Русский язык .Под редакцией Разумовской и Леканта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык .Под редакцией Разумовской и Леканта



Это поклассовые учебники, каждый из которых содержит как теорию, так и упражнения, а также имеется спецраздел – «Речь».

Пособия, дополняющие учебник (для учащихся)

· рабочие тетради

· сборники дидактических материалов – то система учебных карточек для индивидуальной или индивидуально-групповой работы;

· различные словари и справочники (орфографический словарь – авторы:Крючков, Ушаков; школьный орфографический словарь под редакцией Баранова; школьный толковый словарь, автор Лопотухин).

· Основной задачей пополнения словарного запаса есть обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. На уроках русского языка учащиеся получают как языковые, так и неязыковые знания. Знания о языке дети приобретают в процессе его изучения, и вместе с ними они пополняют свой словарный запас, усваивая лингвистическую терминологию. Внеязыковые знания –это знания об окружающем мире учащиеся на уроках русского языка черпают из текстов упражнений, их текстов произведений

· При толковании лексических значений слов необходимо формирование умения пользоваться толковым словарем.Для этого дать понятие: толковый словарь, назначение толкового словаря., словарная статья, лексические и грамматические пометки. С этими понятиями целесообразно знакомить параллельно с изучением лексикологических понятий.

· Формируется умение обращаться к толковому словарю с по­мощью следующих упражнений: - нахождение слова в толковом словаре; \ - чтение в словарной статье толкования лексического значения слова;- нахождение в толковом словаре слов определенной группы по соответствующим пометам.

· Для закрепления в сознании школьников новых слов используются словарно-семантические упражнения. 1.Составление словосочетаний, предложений с новыми словами;2.Составление тематических или лексико-семантических групп слов3) Узнавание слова по его семантическому определению,4,Написание творческого диктанта и сочинения по опорным словам.

· Словарный запас учащихся пополняется не только во время изучения лексики, но и при изучении фонетики, морфемики, словообразования, морфологии и синтаксиса. В тему урока по ознакомлению с новым материалом, например, в 7 классе вводятся специальные упражнения:1. подбор однокоренных слов разных частей речи. 2.Введение в предложение слово по смыслу.3.Упражнение-«Третий лишний», 4.Объясне значений словосочетаний, фразеологизмов, 5.Соотнеси слово с его значением.6.Найди слова употр. В непрямом значении,7. Найди значение многозначного слова и др.

· Пополнению запаса слов способствуют и сочинения, изложения.

Экзаменационный билет № 6

1. Фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания.

Фразеологическими сращениями называются такие неделимые словосочетания, значение которых не определяется значением входящих в них отдельных слов. Например, смысл оборотов бить баклуши - «бездельничать», с бухты-барахты - «необдуманно», содом и гоморра - «суматоха, шум и других.Они не мотивированы значением составляющих компонентов, так как в лексической системе современного языка нет полноценных по значению самостоятельно существующих слов баклуши, бухты, барахты,

Таким образом, основным признаком фразеологического сращения является его лексическая неделимость,, при которой значение целого оборота не может быть выведено из значения составляющих его слов. Грамматические формы слов, составляющих фразеологическое сращение, иногда могут изменяться. Например, В своем он деле собаку съел или. Бабы на том собаку съели (А.К. Т.) - сохраняется зависимость между словом съел и субъектом действия: он съел, они съели и т.д.

В некоторых сращениях грамматические формы слов и грамматические связи уже не могут быть объяснены, мотивированы с точки зрения современного русского языка, т.е. они воспринимаются как своего рода грамматические архаизмы..

Синтаксически фразеологические сращения выступают в роли единого члена предложения. Например, вЯ ничего не делаю спустя рукава фразеологическое сращение выполняет функцию обстоятельства образа действия. В предложении Своею речью ставит вас в тупик сращение является сказуемым.Фразеологические сращения по-другому называются идиомами (гр. idiōma - свойственное только данному языку неразложимое словосочетание, от греч. idios - своеобразный).

Фразеологическими единствами называются такие лексически неделимые обороты, общее значение которых в какой-то мере мотивировано переносным значением слов, составляющих данный оборот. Например, общий смысл таких единств, как пускать пыль в глаза, плыть по течению, держать камень за пазухой, уйти в свою скорлупу, из пальца высосать, кровь с молоком и других, зависит от переносного значения отдельных элементов, которые составляют образный «стержень» всего оборота.

Лексический состав фразеологических единств неделим. Это сближает их с группой сращений. Но в отличие от сращений части фразеологических единств могут быть отделены друг от друга вставкой каких-то слов. Например: Лить воду на (свою, мою, твою, чужую и т.д.) мельницу (ср. со сращениями типа шутка сказать, диву даться и др.).

Фразеологическими сочетаниями называются такие устойчивые обороты, общее значение которых полностью зависит от значения составляющих слов. Слова в составе фразеологического сочетания сохраняют относительную семантическую самостоятельность, однако являются несвободными и проявляют свое значение лишь в соединении с определенным, замкнутым кругом слов, например: слово слёзно сочетается только со словами просить, умолять. Следовательно, один из членов фразеологического сочетания оказывается более устойчивым и даже постоянным, другой - переменным. Наличие постоянных и переменных членов в сочетании заметно отличает их от сращений и единств.

2.Периодизация литературного процесса XVIII века. Литература эпохи Петровских преобразований, ее особенности.

Восемнадцатый век открывает новую страницу истории русской художественной литературы

Определяющим этапом в жизни русского народа и в его литературе в XVIII веке оказался период петровских преобразований, когда перед лицом европейских стран появилась «Единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний» (К.Маркс).

«Новая» русская литература, во многом подготовленная предшествующим периодом ее развития, в 30-40-ые годы завершает в основном переход от средневековой жанровой системы к системе жанров нового типа, стремясь к синхронному включению в общеевропейский процесс. К этому же времени относится и завершение секуляризации (освобождение от церковного духовного влияния) русской литературы.

Рост интереса русских писателей XVIII века к человеческой личности углублял гуманистическое начало в иcкусстве. А в просветительской основе русской литературы XVIII века утверждается внесословная ценности человека,иразвитие антифеодальной морали.

С 60-ых годов XVIII столетия наряду с зарождением сентиментально-предромантического направления резко усилился рост реалистических тенденций,который неразрывно связанный с дальнейшим развитием сатиры.. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу,.

К концу столетия намечается синтез личного и общественного начала в пределах одного произведения (ода «К милости» Карамзина и произведения Радищева). В вершинном произведении литературы XVIII в. – «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев придет к твердому выводу о необходимости восстания народа.

В истории русской литературы XVIII века можно наметить четыре периода развития:

Первый период – литература Петровского времени. Она еще носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс обмирщения. Ведущий жанр – анонимные повести. Появляются первые лирические произведения, зарождается сатира.

Второй период (1730 – 1750) формируется классицизм как ведущее литературное направление, для создания новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка.

Третий период (1760 – первая половина 70-ых годов) – дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма (предромантизма).

Четвертый период (последняя четверть века) – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций. С выходом в свет «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева наиболее прогрессивная часть русской литературы становится носительницей революционных идей.

3.Методический проект организации совместной деятельности (на материале изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе).

Урок-диалог: «Прочитана комедия…». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания комедии. Формы работы: сочинение по впечатлениям, составление карты первичных смыслов. Итог – выделение эпизодов, тем. Проблем для анализа

"Пространство понимания комедии "Горе от ума", мы собираем в выделенное тематическое пространство множество разных и непохожих личностных смыслов учащихся, что дает нам возможность не ограничивать смыслодеятельность определенными рамками, а давать ей возможность свободно развиваться, исходя из интересов и потребностей детей.
Применяемая в качестве проектного приема карта первичных смыслов включает в себя четыре раздела и организована для выполнения определенной педагогической установки: пользуясь картой, ученики помещают собственные смысловые позиции в определенный раздел.

В первом разделе мы указываем автора, во втором - выделяем отдельные элементы текста: эпизоды, ситуации (о Грибоедове, о Чацком, сцена первой встречи Софьи и Чацкого, финал комедии (о Молчалине), сцена разговора Чацкого, Фамусова и Скалозуба ); в третьем разделе (" Ваши выделенные версии") - фиксируем понимание девятиклассниками выделенных ими эпизодов, ситуаций, сюжетов текста. Четвертый раздел "Проблематизация" в начале урока остается незаполненным. Мы предполагаем его заполнить после того, как ученики (и учитель в том числе) обнаружат свои смыслы и возможно будет провести их соорганизацию, соотнесение.Соединяем эмоциональные фрагменты разговора в смысловое единство и одновременно помогаем ученику понять, удалось ли ему передать свою мысль и правильно ли он понят.

Экзаменационный билет № 7

1. Динамизм фразеологического состава русского языка

Исследование проблемы функционирования языковой единицы является большим шагом вперед на пути изучения ее динамической природы, так как без функционирования нельзя увидеть движения, изменения языковой единицы.

Так, изучение функционирования фразеологизмов в памятниках древней письменности позволило Б. А. Ларину проследить историческую эволюцию фразеологических единиц.

Отдельные замечания о динамической природе фразеологизма содержатся в работе А. М. Бабкина. По его мнению, «лексической идиоматике <…> присуща известная гибкость и диалектичность, проявляющаяся в живом употреблении фразеологических единиц. Это их свойство и обусловливает развитие фразеологического запаса, его жизнь и историческую изменчивость» [

На современном этапе изучения появляются работы, целью которых стало установление взаимосвязей фразеологизмов, изучение названных единиц как единой системы. К этому типу работ относятся исследования динамической природы фразеологических единиц. Одним из первых представителей названного направления является В. М. Мокиенко.. По мнению лингвиста, фразеологическая единица – это всегда результат постепенного становления. Этот факт не может не отражаться на функционировании фразеологизмов. Автор рассматривает противоречия фразеологии как результат взаимодействия синхронии и диахронии [Мокиенко 1980].

А.М. Мелерович на протяжении многих лет занимается изучением проблемы функционирования фразеологической единицы в речи, ее динамического развития, способов эксплицирования окказионального элемента фразеологического значения.

Немалую роль в изучении динамической природы фразеологизма сыграла челябинская фразеологическая школа. В очерке «Челябинская фразеологическая школа: науч.-ист. очерк» (2002) на основе анализа функционирования фразеологических единиц в работах лингвистов были изучены структурно-грамматические свойства фразеологизмов, проанализирована языковая природа типологически однородных фразеологизмов с фразообразующим именем в форме одного падежа, единиц с определенным компонентом, с компонентом одной части речи или с одним субкатегориальным значением, выявлены семантические свойства и отношения фразеологизмов.

Проблема функционирования фразеологизма в речи и связанная с ней динамичность названной единицы стала главным предметом обсуждения на научных конференциях, проводившихся в разные годы:

Таким образом, пристальное внимание к изучению динамической природы фразеологизма указывает на актуальность названной темы, а также выявляет ее неизученность. Практическое, реальное изучение динамики языковой единицы связано с анализом проблемы ее функционирования в речи говорящего.

 

2.Классицизм как метод и направление. Особенности русского классицизма и его жанровой системы.

Классицизм как творческий метод оказался явлением общеевропейского масштаба. Но хронологические границы, а также специфика и степень художественного развития классицизма в разных странах оказались неодинаковыми. Это вполне закономерно: в национальных литературах ярко отразились их связи с конкретно-историческими обстоятельствами развития того или иного народа, его традиции, нужды, обычаи.

Наибольшей завершенности классицизм достиг во Франции во второй половине ХУП века. Но не Франция оказалась зачинательницей «теоретических основ» и творческой «практики» классицизма.

Источником становятся античные сюжеты с их образной системой. Но образцовость и неизменность идеалов античности сковывает деятельность писателей-классицистов. Ограничивались принципы художественного отбора, на способах воплощения характеров и на принципах художественной типизации, сопровождалось выработкой строгих правил и регламентаций.

Эпоха классицизма – прямой наследник эпохи Возрождения.

Большой заслугой классицистов явилось их положение о единстве содержания и формы при ведущей роли содержания:

 Язык художественных произведений классицистов четкий отточенный, освобожденнгый отварваризмов, способный выразить разнообразные переживания, чувства., Но отказ от народной лексики существенно обеднял языковую ткань эпохи классицизма.

В лучших творческих достижениях классицистов проявить глубокий психологизм, «проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть тайники его сердца» (Буало).

Формирование классицизма в русской литературе происходило значительно позже, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. Поэтому русские классицисты должны были учесть опыт своих зарубежных предшественников, а это привело к определенной общности эстетики русского и зарубежного классицизма. Эта общность определяет и содержание, и форму русской литературы в период классицизма. Ей присущи: нормативность и жанровая регламентация, рассудочность, абстрактность и условность в конструировании художественного образа, признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого, основанного на твердых законах общественного порядка.

Но русский классицизм отличался чертами неповторимого национального своеобразия. Это происходило по следующим причинам:

Во-первых: формирование русского классицизма падает на XVIII век, когда передовым русским людям пришлось одновременно решать как задачу производительных сил, так и вопросы переустройства общества.

Во-вторых, русский классицизм начал оформляться в период реакции, наступившей после смерти Петра

В-третьих: развитие русского классицизма пришлось на XVIII век, что расширило его философскую базу сравнительно с философскими основами французского классицизма, связало его в большей степени с идеологией просветительства, чем с идеологией абсолютизма.

В-четвертых: в России слабая русская буржуазия оставляла всю полноту политической власти в руках дворянства. Основной конфликт эпохи – столкновение помещиков и крепостных крестьян. И передовые писатели не могли обойти этот конфликт в своих произведениях, при этом выступали в защиту крепостных крестьян И это одна из замечательных сторон русского классицизма.

3.Урок как основная форма организации учебной деятельности. Типология уроков русского языка. Хронометраж урока русского языка. Модели уроков разных типов. Образцы (класс и тему урока выберите самостоятельно).

Основной формой работы в школе является урок.

Никто не отменял форму урока как ведущую.

1.Каждый урок соответствует определенному типу. Но должен отличатья своей особенностью, своей изюминкой.

2.Урок должен соответствовать программным требованиям и учебным возможностям уч-ся.

3.Урок проводится по плану, но возможен вариант отклонения от плана, но учитель должен всегда иметь свои заготовки для этого.

4.Урок должен иметь рациональный темп.

5.При построении урока необходимо правильно разбивать урок на части.. чтобы не было перекоса, т.е. затягивания то й или иной части.

!!!Необходимо помнить, что любой тип урока все должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим

. Типы уроков:

1.Урок изучения нового материала.

2.Урок закрепления изученного материала.

3.Урок повторения и обощения изученного материала.

4Урок контроля

5.Комбинированный урок..

Урок изучения нового материала –самый распространенный тип урока.В его структуру входят следующие компоненты:сообщение темы, постановка целей, проверка дом задания, актуализация ранее полученных знаний,изучение нового материала, обучение способу применения новых знаний, упражнения на закрепление этого способа действий., дом задание, итог урока, оценивание.

Но можно нестандартно построить урок изучения нового материала. Это может быть урок взаимного обучения: ученики делятся на учителей и учеников и сами объясняют материал. Возможно изучение материала путем мозгового штурма, возможно путем инсценированной сказки, путешествия..

Урок закрепления изученного материала. Проводится по трудным темам, где необходимо совершенствовать правописание. Он состоит из следующих компонентов:проверка дом задания, обязательное повторение теоретического материала., система упражнений от простых до сложных, самостоятельная работа, подведение итогов, оценивание уч-ся, дом. Задание.

При закреплении изученного материала возможны уроки –практикумы, уроки-исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.033 с.)