мы читаем:«Закон для брахмана — учение, обучение, жертвоприношение для себя и для других, раздача даров и их получение.»

Принадлежавшие к варнам ариев вайшьи и шудры, а также те, которые не принадлежали к этим варнам по своему социальному положению и месту в процессе производства, как раз и составляли большую, эксплуатируемую часть населения. Эта основная часть населения, производившая материальные ценности, блага жизни, занималась, как видно из трактата, земледелием, скотоводством и ремеслом.

Однако наиболее важное свидетельство того, что общество, которое отражает Артхашастра, является феодальным, — это положения о натуральной ренте. Земледелец, являясь основным производителем материальных ценностей — продуктов сельского хозяйства, а также и ремесленник должны были отдавать одну шестую часть своих продуктов царю (государству).

 

Артхашастра Каутильи — обширный памятник, состоящий из пятнадцати книг разной тематики и объема. В нем освещаются вопросы административного устройства государства и отправления судопроизводства, хозяйственной жизни и военного искусства.

Но, естественно, в центре внимания находятся вопросы внутренней и внешней политики, искусства дипломатии и политической интриги. Каждая глава книги заканчивается стихами.

Трактат содержит положения брахманизма о варновых предписаниях, о превосходстве жречества над другими сословиями. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати.

!!практические рекомендации по управлению государством


Билет 6 Общая характеристика кризиса брахманизма в VI-II вв. до н. э., астических даршан (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта) и настических школ (чарвака, джайнизм, буддизм)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.008 с.)