Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неполные предложения в диалогической речи
Неполные предложения особенно типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной. Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения - ответы на вопросы. 1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики. Например: - На перевязку иди. - Убьют. - Ползком. - Все одно не спасешься (Нов.-Пр.). 2. Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса или реплики. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения: - Ты кто такой? - Проходящий... странствующий... - Ночуешь или жить? - Погляжу там... (М. Г.); - Что у вас в узле, орлы? - Раки, - ответил неохотно высокий. - Ого! Где вы их достали? - Возле плотины (Шол.); Доля взяла с меня слово, что я приеду на озеро летом, когда можно на лодке переплыть на тот берег. - А что там? - Цветы. - И только? - Разве этого мало? Цветы! (Сол.). Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного: - Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны? - Мои (С. Бар.); - А Николай Степанычу показывал? - спросил отец. - Показывал (С. Бар.); - Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти? - Ничего не надо (Пан.). Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов: - Нравится или не нравится? - спросил он отрывисто. - Нравится, - сказала она (Пан.). И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения: - Чем же вы жить-то будете? - А голова-то, а руки-то на что? (М. Г.) и ответами-переспросами: - Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
- Предложение? Мне? (Ч.). Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное. Например: - А если во время сева они сломаются? - Тогда в крайнем случае самодельные изготовим (Г. Ник.). Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность. С точки зрения структурно-грамматической реплики не однородны: одни из них относительно самостоятельны в своих формах, другие - взаимообусловленны; такое тесное сочетание реплик, представляющее собой структурно-грамматическое объединение, некоторые лингвисты предлагают называть диалогическим единством - термином, явно перекликающимся с «межфразовым единством». Эта связь определяет и существо данных синтаксических явлений. Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним: – Как вы себя чувствуете? - Хорошо. Хорошо. - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное. Хорошо! Хорошо! - односоставное, безличное предложение.
Могут ли быть неполными односоставные предложения? Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста. - Как тебя зовут? - Анной. Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.
Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире: Примечание 1. Односоставные предложения, как и двусоставные, могут быть полными и неполными. 2. Неполные предложения чаще всего употребляются в разговорной речи, придавая ей живость, непринужденность, тогда как полные предложения в подобных ситуациях могли бы затруднить общение, создав излишнюю многословность. 3.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.) |