Синтаксис и пунктуация. Принципы классификации и употребление интонационно-смысловых знаков препинания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксис и пунктуация. Принципы классификации и употребление интонационно-смысловых знаков препинания.



Синтаксис (от греч. «порядок») - это раздел языкознания, который изучает синтаксический строй языка, а именно словосочетания, предложения, текст, способы соединения словосочетаний в предложения, предложений в текст, построение простых предложений и объединение их в сложные. Синтаксис РЯ — часть грамматики рус. яз. (совместно с морфологией). Очень сложно разделить синтаксис и морфологию. Морфология изучает формы и значения слов, а синтаксис сочетаемость слов и построение предложений.

Пунктуация (от лат.«точка») – система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

Пунктуация делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений, что облегчает устное воспроизведение написанного.В русском языке 10 знаков препинания(.,;:… --?! «» ()).

. …?! - интонационные: -- смысловые,; -- () «» фунцкциональные

Интонационно-смысловые помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; они придают однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен неясному набору символов; в концепредложения обозначают цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию); расставляют и эмоциональные акценты.

. конец предложения, интонация завершения. 1)конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. 2)обозначает некое раздумье, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности. 3) неожиданный переход от одного высказывания к другому.4) для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами.? конец высказывания, заключающего в себе прямойвопрос; обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).! конец высказывания, им расставляется эмоциональный акцент (восторг,удивление, недовольство, сомнение). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности эмоциональной окрашенности речи.

: 1) вБСПразделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом; 2) употребляется после обобщающего слова перед однородными членами; 3) после слов автора перед прямой речью.–1) вБСП а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено; 2) перед словами автора; 3) на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации); 4) перед обобщающим словом.

 

(Общепринятая классификация: 1. Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и роч..

2. Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3. Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.)

2. Общественно-культурная ситуация «послеоттепельного» двадцатилетия (1965 – 1985 гг.). Примечательные явления литературы этого времени.

Приход к власти Л. И. Брежнева (1964). В жизни общества начали проступать «застойные явления» (как в экономической, так и в социальной сферах). К середине 1970-х годов рост экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, низкое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Значительно выросла коррупция, а инакомыслие преследовалосьпо закону. Однако, именно в этот период было проведено огромное по масштабам жилищное и дорожное строительство, было открыто метро в 8 городах, были сделаны большие капиталовложения в гарантированное жизнеобеспечение на долгую перспективу: созданы единые энергетические и транспортные системы, построена сеть птицефабрик, проведены крупномасштабное улучшение почв; строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы, СССР добился успехов в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук.Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры.

Развитие советской культуры и искусства в 1965-1985 гг. отражало поворот партийно-государственного руководства к политикенеосталинизма. Период отмечен таким явлением, как диссидентство. За открытое выражение своих политических взглядов, существенно отличавшихся от политики государства, коммунистической идеологии и практики, многие талантливые авторы были вынуждены эмигрировать. (Александр Солженицын, Виктор Некрасов, Василий Аксенов, Иосиф Бродский).

В художественных произведениях этого периода ясно возобладал отход от анализа острых проблем современности. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Руководство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами "производственной" тематики, где герой - новатор производства открыто вступает в противоборство с косностью и бюрократизмом чиновников.Для этого периода характерно дальнейшее развитие исторической, военной, деревенской прозы, рождение «городской» прозы.

О военной поре правдивые книги создавали писатели Юрий Бондарев («Батальоны просят огня»,1957) Василий Быков (повесть «Мертвым не больно»,1965, повесть «Проклятая высота»), Борис Васильев(повесть «Встречный бой», 1979, «А зори здесь тихие»).

Вместе с тем в сфере литературы широко развивается «деревенская проза» (Федор Абрамов («Братья и сестры»,1957),Александр Солженицын («Матренин двор»,1963), Василий Белов («Привычное дело»,1965), Борис Можаев («Живой»,1966)). Центральный мотив – возвращение в родную деревню (реально или в мечтах). Изображаются трагические последствия коллективизации, используются образы-символы почвы, как малой родины, акцентируется на губительном влиянии цивилизации. Это литература философско-эстетического плана. В произведениях правдиво отражается горькая судьба крестьянства, все же сохранившего несмотря на все невзгоды верность народным традициям. Особая роль в этом направлении искусства принадлежала талантливому актеру, писателю и режиссеру Василию Шукшину.

Противоположным полюсом относительно деревенской прозы стала проза городская. К ней относят авторов, освещавших жизнь с позиций нонконформизма. Неформальным лидером городской прозы считался Юрий Трифонов («Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976)). Трифонов исследовал воздействие на человека будничного потока жизни, вскрывал причины и обстоятельства, способствующие перерождению интеллигента в обывателя (этот процесс был типичен для брежневского времени).

К середине 60–х годов критики заговорили о наметившемся тяготении многих поэтов к лирическим раздумьям, к разработке жанра философской поэзии (темы добра и зла, жизни и смерти, нравственного и духовного обновления личности).

Явление «тихой» лирики, ориентирующееся на классические образцы А.Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, А.Блока. Для «тихих» поэтов характерно крепкое ощущение «корня», любовь к своей «малой родине», тому уголку земли, где поэт родился и вырос. Так широко и мощно заявила о себе «деревенская» лирика Николая Рубцова, Виктора Бокова, Сергея Вику́лов аи др.. Деревня для них была истоком всего сущего на земле: «Я хотел бы, Россия, чтоб ты не забыла, что когда–то ты вся началась с деревень» (С.Викулов). Параллельно создавался ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы. Среди писателей можно отметить Василия Аксенова (Романы «Остров Крым», «Ожог»), Андрея Битова (роман «Пушкинский дом»), Фази́ляИскандера («Колчерукий», повесть «Созвездие Козлотура», тут высмеиваются «кампании» по подъёму сельского хозяйства в СССР и общественное мнение, легко поддающееся манипулированию), поэтов Иосифа Бродского («Стихотворения и поэмы». Выдан в Нью-Йорке1965. С 1972 г жил в США), Александра Галича(«бардовская», «поющая» поэзия), Владимира Высоцкого, художников ОлегаЦелкова, Михаила Шемякина, режиссеров Андрея Тарковского (фильмы «Андрей Рублев», «Зеркало»), Юрия Любимова, Сергея Параджанова, братьев Михалковых (Андре́йКончало́вский (Михалко́в-Кончало́вский) «Андрей Рублев» сценарист, «Дядя Ваня», сценарист, режиссер; Никита Михалков «А я уезжаю домой») и др.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.008 с.)