У.Закрепление изученного и формирование умений и навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

У.Закрепление изученного и формирование умений и навыков



Работа с текстом, спроектированным на экран

1.Чтение вслух 2. ТАУ –тема, главная мысль, стиль, поделить на части

3.Диалог об впечатлениях от прочитанного.

4. Самостоятельная работа выписывают деепричастия из текста, обсуждают, какие глаголы они объясняют, какой объект действует в предложении, а какой дополняет какого вида деепричастие? Вид деепричастий и способ образования графически.5.Проверка.- по ответу на экране, а самооценка

6..Творческая групповая работа по дифференцированным заданиям по тексту.:

1 группа-конструирует словосочетания с выписанными днеепричастиями 2) –Ввводит в предложения;3) конструирует КСУ на тему–представьте ситуацию, что вы на необитаемом острове, ваши действия, используя деепричастия. 4-я – конструирует новый текст с опорой на деепричастия.

7.Презентация группами заданий и оценка.

 У..Итог урока.1. Создание кластера – сбор идей, ассоциаций, связанных с деепричастием

20. Домашнее задание: Параграф, упр. по учебнику

Задания по выбору: 1.упражнение по учебнику: списать, определить роль в предложении деепричастия и синтаксическую функцию.

2. Выписать из текстов по литературе 5 предложений с деепричастиями, определить вид

3.Мини-текст о времени года с использованием деепричастий, определить роль и синтаксическую функцию

1. Дайте характеристику реальных учебных возможностей учащихся.

2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, задачи развития?

4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задачЛогичны ли связки между этапами урока?

6. Какие методы изучения нового материала использованы. Необходим ли был дифференцированный подход к уч-ся? На каких этапах?

7. Как был организован контроль за усвоения знаний, умений и навыков? В каких Почему?

 9. Как активизировалась позн деятельность уч -ся в течение всего урока?

10. Какие средства обучения применялись? Почему?

11.? Как было реализовано воспитательное влияние личности педагога?

12. Как время использовано.

14. Как шло осуществление практической направленности обучения?

15. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи? Если не - почему

Схема самоанализа урока русского языка 1. Общая характеристика класса, которая включает в себя анализ в процентном соотношении: общего развития учеников; знаний учеников по русскому языку; личностного развития. 2. Взаимосвязь изучаемого с пройденным ранее материалом. 3. Характеристика целей занятия: образовательная; воспитательная; развивающая. 4. План занятия. Характеристика: учебногоматериала, который будет рассматриваться на уроке; методы преподавания; приемы преподавания; формы организации деятельности учеников. 5. Анализ этапов урока. Как использованные педагогические и дидактические приемы повлияли на усвоение учениками изучаемого материала? 6. Анализ целесообразноси применения; конечная результативность. 7. Оценка конечного результата: определение того, насколько запланированая цель достигнута на занятии; если не достигнута, то по каким причинам это произошло; вывод.

 

Экзаменационный билет № 10

1. Предмет и задачи словообразования. Связь словообразования с лексикологией и морфологией.

Словообразование обогащает словарный запас языка. На основе существующего языкового материала..Например, новые слова лунник, прислушаться. Слово лунник возникло из уже имеющихся в языке – луна. С помощью суффикса ник. Это словообразовалось по типу слова парус- парусник, чай- чайник.

Глагол прилуниться аналогично слову приземлиться от земля. Как видим все новые слова оформляются по законам грамматики: лунник- сущ.,нариц,одушевл.,м.р., ед.число,2-е склонение.Прилуниться – глагол.соверш вид,,неопределенной формы. Как видим, что словообразование тесно связано со словами языка, т. Е с лексикой и с морфологией, образуя разные части речи

2. Литературный процесс последней трети XVIII века. Сентиментализм и его жанры. Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев как представители двух различных течений внутри сентиментализма.

В 60-е и 70-е годы окончательно и сложится идеология русского Про свещения. Именно просвещение и создавало прочный фундамент для бурного развития прозы.

3. Читатель, знакомясь с русской прозой 60-70-х годов XVIII века, обратит внимание на ее жанровое своеобразие. Вместо привычных и традиционных форм романа, повести, рассказа и очерка он встретит «путешествие», «письмо», философско-политическую повесть, особого типа комедию, поэму сказку.

Литературная деятельность писателей этого времени знаменовала важные качественные перемены в новой русской литературе – произошло образование прозы. При всем своеобразии их прозаических жанров именно они заклали фундамент, на котором усилиями гениальных писателей XIX столетия будет воздвигнуто величественное здание русской литературы.

В России в 70- в 80-90-е годы 18 ст. появились первые оригинальные комические оперы. Это произведения Попова, Аблесимова.Становление этого жанра в русской литературе было связано с развитием интереса к отечественной истории, фольклору и национальному быту, с использованием крестьянской темы в искусстве и формированием русского театра, влиянием французской музыкальной и театральной культуры

Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление- сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом феодально-абсолютистского режима По идейной направленности сентиментализм — одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно четко выражается в проповеди ценности человеческой личности. Лучшими образцами сентиментальной литературы были признаны «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Стерна, Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете.

В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, должны отвечать государственные законы и учреждения. Природа в их произведениях-мерило всех ценностей, в том числе и человека. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Классицистам сентименталисты противопоставляют семью и дружбу. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка — залог его будущих гражданских добродетелей., а в дружбе сходство взглядов, вкусов, убеждений.

Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства.. От этого французского слова получило название и само литературное направление. В отличие от классицизма, философской основой которого был рационализм, сентиментализм опирался на ощущения. Чувствительность понимается сентименталистами не только как орудие познания, но и как область эмоций, переживаний, как способность отзываться на радости и страдания других людей

Чувствительность лежит в основе и творческого метода писателей-сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Творческий метод сентименталистов находится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в произведениях сентиментализма четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью. Они отзывчивы, добры, сострадательны, способны к самопожертвованию, к высокой, бескорыстной любви. Отрицательные— расчетливы, эгоистичны, высокомерны, педантичны, жестоки. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокосердием наделяются представители власти, дворяне, высшие духовные чины.

Проявление сентиментализма часто приобретало в произведениях сентименталистов слишком внешний и даже гиперболизированный характер, выражалось в слезах, обмороках, самоубийствах. Для сентиментализма характерны, как правило, прозаические жанры: повесть, роман (чаще всего эпистолярный), дневник, «путешествие», т. е. путевые записки, помогающие раскрыть внутренний мир героев и самого автора.                                                      

Лучшие сентиментальные произведения — «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина

Метод и стиль “Путешествия из Петербурга в Москву

В основе творческого метода Радищева лежит показ русской действительности в ее социально-общественном осмыслении. Знание жизни, стремление проникнуть в глубину социальных противоречий, широта охвата событий делали «Путешествие» реалистической книгой. Негодованием звучат слова Радищева в адрес помещиков-крепостников. Радищев первым выступил против крепостного права, называя его «зверским обычаем», приличным только «диким народам». В связи с этим одной из главных задач его книги стала критика крепостничества.

Радищев считает, что полезность людей определяется их личными заслугами. Дворянство, по глубокому убеждению Радищева, не цвет, не гордость нации, а паразитическое сословие, незаконно присваивающее себе плоды чужого труда. Помещик из главы «Любани» заставляет крестьян шесть дней в неделю ходить на барщину, а вечерами возить из лесу сено на барский двор. В главе «Вышний Волчок» помещик, прослывший в округе «великим земледельцем», также беспощадно относится к своим крестьянам. Он варвар и палач, богатство которого нажито грабежом и заслуживает строгого наказания.

В «Путешествии» Радищев поставил перед собой задачу развеять тот ложный ореол, которым на протяжении многих веков был окружен царский престол

Радищев критикует также рекрутчину. В главе «Городня» повествуется о молодом крестьянине, которого госпожа сдала в рекруты за отказ жениться на горничной, соблазненной племянником помещицы.

Карамзин — самая яркая фигура эпохи русского сентиментализма, основная черта которого — эстетизация действительности. Отечественные историки литературы единодушно утверждают, что для русских сентименталистов характерно органическое слияние эстетического принципа с гуманистическим

В «Путешествии» Радищев поставил перед собой задачу развеять тот ложный ореол, которым на протяжении многих веков был окружен царский престол

Крупнейшим произведением Карамзина явились «Письма русского путешественника», которые печатались в 1791-1792 гг. в «Московском журнале» по частям. В них проявились особенности его творческого метода и эстетических принципов. «Письма», передающие непосредственные впечатления Карамзина о странах, которые он посетил, отличаются свободной композицией, в которой перемежаются объединенные воедино личностью автора разнообразные картины политической и культурной жизни западных государств, царящих там нравов и обычаев; встречи писателя с известными философами, литераторами, государственными деятелями.

П. Н. Сакулин утверждал: «Написанное в стиле сентиментальных путешествий, произведение Радищева по глубине и смелости мыслей не только не имеет ничего общего с чувствительными путешествиями Шаликова, Измайлова и им подобных, но и превосходит „Письма русского путешественника" Карамзина. „Путешествие из Петербурга в Москву" сконцентрировало в себе все напряжение социальных чувств сентиментализма: это—самый яркий памятник социального сентиментализма».

 Как видно из изложенного П. Н. Сакулина о сентиментализме Радищева, что книга Радищева является по жанру «путешествием». Именно этот формальный признак был важнейшим в системе истолкований Сакулиным и его предшественниками «Путеше­ ствия из Петербурга в Москву».

Последующие авторы, касавшиеся того же вопроса (созна­ тельно или бессознательно), продолжали развивать точку зрения Сакулина, но не все писавшие об этом были полностью согласны с Сакулиным. Интересны в этой связи суждения историка П. Г. Любомирова. Любомиров отмечает, что стиль Радищева есть соединение всех литературных направлений, характеризующих русскую литературу конца XVIII и отчасти начала X I X века (за исключением романтизма).

Известный историк литературы А. П. Скафтымов, занимавшийся вопросом о реализме и сентиментализме в «Путешествии из Петербурга в Москву», пришел к довольно близким выводам.

4. Использование различных методических форм организации совместной деятельности (на материале монографического изучения лирики М.Ю. Лермонтова).

В системе уроков по творчеству Лермонтова в 9 классе данное занятие следует после изучения биографии поэта. В 10 классе запланировано изучение следующих тем: тема поэта и поэзии; философские мотивы; тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова.
Особенностью предлагаемого занятия является также и то, что отдельные этапы имеют смысловую законченность и могут применяться как самостоятельные, в зависимости от уровня подготовленности обучающихся и количества учебных часов по программе.

1. Урок-диалог «Встреча с Лермонтовым». Актуализация и анализ первичного восприятия и понимания лирики. Формы работы: чтение стихов, их фрагментов из произведений, заранее предложенных учителем.

2.Уроки-проблематизации с элементами задания. Художественный мир лирики М.Ю. Лермонтова: нравственно-этический идеал лирического героя, максимализм как его доминирующая характеристика («Небо и звезды», «Желание» («Отворите мне темницу…»), «Парус»). Мотивы одиночества и разочарования в лирике поэта («Жалобы турка», «На Севере диком», «Утес», «Тучки», «Дума», «Как часто пеструю толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и грустно…». Формы работы: чтение стихов, аналитические комментарии, целостный анализ стихов, составление обобщающих планов.

Структура урока: лирика М.Ю.Лермонтова изучается в ходе двух уроков, предполагающих самостоятельную подготовку учеников к урокам. В классе парты расставлены так, чтобы могли сидеть четыре группы. На партах каждой группы расположена эмблема с номером группы. Школьникам заранее давалось задание к уроку по теме. Первый урок открывает учитель. Далее ребята работают самостоятельно в группах, заранее определенных учителем (4 группы по 7 человек). 1 группа работает по теме «вольнолюбивая лирика М.Ю.Лермонтова», 2 – «Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова», 3 – «Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова», 4 – «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова». Второй урок проходит по той же схеме: ребята самостоятельно работают в группах, чтобы на втором уроке выступать в группах, представлять свою тему другим группам. В конце второго урока учитель предлагает вместе кратко проанализировать программное стихотворение Лермонтова «Ангел».

Экзаменационный билет № 11

1. Словообразование синхроническое и диахроническое.

Словообразование синхронное и диахроническое

Изучение языка можно проводить двумя способами: синхронным (от греч. syn – «совместно» и chronos – «время») и историческим, или диахроническим (от греч. dia – «через» и chronos – «время»).
В первом случае изучается устройство языка, механизм его действия в тот или иной момент времени. Вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в нем происходили, не ставится. Анализируется вопрос как?, а не почему?
При диахроническом подходе изучаются изменения, происходящие в языке на протяжении того или иного периода времени, исследуется, что, каким образом и почему менялось в языке.
Например,возьмем две пары слов: дояр и доярка;зонт и зонтик.
Проведем синхронный анализ. Для этого подберем другие пары слов, выражающие такие же отношения: артист: артистка = дояр: доярка. Вывод: слово дояр – базовое, слово доярка – производное, оно обозначает женщину, которая доит коров. Мяч: мячик = зонт: зонтик. Вывод: слово зонт – базовое, слово зонтик – производное, оно обозначает маленький зонт.

Проведем диахронический анализ. С точки зрения истории словообразования отношения между этими парами слов другие.
Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.
Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик – измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса - ик. Такой способ называют обратным словообразованием.

2.Литературное движение 1-й четверти XIX века. Формирование русского романтизма; жанровая система романтизма, разнообразие течений и их представители.

1801-1820 -  это время зарождения романтизма в Росии. Литературное движение 1-й четверти 19 в выразилось в формировании оппозиционных настроений, в формировании кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов. Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).

Начинается полемика, особенно меежду «Беседой русского слова»» и «Арзамассом». В «Б2 были старшие писатели, а в «А» - молодые. «Б» собиралась в Державина. Они были архаистами, были против всех начинаний Карамзина Руководил «Б» Шишков

В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывались многие передовые журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.

 

Великая французская революция, наполеоновские войны, установившийся буржуазный строй после революции с его эгоизмом, с его войной всех против всех привело к сомнению в истине просветительских учений 18 века, которое обещало человечеству свободу, равенство и братство.В странах Западной Европы на смену классицизму, просветительскому реализму, сентиментализму приходит романтизм.

Предпосылками русского романтизма были следующие события- наступившая после победоносной войны реакция, отказ правительства Александра 1 от либеральных обещаний в начале его царствования особенно привели к разочарованию, которое еще больше обострилось после краха декабристского движения.

Русским романтикам тоже присущи обостренное чувство личности, устремленность к внутреннему миру человека, повышенная эмоциональность авторского стиля, интерес к отечественной истории и национальному характеру.

Вместе с тем русский романтизм имел свои национальные особенности. Он сохранил исторический оптимизм и надежду на возможность преодоления противоречий между идеалом и действительностью. Русские романтики не приняли также культ самодовольной, гордой и эгоистически настроенной личности. Они противопоставили идеальный образ гражданина-патриота или гуманного человека, наделенного чувством сострадания, христианской любви.

Эти особенности нашего романтизма были связаны с тем, что близилась реформа 60-х годов, большое влияние имела и тысячелетняя православно- христианская культура с ее тягой к согласию, с осуждением эгоизма, тщеславия.

Поэтому в русском романтизме не произошло решительного разрыва с классицизмом, просветительским реализмом и сентиментализмом.

На смену «высоким» поэтическим жанрам классицизма (ода. Гимн) выходят «малые жанры»- дружеские послания, сатира, песни,элегии, баллады, романсы

Романтиком был Жуковский. Он был не доволен действительностью.

Романтизм Батюшкова эпикурейский- наслаждение земными радостями. Например. Его произведение «Мои пенаты».

Романтизм декабристов – это активный романтизм. Например, Рылеев со своими думами, поэмой о Наливайко. Это друг Пушкина Кюхеельбекерр. Цель декабристов – воспитать активного гражданина.

Позднее романтизм приобрел новаые черты. Они отразились в произведениях Лермонтова и Боровиковского. Молодой Пушкин осваивает поэтическое наследие русское и европейское.

Примером романтических произведений можно назвать произведения Жуковского В 1802 г. Ж.. показал Карамзину свое первое произведение «Сельское кладбище»- это элегия. Оно было опубликовано в журнале Карам.Это был триумф Ж..

Следующим в 1808 году была баллада с немецкого «Людмила». В 1810 – баллада «Светлана»

В 1812 написал «Певец во стане русских воинов». После этого стиха в нем видят приемника Державина. Здесь происходит рост личного самосознания поэта, гражданские и патриотические чувства обретают несвойственную им в в классицизме теплоту и полноту.

 1819г – стих «Невыразимые» писал, Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту. Поэт сетует на бедность человеческого языка. Язык наш, такой гибкий, богатый, по оценкам других русских писателей, по Жуковскому, - не справляется с задачей отразить красоту природы, так как придется находить новые слова, чтобы ненареченному названье дать,

Окончательное торжество романтизма проявляется у Ж.. в элегии «Вечер».

У Ж.. вся душа и все для души, сказал Вяземский.Новаторство Ж…. Как отметил Белинский: «Открыл русской поэзии душу человеческую»

3. Основные виды упражнений по русскому языку. Практикум и лабораторная работа по русскому языку. Образцы (класс и тему урока выберите самостоятельно).

Лабораторая работа-это колоссальный материал для развития исследовательской работы. Она проводится не только для закрепления и обобщения знаний умений и навыков, но и время изучения нового материала.

На лабораторные работы отводится не больше 45 мин.

Содержанием лабораторных работ есть материал для самостоятельного наблюдения и выводов, способствующий глубокому рассмотрению известных и неизвестных языковых явлений

Целью лабораторной работы есть совершенствование знаний уч-ся теоретического материала, формирование умений и навыков исследовать, анализировать, сравнивать, делать выводы и на практике использовать изученное.

Для лабораторных работ используются следующие задания:

1.Наблюдение и изучение языковых фактов и яалений.   2. Выяснение непонятных языковых явлений для исследования   3.Выдвижение ги потез  4.Построение плана исследования

5.Выяснение связей нового явления с другими 6.Проведение лингвистического эксперимента

7.Решениелингвистических задач 8.Обощение результатов наблюдения, формулировка вывода

Лабораторные работы бывают таких видов: 1.Составление синтаксических рядов2Лексические тренажеры3.Решение словообразовательных, орфографических и пунктуационных задач4.Работа со стилем текста: сравнение текстов разных стилей, преобразование текста одного вида в другой5.Редактирование, дополнение, изменение текста и конструирование нового6Работа со словарями и справочнойлитературой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.043 с.)