Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Класс. Тема «Сочинение-описание»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В данном разделе будут рассмотрены некоторые виды работы, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса на уроках русского языка. Коммуникативные УУД заложены прежде всего в структуру уроков развития речи. В 5м классе учащиеся работают, в большинстве своем, над сочинениями-описаниями. Учитывая возрастные особенности, когда дети являются ориентированными на кинестетику (чувственный способ восприятия информации), важно научить ребенка описывать предмет по различным модальностям. Примером может служить такое упражнение: Опишите карандаш: каким вы его видите, какой он на ощупь. От описания конкретных предметов можно перейти к описанию явлений, например: "Музыка природы", "Начало осени", "В зимнем лесу" Поэтому при написании сочинения-описания картины мы ставим вопросы, касающиеся формы: Какие цвета присутствуют на картине? Какие они: холодные или теплые? Кроме цвета, что еще может передать настроение на картине? И только потом следует вопрос: Для чего автор использует те или иные краски или изображает своих героев в определенных позах, с теми или иными жестами и мимикой? Поэтому, перед тем, как переходить непосредственно к написанию сочинений, целесообразно предложить ученикам нарисовать рисунки, комиксы на тему предстоящего сочинения или мысленно создать кинофильм, а потом перенести внутренние рисунки в контуры кинопленки на бумагу. Наиболее эффективной формой работы для формирования коммуникативной компетенции считается работа с текстом, которая служит условием развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; • составление синквейнов, кластеров к тексту; • коммуникативные и игровые ситуации. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. При изучении темы в 5 классе «Текст. Признаки текста» можно выполнить следующие задания: 1. Рассмотрите схему. На ее основе сформулируйте определение текста.
Признаки наличие темы наличие или возможность заголовка смысловая связь между предложениями определенная последовательность предложений использование языковых средств связи между предложениями
2. Какой из отрывков – текст? Докажите.
Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи синие цветы васильков. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
3. Восстановление деформированного текста. Из данных предложений составьте рассказ, запишите его, а затем перескажите. Вариант 1. Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.
Вариант 2. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
4. Заполните таблицу примерами, приведенными ниже.
СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.
Способ связи Пример С помощью местоимений. 1) В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
С помощью синонимов. Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, к счастью, забывается.
С помощью антонимов. Я оттолкнул веслом челнок от берега. Он плавно скользнул по воде.
Родо-видовыми словами. После проливного дождя в лесу появилось много грибов. Вот желтеет сыроежка. А под елкой притаился рыжик.
5. Редактирование текста Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст, а затем перескажите его. Самая умная из моих собак - это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии. 6) Определение границ предложений. Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите. Докажите, что у вас получились предложения. 1. По реке плывёт лодка. И плот. 2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали. 3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро. Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предлагаются в учебниках по русскому языку. Например: «Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите (или расскажите) получившийся текст. Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Например, при изучении темы «Синонимы» в 5 классе можно выполнить задание, которое выполняется в группе: Подберите близкие по значению слова (синонимы) к словам, записанным на ваших листах. Составьте с ними 3-4 предложения, связанные между собой по смыслу.
При повторении изученного материала в 5 классе на уроках возможно использовать дидактические игры, которые способствуют формированию творческих, коммуникативных способностей учащихся. При повторении темы «Части слова. Корень», можно предложить следующую дидактическую игру, цель которой - закрепить понятие «корень» и «однокоренные слова». От корня слова так же, как и от корня дерева, идут новые ростки -однокоренные слова. Задание: определить, чьё дерево будет ветвистее, если каждая ветвь - это слово. (Учащиеся делятся на две команды, каждой команде предлагается свой корень: - кол -, - сып -). На столах большие белые листы, дети работают коллективно на задание даётся пять минут. При повторении темы «Чередование согласных звуков в корне» можно использовать игру «Мы пишем рассказ». Задание: Давайте напишем рассказ. Он будет называться «Снег идёт». Этот рассказ не простой. В каждом предложении должно быть слово с корнем - снег -. Избегайте повторов. (Дети работают коллективно, на задание отводится 7 минут). Вышеперечисленные виды работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся позволяет учителю-словеснику выполнить основную задачу: глубже раскрыть творческий потенциал учащихся, позволить активнее общаться детям друг с другом, открыто выражать свои мысли, умело отстаивать свою позицию. Ответы на вопросы билета№ 20
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.009 с.) |