Создание условий для формирования и развития предметной одаренности у учеников пятого класса на уроках русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание условий для формирования и развития предметной одаренности у учеников пятого класса на уроках русского языка.



Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих решать и ставить новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития детской одаренности.

Статистика утверждает, что только 4% детей являются одаренными, поэтому речь скорее пойдет о работе со способными детьми.

Демонстрируя ученикам, что русский язык – это предмет, на котором можно не только читать, писать, но и решать нестандартные задачи, играть в интересные игры, разгадывать головоломки, учитель помогает сохранить желание учиться. Этот период благоприятен также для развития различных мыслительных операций.

Как же организовать учебный процесс для способных детей, когда рядом обучаются дети с обычными способностями?

В условия класса со смешанными способностями организован контроль за развитием познавательной деятельности одаренных школьников по следующим направлениям:

- индифференциация и индивидуализация обучения;

- создание для ученика ситуации успеха;

- сотрудничество учителя и ученика.

Используются огромное количество заданий для одаренных детей:

1. подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;

2. знакомство с теоретическим материалом, представленным в энциклопедиях, справочниках, интернете;

3. установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями;

4. создание таблиц, схем;

5. создание лингвистических заданий, словарных диктантов;

6. выстраивание алгоритма выполнения задания

7. формулирование выводов;

8. подготовка тематических выступлений, докладов;

9. создание тестов на определенную тему;

10. творческие задания (написание сочинения в стихах и т.д), использование пословиц, поговорок, фразеологизмов;

11. составление диалектного словаря с. Спас-Виталий;

12. участие в проектной деятельности: «Как произошли фамилии учеников нашего класса», «Тайны алфавита», «История нашего поселка» и т.д.

Также используются различные способности одаренных детей через групповые дискуссии, ролевые игры, творческие проекты Примеры заданий для одаренных детей на уроках русского языка в пятом классе.

Проблемные ситуации на уроках по теме «Орфография».

1. Туш…. для ресниц – много свиных и говяжьих туш… - раздавался туш….

Обсудите, как нужно писать слово туш… в словосочетаниях. Докажите свою точку зрения.

2. Мясо-молочный – мясоконсервный

Снежно-белый – белоснежный

Как вы думаете, почему по-разному пишутся так похожие друг на друга слова.

3. Почему слово девчонка пишется с буквой «о», а лисёнок – с буквой «ё»?

4. Как нужно писать ст..рожил, пол…скать, прож…вать, почему?

5. «Найди лишнее» при изучении темы «Правописание ь знака на конце имен существительных после щипящих».

Пейзаж, калач, туч, плащ.

В то же время, если в этот список добавить краткое прилагательное (пейзаж, калач, горяч, плащ) это задание создаст проблемную ситуацию, подводящую к теме «ь знак на конце кратких прилагательных после шипящих».

Обратным и более сложным видом работы является задание «Найди общее». Например, среди слов «Направление, разливать, дрожать, спешить, пахучий» (при изучении темы «Проверяемые гласные в корне слова»).

При использовании упражнений «Найди лишнее» или «Найди общее» у пятиклассников могут появиться различные версии ответа, которые не всегда совпадают с предполагаемой учителем. Обсуждение этих версии позволяет продемонстрировать важность умения рассуждать, доказывать свою точку зрения.

6. Установите соответствие между названием орфограммы и словом, содержащим данную орфограмму.

А. Букву з – с на конце приставок.

Б. Чередование гласных в корне слова.

В. Буквы ы – и после ц.

Г. Буквы о – е, после шипящих в корне слова.

Д. Безударная проверяемая гласная в корне слова.

1) вырастить 4) отливать

2) раскрасить 5) разноцветный

3) прическа 6) нарцисс

Проблемные ситуации на уроках по теме «Морфемика».

1. Платье красиво – танцевал красиво

Стекло – стекло.

Похожи ли слова столбиков? Одинаков ли их морфемный состав?

2. На доске записаны и разобраны по составу слова. Докажите, что слова разобраны по составу верно.

Стекло (с – приставка, тек – корень, л – суффикс, о – окончание);

Стекло (стекл – корень, о – окончание)

Осиной (осин – корень, ой – окончание)

Осиной (ос – корень, ин – суффикс, ой – окончание);

Допили (до – приставка, пил – корень, и – окончание);

Допили (до – приставка, пи – корень, л – суффикс, и - окончание).

3. Подбери слова с основами, соответствующими данным схемам (схемы дает учитель).

4. Допиши сказку.

Корень.

Жил-был корень Дом. Нашли его люди и думают: «Что с ним сделать?» А корень вдруг чудесным образом заговорил: «А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево». Посадили корень Дом, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова выросли из этого корня).

5. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных: стульчик – летчик, магазинчик – переплетчик, сарафанчик – объездчик, карманчик – грузчик.

 

Проблемные ситуации на уроках по теме «Фонетика».

1. Необычным способом стимулировать исследовательские способности являются различные шифры. Например: «Уберите непарные согласные и вы прочтете тему нашего урока – РЗМЙВЦУХКЩНИ». Пятиклассникам можно также попробовать самостоятельно составить зашифрованную запись.

 

Проблемные ситуации на уроках по теме «Синтаксис».

1. Задание «Собери предложение». Например: «Возьмите прилагательное из предложения «У девочки были пушистые волосы» и согласуйте его с дополнением из предложения «Инеем покрылись кусты». Добавьте подлежащее из предложения «Февраль – вершина зимы». Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает красотой». Добавьте сказуемое из предложения «Леса украшают землю» и употребите его в форме третьего лица, единственного числа, настоящего времени. Добавьте существительное во множественном числе из предложения «За деревьями спрятался маленький домик», поставьте его в винительный падеж. Прочитайте записанное вами предложение.

2. Подготовьте рассказ о роли союза «и» в предложении. Придумайте свои примеры.

3. Проанализируйте предложения и расскажите о роли слова «и» в этих предложениях. Укажите, к какой части речи они принадлежат.

А. Наступила весна, и весело зазвенели ручьи.

Б. Мы смастерили скворечники и повесили их в саду.

В. Теперь к нам прилетают и другие птицы: синички и воробьи, сойки и скворцы.

4. Словосочетание с несогласованными определениями перестроить в словосочетания с определениями согласованными или словосочетания, связанные управлением, перестроит в словосочетания, связанные согласованием:

билет в театр задача по алгебре

заказ вне очереди банка из-под консервов

рощи под Москвой средство против гриппа

пробег 200 км. пленка из полиэтилена

5. Словосочетания с определениями переделать в приложения. (Приложение – это определение, выраженное существительным и дающее другое название предмету: мороз – воевода, чайки - рыболовы. Приложение записывается через дефис).

чудесные богатыри

квартира, являющаяся музеем

летчик, испытывающий самолет

старый лесничий

красивая Волга

диван, служащий кроватью

Подобных проблемных заданий можно придумать много, они заставляют детей самостоятельно искать ответы, работая со справочниками, словарями, развивают орфографическую и пунктуационную грамотность, развивают речь, учат обосновывать и доказывать свою точку зрения.

Начиная с пятого класса, использую групповую работу. Здесь проявляются лидерские способности ребенка, так как именно способные ученики выступают координаторами работы в группе, учат других анализировать и систематизировать материал. Часто использую групповую работу в пятом классе при проведении уроков «Анализ диктанта», «Анализ изложения».

- Объясните допущенные ошибки, сформулируйте правила, на которые нужно обратить внимание в дальнейшем, чтобы не допускать подобных ошибок.

Во время самостоятельной групповой работы выигрывают все! Слабый ученик устраняет свои ошибки, а сильный, объяснив своему однокласснику что-то, закрепляет то, что уже и так хорошо знал, и еще более убеждается в правильности своих выводов.

Таким образом, правильно построенная работа на уроках в классах со смешанными способностями детей позволяет давать знания обычным детям и развивать способности одаренных детей.

 

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг..себя!

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, МХК задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используем различные формы организации учебной работы. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Характер и стиль взаимодействия учителя и учеников предполагает демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Мы используем проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Например:

На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.

В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с точки зрения всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов.

При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.

Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

На уроках литературы задаем интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставляем возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям.

Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Примеры разноуровневых заданий:

По русскому языку

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

 

Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

 

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

• Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.

** Задание 2-го уровня

• Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

• Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.

*** Задание 3-го уровня

• Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.

• Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.

По литературе

 

Н.С.Лесков. «Левша» 6 класс

Уровень «1»

1. Прочитайте сказ о Левше.

2. Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.

3. Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.

Уровень «2»

1. Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем?

2. Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?

3. Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе и почему?

4. Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?

Уровень «3»

1. Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?

2. Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?

3. Подготовьте рассказ о писателе.

 

Задания на развитие мышления

Например:

1. Распределите данные слова по группам.

2. Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать).

 

Задания на развитие воображения

Например:

1. Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

2. Нарисуйте портрет героя.

3. Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

1. Письмо по памяти.

2. Зрительный диктант.

Свободный диктант

Задания на развитие внимания

например

1. Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль.

2. Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…

3. Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.

Задания на развитие познавательной сферы

Например:

1. Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.

2. Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

 

Сложные учебные задачи решаются при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом «Своя игра» по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.

На уроках русского языка используем самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

 

 

Экзаменационный билет № 29

1. Синтаксис и пунктуация. Принципы классификации и употребление интонационно-функциональных знаков препинания.

Пунктуация - это, во-первых, собрание правил расстановки знаков препинания и, во-вторых, система знаков препинания (графических изображений), используемых в письменной речи для указания на ее расчленение.

Общепризнано, что знаки препинания употребляются для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни порядком расположения слов. Более спорным является вопрос о том, какое именно расчленение речи фиксируется пунктуацией - декламационно-психологическое? синтаксико-смысловое? или и то и другое вместе?

Анализ современной русской пунктуации свидетельствует об отсутствии какого бы то ни было строгого принципа, но определенная внутренняя организованность в применении различных принципов расстановки знаков препинания, безусловно, существует. Пунктуация служит потребностям письменного общения. Она помогает читающему постичь смысл написанного.

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

К 'грамматическим' можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова или дистантно расположенные и др.

В любом тексте можно найти такие 'обязательные', структурно обусловленные знаки.

Например: Но вот я взялся перечитать несколько вещей Щедрина. Это было года три-четыре назад, когда я работал над одной книгой, где реальный материал переплетался с линиями сатиры и сказочной фантастики. Я взял тогда Щедрина, чтоб избежать случайного сходства, но, начав читать, вчитавшись, с головой уйдя в изумительный и заново открытый мною мир щедринского чтения, я понял, что сходство будет не случайным, а обязательным и неминуемым (Касс). Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой.

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры - передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

В предложении Избушка крыта соломой, с трубой запятая, стоящая между сочетаниями крыта соломой и с трубой, фиксирует синтаксическую однородность членов предложения и, следовательно, грамматическую и смысловую отнесенность предложно-падежной формы с трубой к имени существительному избушка.

В случаях, где возможно различное объединение слов, только запятая помогает установить их смысловую и грамматическую зависимость. Например: Появилась внутренняя легкость. Свободно ходит по улицам, на работу (Леви). В предложении без запятой совершенно иной смысл: ходит по улицам на работу (обозначение одного действия). В первоначальном же варианте имеется обозначение двух разных действий: ходит по улицам, т. е. гуляет, и ходит на работу.

Такие знаки препинания помогают установить смысловые и грамматические отношения между словами в предложении, уточняют структуру предложения.

Смысловую функцию выполняет и многоточие, которое помогает поставить на расстоянии логически и эмоционально несовместимые понятия. Например: Инженер... в запасе, или злоключения молодого специалиста на пути к признанию; Вратарь и ворота... в воздухе; История народов... в куклах; На лыжах... за ягодами. Подобные знаки играют исключительно смысловую роль (притом часто с эмоциональной окраской).

Большую роль в осмыслении текста играет и место расположения знака, делящего предложение на смысловые и, следовательно, структурно значимые части. Ср.: И собаки притихли, оттого что никто посторонний не тревожил их покоя (Фад.). - И собаки притихли оттого, что никто посторонний не тревожил их покоя. Во втором варианте предложения более подчеркнута причина состояния, и перестановка запятой способствует изменению логического центра сообщения, заостряет внимание на причине явления, тогда как в первом варианте цель иная - констатация состояния с добавочным указанием на его причину. Однако чаще лексический материал предложения диктует только единственно возможный смысл. Например: Долгое время жила в нашем зоопарке тигрица по кличке Сиротка. Присвоили ей такую кличку потому, что она действительно осиротела в раннем возрасте (газ.). Расчленение союза обязательно, и вызвано оно семантическим влиянием контекста. Во втором предложении необходимо обозначение причины, так как сам факт уже назван в предыдущем предложении.

На смысловом основании ставятся знаки в бессоюзных сложных предложениях, так как именно они в письменной речи передают нужные значения. Ср.: Раздался свисток, поезд тронулся.- Раздался свисток - поезд тронулся.

Часто при помощи знаков препинания уточняют конкретные значения слов, т. е. смысл, заключенный в них именно в данном контексте. Так, запятая между двумя определениями-прилагательными (или причастиями) сближает в семантическом отношении эти слова, т. е. дает возможность выдвинуть на первый план общие оттенки значения, выявляющиеся в результате различных ассоциаций, как объективного, так подчас и субъективного характера. В синтаксическом отношении такие определения становятся однородными, поскольку, будучи сближенными по значению, поочередно относятся непосредственно к определяемому слову. Например: Густым, тяжелым маслом написана темень еловой хвои (Сол.); Когда Анна Петровна уезжала к себе в Ленинград, я провожал ее на уютном, маленьком вокзале (Пауст.); Летел густой, медленный снег (Пауст.); Холодный, металлический свет проблеснул на тысячах мокрых листьев (Гран.). Если взять вне контекста слова густой и тяжелый, уютный и маленький, густой и медленный, холодный и металлический, то трудно уловить в этих парах нечто общее, так как эти возможные ассоциативные сближения находятся в сфере вторичных, не основных, образных значений, которые становятся основными в контексте.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т. д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т. е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный. В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации. Ср.: Придут дети, пойдем в парк. - Придут дети - пойдем в парк. В первом случае перечислительная интонация, во втором - интонация обусловленности. Но интонационный принцип действует лишь квторостепенный, не основной. Это особенно наглядно выступает в тех случаях, когда интонационный принцип 'приносится в жертву' грамматическому. Например: Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошадям (Фад.); Олень раскапывает передней ногой снег и, если есть корм, начинает пастись (Арс.). В этих предложениях запятая стоит после союза и, так как фиксирует границу структурных частей предложения (деепричастного оборота и придаточной части предложения). Таким образом, нарушается интонационный принцип, ибо пауза находится перед союзом.

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в 'идеальном', чистом виде, т. е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза) хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы1 (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура);и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Именно сочетание принципов является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

 

2. Общественно-культурная ситуация периода «оттепели» и основные литературные явления этого времени.

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Эпоха Хрущева, краткий период относительной свободы, получил название «оттепели».

Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея. Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями дум молодежи 60–70-х гг. стали Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.

В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым духом творческих исканий проникнута литература писателей-«шестидесятников»: Д. А. Гранина (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибина («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Германа («Дорогой мой человек» 1961 г.), В. П. Аксенова («Звездный билет» 1961 г.). Много интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной, необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого И. А. Ефремова («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966 г., «Пикник на обочине» 1972 г.).

В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.)

Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.087 с.)