От первосущества – к первосущности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От первосущества – к первосущности



Мысли о первооснове бытия высказываются и в Самхитах, и в Брахманах, и в Араньяках, но преобладающими они становятся в Упанишадах. Ведические тексты дают возможность проследить


процесс поисков субстанциального начала, перехода от менее сложных понятий к более сложным, становления философских категорий.

 

Ригведа: основа бытия—нечто безличное, в котором нет деление на сущее и не-сущее. «Первоначально существовало "Нечто одно" (тад- экам), обладающее единственным атрибутом — целостностью, неделимостью. "Оно дышало, не колебля воздуха", т.е. одновременно и дышало и не дышало. К исходу ведийского периода в «Атхарваведе» предлагается более философски осмысленная матрица, выраженная понятиями асат (небытие, несущее) и caт (бытие, сущее). (Упанишады представляют этот принцип в виде происхождения бытия из небытия, в то же время утверждая, что над обоими началами стояло нечто третье, не сводимое ни к одному из них).

 

• Позже складывается представление о неком «абстрактном божестве», творящем всё сущее. Его называют по-разному (Вишвакарман, Праджапати), он могуществен и стоит над всеми богами. Тайттирия брахмана говорит: «Поистине первоначально существовал один Праджапати. Он размышлял с самим собой: как могу я размножиться? Он трудился и вел аскетический образ жизни. Он создал живые существа». Он лишен каких-либо антропоморфных черт, это бесформенное, не имеющее облика первоначало. (!) При этом тайна появления мира до сих пор не разгадана («может, само создало себя, может, нет»)

 

Тапас —«космический жар». Упоминается в Ригведе, тапас— воплощение первоначальной безличной энергии, которая стимулирует все жизненные процессы. В брахманах тапас, также рассматривается в качестве основных активных начал в процессе миротворения.

 

Самхиты: «первый зародыш»—«золотое яйцо» (брахманда), которое возникает в первозданном океане и в котором заключены боги и прообразы всех существ. В брахманах рисуется сложная картина возникновения и становления мира в результате разделения

«золотого зародыша» на две полусферы, одна из которых стала небом, а другая землей. Иной космогонический ответ дает один из гимнов Ригведы — «Пурушасукта» (X, 90). В нем описывается космический великан Пуруша, которого жрецы принесли в жертву. Из частей его тела родились божества земля и небо, солнце и луна, растения, животные, люди, ритуальные предметы и сами гимны + 4 варны.

 

• Концепция скамбхи (букв. "поддержка") представляет собой попытку понять и сформулировать "последнюю" (конечную) "опору" всех


вещей. Авторы этой концепции исходят из того, что все единичные "опоры", вместе взятые, имеют общую "опору" (опору опор), которая "поддерживает" (объединяет и выражает) все другие силы, как бы они ни были велики и могущественны (пуруша, Праджапати и т.п.). Однако категория скамбхи не получила развития ни в период составления Упанишад, ни во время оформления индийских философских систем.

 

• Концепции праны (дыхания). Еще в Брахманах намечается отход от обожествления сил и явлений природы. Постепенно предметом поклонения становится то, что стоит "за" явлениями природы, т.е. составляет их основу, "опору". Если человека последовательно лишать зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, он будет жить. Если человека лишить дыхания, он гибнет, умирает. Отсюда делается вывод: "опора" человека – дыхание. Тело есть лишь оболочка, скрывающая нечто живое и дышащее – прану. Прана – это "дыхание жизни", жизнь, жизненная сила. В Упанишадах концепция праны получает свое дальнейшее развитие. Прана (в ед.ч) отождествляется с понятием "душа" (атман). Праны (во мн.ч) рассматриваются как "органы души": дыхание, речь, зрение, слух и мышление. Наконец, праны – это виды дыхания.

 

Завершением всех поисков первоосновы оказались категории

«брахман» и «атман». В диалоге между учителем – Праджапати и учеником – Индрой обсуждается вопрос о сущности человеческого «Я», которое они называют Атманом. Упанишады отказываются отождествлять «Я» с телом, или рядом душевных состояний, или потоком сознания.

 

Наивысшей целью человека является не новое рождение, а мокша – избавление души от круга перерождений, растворение Атмана в Брахмане, сверхличностное бессмертие. Пребывание брахмана в конечной форме – теле – связано со страданием, поэтому лучше не рождаться вновь и вновь, а слиться с универсумом. Таким образом, брахманэто объективное сверхличное духовное начало космоса, универсум, абсолют, первооснова (субстанция).

 

Природа в упанишадах представлена как производное от Абсолюта – Брахмана. Во многих текстах утверждается тройственная, триадичная природа бытия (Брахмана — Атмана — Пуруши; духа, души, тела). Принцип ахимсы – стремление не навредить живому и запрет употреблять в пищу животных, по той причине, что они раньше могли быть или будут в будущем людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.007 с.)