У.Закрепление материала и формирование начальных умений и навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У.Закрепление материала и формирование начальных умений и навыков.



.1.Работа с текстом. На экран спроектирован текст «Весна голосов» В. Пескова

1.ЧВ – чтение текста вслух. 2.ТАУ- тренинг аудиативных умений-устные ответы о заглавии, теме, главной мысли, ключевых словах, основных фактах текста, в которых находится главная информация 3.Д -диалог-обмен мыслями в парах о своих чувствах после знакомства с текстом 4.УИ —устное изложение текста по цепочке

2.Творческое задание дифференцированного характера по группам.

1я группа – выписывают глаголы из текста, которые передают движение, звуки. Пробуждение и образуют к ним синонимы и записывают.

2—группа-выписыват эти же глаголы и вводит их в собственные предложения и записывает.

3-я группа –составляет план к сочинению на тему «Весна голосов»

4-группа- готовит сочинение-миниатюру «Весна голосов» с использованием глаголов движения, пробуждения и записывают

Презентация группами своих работ, оценивание представителями других групп

1У.Рефлексия. Оценивание. Выборочно уч-ся зачитывают с листочков,,чего же достигли, все ли получилось, в чем затруднялись? Выставляют оценки и листочки с оценками и тетрадями сдают.

У.Домашнее задание. Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):-Прочитать соответствующий § учебника и А)выполнить упражнение по учебнику

.-Составить схему к изученному материалу с примерами

-Написать сочинение-миниатюру «Глагол – знакомый незнакомец», используя всё то, что узнали и чему научились на сегодняшнем уроке.


Экзаменационный билет № 12

1. Принципы классификации морфем, корневые и служебные морфемы.

Морфемы классифицируются по следующим принципам:

По роли в слове

По значению

По месту в слове

По значению и роли: корневые. Аффиксальные или служебные: словообразующие и формообразующие.

Корневые морфемы. Которые несут основное лексическое значение, встречаются в родственных словах: стол, столовая, настольные

Служебные морфемы (все, что не клорень): садовник- ник и др.

По характеру формального выражения

Материально-выраженные

Нулевые, их может быцть несколько. Пример:пек, пек-л-а, пек-л-о, пек-л-и

Словообразовательные аффиксы - образуют новые слова:суп- суповой,

Формообразующие аффиксы- образуют формы слова: умный-умнее-умнейший; бросать- бросить; заварить-заваривать;

Синкретичные аффиксы - дополняют слово и формообразующие функции:писать- переписать, подписать

Супруг-супруга(флексия А образует новое слово, изменяя форму- ж.р.

Аффиксы по месту в составе слова: префикс (словообразующие перед к..); суффиксы (словообразующий, реже формообразующий, осле корня); флексия (слово изменяет., после корня или суффикса);интерфиксы(соединительные гласные в сложных словах, находятся между двумя основами); постфиксы (после флексии-ся. То нибудь); унификсы (уникальные аффиксы. Каждый из которых встречается только в одном слове:клей-стер(клей),. Жен-их (жена)

2.Основные этапы творческого пути А.С.Пушкина. Жанровое разнообразие его творчества. Мотивы лирики разных лет.

Петербургский период с 1817 по 1820. Прославленная поэма «Руслан и Людмил». Жуковский писал Победителю ученику от победителя учителя».

Как лирик создает вольнолюбивые стихи.. Он пишет оду «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»(Товарищ, верь взойдет она заря пленительного счастья …). В оде «Вольность» звучат слова «Тебя, твой трон я ненавижу…». Его за это хотели сослать в Сибирь. Карамзин, Жук… заступились. Был заслан на юг.

1820-1824- южная ссылкаюВ этот период пишет, как поэт –романтик.Это лирические элегии «Погасло дневное светило, на море нахлынул туман…». «Редеет облаков летучая гряда» Герой разочарован, звучат мотивы утраченной любви(это признаки романтизма).

В стих выражена любовь к свободе- «К морю». В духе романтизма – «Демон». Пишет цикл романтических поэм: «Кавказский пленник», «Бахчесарайский фонтан», «Цыганы». Здесь герои похожи на геров Байрона.. Герой бежит от цивилизации в поисках свободы.. В диком мире их ждет роковая любовь. Это в «Кавказском пленнике». Герой попаднт в плен.. Появляется дева. Он не отвечает на чувства. Потому что разочарован. Она спасает его. Но бросается в реку.

«Цыганы».

Алеко разочарован горд цивилизацией, бежит,там люди не свободные.Бежит к цыганам. Земфира приводит в табор..Его преследует закон.. Он какое-то время счастлив.Жили всего 1 год. Старый цыган рассказал о Земф матери Алеко убивает З…, Приговор выносит ее отец:»Жить с убийцей не хотим.Мы дикие, у нас нет законов.Ты для себя лшь хочешь воли» Его прогаяют.Алеко не преодолел пороко цивилизации городской жизни»

Северный период.. Был ереведен Михайловское с 1824 по 1826. Он становится национальным поэтом. В стихах этого периода звучит русская простота, образ няни,.Стихи этого периода подчеркивают приобщенность поэта к ммиру народного творчества. Здесь начинается работа над «Евгением Онегиным». Здесь пишет трагедию «Борис Годунов». Это свидетельствует о переходе Пушкина к реализму.. Написал стих «Пророк» о роли поэта,сам Пушкин переростает в пророка. В стихотворении звучат слова:»Востань, поэт. Глаголом жги сердца людей»

В 1826 г. Его увозят в Москву., куда прибыл Николай 1 для коронации.Между поэтом и царем состоялся тайный разговор, но все равно стало известно, что П… получил личную свободу, но его цензором стал царь.. Пушкин сделал шаг навстречу власти.Он помнил о декабристах, но хотел быть посредником между царм и публикой..э Это были исренние намерения., хотел, чтобы царь простил декабристов.

С 1826 о 1830 П.. свободен.Много ездит. Но называет эти годы годами скитаний.. Он без друзей не находит места. Пишет станс, шгде вспоминает о Петре 1 и призывает быть пращуру подобным и памятью нет злобен.

Последний период 1830-1838. В это время заканчивает роман «Евгений Онегин». Затем завершает цикл произведений:»Бэла», «Выстрел»»Метель»,»Гробовщик»,»Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»

Создает цикл «Моцарт и Сарнри» «Каменный гость», «Пир во время чумы»…. Пишет литературную критику.

В 1830 г были написаны циклы «Тема лицея и верности друзей»

1827- «Бог помощь вам, друзья мои», «Посвящение Ивану Гущину», «Послание в Сибирь»

Зрелая дирика – это настроение трагического одиночества и преодоление его.

3.Методические формы организации совместной деятельности: урок-проблематизация (на материале изучения темы «Особенности русского романтизма» в 9 классе).

. Актуализация педагогом проблемной ситуации: знакомство с фактом, явлением, выявлением противоречий между разными позициями, точками зрения.

Проблемный вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Искусство, впервые открывшее, что человеческая личность — самое ценное, и стало называться романтическим. Правы ли были романтики, так понимавшие человека?»

Учащиеся работают в группах.1гр-собщает об особенностях классицизма для примера,используя произведение Кантемира»; 2-я гр сообщение особенностей сентиментализма с использованием произведения ….; 3-группа- сообщение об основных принципах изображения действительности в романтизме, об историческом и общечеловеческом значении этого литературного направления. 4-я- творческая- представляет разные виды искусства(музыку…, картину….., произведение…., акцентируя внимание на особенностях изображения действительности в романтизме

Рефлексия. Так правы ли были романтики понимавшие, что человеческая личность- самое ценное

 

Экзаменационный билет № 13

1. Основные способы словообразования в русском языке.

Существуют следующие основные способы словообразования: лексико-синтаксический, лексико-семантический,морфолого-синтаксический и морфологический

Под лексико-синтаксическим способом подразумывают сращение2-х или более слов в в одно может еще и+ с предлогам и вдребезги, Новгород. Могут образовываться и фразеологизмы-устойчивые словосочетания. Так образуются наречия, сложные прилагательные.

Лексико-семантический способ заключается в том, что разные значения одного и того же слова превращаются в разные слова. Например :участок-отрасль, сфера, область: гнет-груз, гнет-эксплуатация.

Морфолого-синтасический способ- это переход одной части речи в другую:учительская –сущ, учительская комната, дежурный- сущ и дежурный ученик,рагненый боец и боец раненый осколком

Морфологический способ. Основные типы словообразования в современном русском языке: сложение, аффиксация, безаффиксный,аббревиация и обратное словообразование

Сложение -образование нового слова путем объединения в одно слово двух или болем основ: землетрясение, машинопось.

Могут бать основы полными-лесостепь- это сложные слова, а могут –усеченными(леспромхоз)-это сложносокращенный слова Полные основы соединяются –о и еЕсть слова, образованные усечен. И полным словом-медсестра

Следует помнить о сложении основ +суффикс:водопроводчик, железнодорожная

Безаффиксный -. Основами служат глагольн. и прилаг. Основы+приставка:присед, побег, зелень, рвань, удаль                                                     

Аффиксация -.:Приставочный (к целому слову-правнук), суффиксальный (к основе-радость)., приставочно-суффиксальныйпод+стеж+ник), присоединяются к слову или основе одновременно

Аббревиация -образование слов путем чистого сокращения-ООН,вуз,МИД, ДРСА

Обратное словообразование -переход от сложного к упрощенному-зонтик-зонт, фляжка –фляга)новое от русалка-русал.

2. Онегин и Печорин как герои своего времени. В.Г.Белинский о романах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.

«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и высшей степени народным произведением».

(В.Г. Белинский)

«Евгений Онегин»

Онегин - типичный представитель дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Поэт создал такой образ, в котором отражена «та преждевременная старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Онегин – является современником, как автора, так и декабристов. Главного героя не интересует светская жизнь, карьера чиновника, ему всё скучно. По слова В.Г. Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей», а Пушкин же говорит, что скука Онегина происходит из-за того что у него нет полезного дела. Онегин «страдающий эгоист», но все, же незаурядная личность. Русское дворянство того времени было сословием землевладельцев и помещиков. Владение поместьями и крепостными было некой измерительной рулеткой богатства и престижа, а также высокого общественного положения. Отец Евгения «давал три бала ежегодно и промотался, наконец», а сам главный герой после получения наследства от «всех своих родных» стал богатым помещиком и…

Заводов, вод, лесов, земель

Хозяин полный...

Но богатство также связано с разорение и долгами. Закладыванием итак уже заложенных имений, долги были не только делом бедных помещиков, но и многих «сильных мира сего». Одной из таких причин в этой ситуации было сложившееся в царствование Екатерины II представления «истинно дворянское поведение заключается не только в больших тратах, но и в тратах не по средствам». Благодаря появлению из-за границы различной просветительной литературы, люди, а именно молодое поколение начали понимать пагубность крепостнического ведения хозяйства, в их числе был и Евгений. Он «читал Адама Смита и был глубокий эконом». К сожалению таких людей, было немного, поэтому, когда Онегин, под влиянием идей декабристов «ярем он барщины старинной оброком легким заменил»,

…В своем углу надулся.

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед.

В случае наследник может принять наследство и с ним взять на себя долги или отказаться от него, предоставив кредиторам самим улаживать счета между собой. Молодость время надежд на получение наследства. Во второй половине жизни следовало освободиться от долгов, став наследником «всех своих родных» или выгодно женившись.

3. Блажен…

4. Кто в двадцать лет был франт иль хват.

5. А в тридцать выгодно женат;

6. Кто в пятьдесят освободился

7. От частных и других долгов.

8. Для дворян того времени военная служба была естественной, а отсутствие этой черты должно было иметь специальное объяснения. Онегин как ясно из романа, вообще никогда не служил, что делало Евгения белой вороной в кругу современников. В этом случае показана новая традиция. Раньше отказ от службы называли эгоизмом, то теперь отказ стал приобретать форму борьбы за личную независимость и отстаивание права жить независимо от государственных требований. Так и Онегин ведет жизнь, свободную от служебных обязанностей. Такую жизнь в то время мог себе позволить не каждый. Возьмем в пример порядок, рано ложится и рано вставать, подчинятся которому, должен был не только чиновник, но и император. Это являлось своего рода признаком аристократизма, отделявшим не служащего дворянина от простонародья и деревенских помещиков. А вот мода вставать, как можно позже восходила от французской аристократии и была занесена в Россию эмигрантами. Излюбленные места для прогулок был Невский проспект и Английская набережная, именно там Онегин и гулял «надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар». Возможность в послеобеденное время заполнить промежуток между рестораном и балом, являлся театр. Театр был не только местом зрелищ, но и своеобразным клубом, где велись светские беседы.

9. Театр уж полон; ложи блещут;

10. Партер и кресла – все кипит;

11. Все хлопает. Онегин входит,

12. Идет меж кресел по ногам.

13. Двойной лорнет скосясь наводит

14. На ложи незнакомых дам.

15. Устав от городской жизни Онегин поселяется в деревне. Там и начинается дружба Онегина и Ленского, которые как говорит Пушкин, сошлись «от делать нечего». Это, в конечном счете, привело к дуэли.

16. Роман «Евгений Онегин» - неисчерпаемый источник рассказывающий о нравах и жизни того времени. Сам же Онегин является истинным героем своего времени и для того что бы понять его мы изучаем время в котором он жил.

17.

 

18. «В идеях Печорина много ложного, в ощущениях его есть искажения; но всё это выкупается его богатой натурой»

19. (В.Г. Белинский)

20. «Герой нашего времени»

21. Печорин-герой совсем иного переходного времени, представитель дворянской молодежи, вступивший в жизнь после разгрома декабристов. Г.А. Печорин – одно из главных художественных открытий М.Ю. Лермонтова. В нем получили свои художественное выражение коренные особенности последекабристской эпохи. В образе и типе Печорина запечатлено разительное несоответствие внешнему и внутреннему миру. Он неоднократно в своем дневнике говорит о своей противоречивости и двойственности. Эта двойственность рассматривалась как результат светского воспитания и воздействие на него дворянской сферы, переходного характера его эпохи.

22. Объясняя цель создания романа, М.Ю. Лермонтов еще в предисловии дает понять, чем для него является образ Печорина: «Герой нашего времени милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Автор ставил перед собой задачу, желая отобразить на страницах романа, героя своего времени. И вот перед нами Печорин – трагичная личность, молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе вопрос «Зачем я жил? Для какой цели я родился?». В изображении Лермонтова, Печорин – человек вполне определенного времени. Это дворянин-интеллигент николаевской эпохи, её жертва и герой в одном лице, чья душа испорчена светом. Личность Печорина представлена в романе как неповторимое индивидуальное проявление в нем общечеловеческого видового и родового. От своего предшественника Онегина, Печорин отличается не только темпераментом, глубиной мысли и чувства, силой воли, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру. Печорин в большей степени, чем Онегин, мыслитель, идеолог. Он органично философичен. В этом отношении он характерный представитель своего времени, по словам Белинского «века философствующего духа». Печорин воплощает такие качества как развитое сознание и самосознание, восприятие себя представителем не только наличного общества, но и всей истории человечества в целом. Но будучи сыном своего времени и общества, он несет на себе и их неизгладимую печать. В личности Григория наблюдается особенно характерное для социального неустроенного общества, противоречие между его человеческой сущностью и существованием, по словам В.Г. Белинского «между глубокостью натуры и жалкостью одного и того же человека». Однако в деятельности Печорина больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Он умирает ни в чем, не уступив своим принципам и убеждениям, хотя и не совершив того, что мог сделать в иных условиях. Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится противостоять обстоятельствам, утверждать свою волю, свою «собственную надобность». Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы романа героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы человеческого бытия – о цели и смысле жизни. В ночь дуэли с Грушницким он размышляет: «Пробегают в памяти все моё прошедшее, и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения. Я увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел, тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни». Жертвой своеволия Печорина становится Бэла, насильственно вырванная из её среды, из естественного течения её жизни. В эпоху Возрождения индивидуализм был исторически прогрессивным явлением. С развитием буржуазных отношений своей гуманистической основы. В России углубляется кризис феодально-крепостнической системы, зарождение в ней новый буржуазных отношений. В 1842 году В.Г. Белинский говорил: «Наш век … это век … разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов …».

23. Печорин со своим тотальным индивидуализмом и отрицанием морали современного ему общества, как и других его устоев, был не только его личным достоинством. Недовольство уже давно вызрело в общественной атмосфере, просто Печорин явился лишь ранним и ярким его выразителем. Существенно, что Григорий далек от прагматичного приспосабливающегося к жизни эгоизма. Герой полон действительно бунтарского неприятия всех устоев общества, в котором он вынужден жить. Его меньше всего заботит положение в обществе, все это он отвергает как чисто внешнюю мишуру, недостойной живущего в нем устремления к подлинной полноте жизни, в обретении значительной жизненной цели. Свой сознательный индивидуализм он рассматривает как нечто вынужденное, поскольку пока не находит для себя приемлемой альтернативы. Еще одна важная черта героя-это постоянное любопытство к жизни, к миру, а главное к людям. В нем ярко выражено влечение к общению с людьми. Григорий Александрович как говорится в предисловии тип «современного человека», каким автор «его понимает» и каким часто встречал.

24.

 

25. Заключение

26. Итак, перед нами два героя, оба представители своего непростого времени. Замечательный критик В.Г. Белинский не ставил между ними знака «равно», но и большой пропасти не видел. Пушкин и Лермонтов сумели уловить в жизни и воплотить в литературных образах наиболее существенные черты молодого человека своего времени, дать типичный характер со всеми его отрицательными и положительными чертами. В предисловии к роману «Герой нашего времени» автор дает точную характеристику своему герою: «…Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Пушкин тоже упоминает о типичности своего героя, говоря: «Онегин добрый малый, как вы да я, как целый свет». Оба автора пишут образы своих героев в развитии, социальное происхождение которых одинаково. Оба они воспитывались в светском обществе и получили соответствующее образование. Пушкин показывает, что ум и начитанность Онегина широки, хотя и поверхностны. Он читает книги известных писателей и современные Пушкину альманахи. Память Печорина также насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике можно встретить цитаты из «Горя от ума» А.С. Грибоедова или из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина.

27. Ум Онегина проявляется в понимании психологии людей. Так в разговоре с Ленским о Лариных Онегин он говорит, что если бы был поэтом, то выбрал бы старшую сестру: «В чертах у Ольги жизни нет», её лицо «как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Печорин тоже был тонким психологом. Это доказывает его высказывание о Вернере: «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которая нравится впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой».

28. Умение разбираться в людях, безусловно, способствовало точному изображению героев, передачи их лживости и лицемерия. Неудовлетворенные жизнью в «высшем свете», герои ищут применение своим силам и знаниям. Онегин пытается обрести себя, занимаясь ведением хозяйства, управлением поместьем. Но, не приученный к систематическому труду, он быстро оставляет это занятие. Печорин в свою очередь, пытается обрести себя в новой среде. Он рад переводу на Кавказ. Но везде, когда проходят первые впечатления, он ощущает скуку и неудовлетворенность жизнью.

29. Пушкин показывает своего героя в преддверии восстания декабристов, как бы давая возможность Онегину применить свои силы в благородном деле. Евгении, несмотря на его прогрессивные взгляды, скептик с резким и охлажденным умом. По словам Герцена, такие люди как Онегин «никогда не становятся на сторону правительства» и «никогда не умеют вставать на сторону народа», так как не умеют жертвовать своим покоем ради высшей цели. Поэтому такой человек вряд ли станет декабристом. Время действия романа «Герой нашего времени» происходит после восстания. И герой этого времени не имеет возможности найти достойное применение своим силам. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает». Оба поэта, стараясь как можно ярче изобразить характеры героев, ставят их в экстремальные ситуации. На дуэли Онегина и Ленского проявляет холодный эгоизм героя. Его не волнует судьба Ленского, а беспокоит лишь мнение света о своей персоне. Лермонтов, рисуя дуэль Печорина и Грушницкого, также показывает безучастие к страданиям Грушницкого. Печорин выступает как холодный эгоист и в отношении к судьбам Бэлы, Максима Максимовича и Веры. Однако главное обвинение Печорину – отсутствие жизненной цели, бесплодность существования, но герой и сам задумывается о цели своей жизни. Он записал это в журнале: «А верно она существовала, и верно, было мне назначение высокое, потому что в душе я чувствую в душе моей силы необъятные…». Размышление о смысле жизни было свойственно молодому поколению 30 годов XIX века. Оно было присуще всем современникам Лермонтова, не находившим применения своим «необъятным силам». Для Онегина эта проблема не столь актуальна. Он может действовать, участвовать в движениях декабристов. Но Онегин не способен использовать эту возможность, поэтому, как и Печорин, он становится «лишним» человеком. Печорин и Онегин, лишние не в судьбе России, а в своем обществе, так как они им чужды. Осуждая своего героя за бездействие, Пушкин в какой-то мере осуждает и те общественно – политические условия, в которых возник и развился человек, далекий от народа и далекий от дворянских революционеров. В заглавии романа Лермонтова скрыта глубокая ирония, так как даже в 30 годы были известны имена истинных героев своего времени: Белинский, Герцен, Огарев, да и сам Лермонтов. Онегин и Печорин близки друг другу, как старший и младший братья. Оба они разочаровываются в жизни. Безрадостно ждут ее конца. Особенно грустно осознавать это, когда прочтешь фразу Печорина: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения... Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия”.

 

По словам Белинского, "Герой нашего времени" - это "грустная дума о нашем времени", а Печорин- "это герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою".

30. Уроки текстоведения. Их место в курсе русского языка, структура и содержание. Организация работы с учебным текстом на уроке русского языка. Образцы заданий (класс и тему урока выберите самостоятельно).

Уроки текстоведения — это уроки изуччения строения текста, его законов и влияния на людей. Например, в 7 классе урок текстоведения начинаем с повторения

Повторение изученного..

· Знакомо ли вам слово «Текстоведение»? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни «текст» и «вед».Значит, оно обозначает «ведать, знать текст».)

· Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики «Текстоведение»? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)

· А что такое текст? (Это произведение речи.)

· Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)

· Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло?Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художествен

Работа с текстом. Раздать каждому или использовать проектор и экран

· Прочитайте и докажите, что перед вами речевое произведение, то есть текст. (Это текст, потому что его объединяет тема, есть основная мысль, относительная законченность, предложения стоят в определённом порядке и связаны между собой.)

· Проведите текстоведческий анализ – определите тему, основную мысль, тип речи, стиль текста, средства связи предложений.

· Как бы вы озаглавили данный текст? («Удивительная дружба», «Случай в зоопарке», «Медведь и кот», «А всё-таки они дружат!»…)

бъяснение нового материала. Слово учителя.

Мы убедились, что вы знаете, что такое текст, и умеете его анализировать. Но как создать собственное речевое высказывание? Что написать? Как начать? Наверняка, и вы задавали себе эти вопросы, когда получали задание написать сочинение. Сегодня мы с вами познакомимся с этапами создания текста, которые в дальнейшем, я надеюсь, помогут вам успешно справляться с написанием сочинений, докладов, выступлений и т.д.

· Итак, первый этап – обдумывание темы, цели высказывания. (Запишите в свои тетради.) На этом этапе вы должны не просто выбрать тему, но и решить, о чём вы будете писать и зачем. А значит, выбрать тип речи: повествование для рассказа о событиях; описание, чтобы описать предмет; рассуждение, чтобы поразмышлять над какой-то проблемой.

· Второй этап предполагает создание рабочих материалов. (Спишите с экрана.) Вы не просто обдумываете содержание вашего высказывания, но и записываете отдельные слова, словосочетания, даже предложения, а также продумываете, какие микротемы и в каком порядке вы расположите.

· На третьем этапе создаётся сам текст. (Запишите этот этап.)

· Четвёртый этап предполагает редактирование. Это очень важная работа. (Запишите в тетради.) Читая свой текст, вы должны обнаружить и устранить нарушение логики, речевые недочёты. То есть сделать текст почти идеальным, на ваш взгляд.

· Закрепление. Работа с готовым текстом (на экране и в распечатанном виде).

· Перед вами работа ученика 7 класса Саши. Ему задали написать сочинение о том, как он получил двойку. Вот что у него получилось. (Чтение и обсуждение работы Саши: Замысел. Рабочие материалы. Сочинение. Редактирование

· Самостоятельная работа. Создание текста.

· Воспользовавшись размышлениями Саши по редактированию текста, попробуйте исправить его текст. Может быть, вы найдёте и другие недочёты. Запишите получившееся сочинение. Через несколько минут мы проверим, как вам удалось улучшить текст.

· Чтение 2-3 работ и обсуждение.

Домашнее задание. Дома вы сами попробуете создать рабочие материалы для небольшого сочинения. Для этого спишите темы, а дома выберите одну из них и запишите рабочие материалы.

 

Билет №14

 

1. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализы слова.

Морфемный анализ слова-это…..

Словообразовательный анализ- это…

Этимологический анализ – это выяснение ранее существовавшего морфологического строения слова, его прошлых словообразовательных связей, определение источника и времени появления слова, установление способа его образования от соответствующей производящей основы.

Мошенник

Слово исконно русское, в современном русском языке имеет непроизводную основу. Образовано от основы существительного мошна + -ник-.

Первоначальное значение слова: “вор, крадущий кошельки”.

В основе слова произошли исторические изменения – опрощение в результате разрыва смысловых связей со словом МОШНА и исчезновения этой производящей основы из активного словаря.

Таким образом:

· мошенник ← мош(е)на + -ник-;

где е – беглый гласный, а на стыке корня и суффикса – удвоенное нн.

 

2. Творчество М.Ю.Лермонтова: лирические стихотворения и поэмы разных лет. В.Г.Белинский о своеобразии лирики М.Ю.Лермонтова.

3. Особенностью творчества Михаила Юрьевича (годы жизни - 1814-1841) является то, что лирические герои поэзии Лермонтова внутренне едины. Постепенно они меняются, но трансформация эта несущественна по сравнению с развитием образов у других поэтов XIX века. В последнем периоде творчества Лермонтова все чаще показывается характер уставшего от жизни человека, который совсем не похож на персонажа ранних стихотворений. Но все же эти лирические герои поэзии Лермонтова тесно связаны. Преемственность обусловлена сохранением главных тем, мотивов, пронизывающих творчество поэта и формирующих образ героя. Романтический герой Наряду с ранним творчеством Александра Сергеевича Пушкина и поэзией Жуковского, лирика Лермонтова ознаменовала взлет романтизма в нашей стране. Обусловлено это тем, что герой Михаила Юрьевича - возвышенный мечтатель. Он наделен всеми особенностями, типичными для романтика: это страдалец, борец, поэт, мятежник, пророк, любовник. Таковы лирические герои поэзии Лермонтова на всех этапах его творчества.

4. Тема одиночества Ноты изолированности от обыденной жизни особенно сильно звучат в образе романтического героя Михаила Юрьевича. Одиночество приобретает в его произведениях различные вариации: любовное, возникающее во множестве произведений на данную тему; заточение в темнице; обособленность человека в окружающем мире. Во многих произведениях ("И скучно и грустно...", "Дума") появляется образ, связанный с общим мотивом одиночества современного Лермонтову поколения. Мы сталкиваемся здесь с одной из важнейших проблем, которую затрагивает Михаил Юрьевич, - это рефлексия, разрушающая душу, болезнь, которая, по мнению поэта, убивает поколение и замыкает в себе личность, обрекая человека на одиночество.

5. Мотив смерти Мотив ранней смерти является традиционным в романтической литературе, но Михаил Юрьевич вносит в данную тему свежую идею: он говорит не о физической гибели, а о смерти чувства, вызванной неверием, отсутствием борьбы и цели.

6. Мотив борьбы Эта тема является важнейшей для романтической литературы не только в нашей стране, но и во всем мире. У Михаила Юрьевича она получает оригинальное развитие. Борьба является сущностью, основой характеров, которые имеют лирические герои поэзии Лермонтова. Сочинение Михаила Юрьевича "Парус" - стихотворение, в котором человек в образе корабля сражается с враждебной стихией. Но стоит смолкнуть буре - и он начинает сам ее "просить" и искать, так как ищет отнюдь не счастья, а преодоления.

7. Противопоставление внешнего и внутреннего мира В одном из стихотворений под названием "Как часто пестрою толпою окружен..." автор противопоставляет реальному внешнему миру, скрывающему под благообразной маской безразличие, мятежный внутренний мир лирического героя.

8. Тема безверия и веры Тесно связана с мотивом борьбы и тема безверия и веры. Лирический герой поэзии Лермонтова упрекает Бога за то, что мир несовершенен. Романтический и демонический персонажи поэм "Мцыри" и "Демон" отрицают Создателя, не принимая при этом и самого мира, в котором они живут. Но, видевший именно в отсутствии идеалов, в неверии причину такого мировоззрения, Михаил Юрьевич не мог не привести в конце концов к согласию с Творцом романтическую личность. Поэтому лирический герой поэзии Лермонтова приходит к компромиссу с небесами.

9. Наполеон Лирический герой поэзии Лермонтова в некоторых произведениях - Наполеон. Образ бунтаря, который познал и глубочайшее падение, и вершину власти, вообще является традиционным для романтической лирики в русской традиции. Для Лермонтова в Наполеоне (а также в образе Байрона) сочетались основные черты героя-романтика: бегство, бунтарство, борьба, изгнание и одиночество личности.

10. Взаимоотношения толпы и поэта Лирический герой поэзии Лермонтова, как и у других авторов, противостоит массе.в произведении 1838 года под названием "Поэт" проводит мысль о том, что каждый век порождает "своего" пророка, единого с толпой, которой он нужен и которая нужна ему.

 

Стихи Лермонтова отличаются гибкостью и звучностью, ритмико-мелодическим, рифмическим и строфическим богатством, вследствие чего исследователь творчества Лермонтова В.М. Фишер назвал его «самым музыкальным русским поэтом» XIX в. Недаром В.Г. Белинский называл М.Ю. Лермонтова «поэтом беспощадной мысли истины», поэтом-реалистом, в конце своего творческого пути ставшем гениальным художником слова.

Подробнее: http://all-biography.ru/questions/osobennosti-liriki-lermontova-ochen-nuzhno-6858#ixzz4LOi9q281

11. Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9 классе).

1. Урок-задание: «История создания романа А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» - как энциклопедия русской жизни. Формы работы: лекция, с элементами эвристической беседы, художественного чтения.

Уроки-проблематизации:

- «Он сердцем милый был невежда…». Судьба Ленского в романе.

«Онегин добрый мой приятель…». Судьба Онегина в романе.

- «Татьяны милый идеал». Судьба Татьяны в романе.

Формы работы: проблемные ситуации, формирование версий, комментарий и обобщение учителя.

3. Урок-диалог: «…даль свободного романа…». Автор в произведении. Формы работы: формирование версий, выявление проблем, обобщение учителя.

4. Урок-задание: художетсвенные особенности романа «Евгений Онегин». Метод, жанр, композиция, онегинская строфа. Формы работы: эвристическая беседа, лабораторная работа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.118 с.)