Направления в Русской литературе 20-х годов ХХ века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления в Русской литературе 20-х годов ХХ века.



  Русская литература XX века — наследница традиции золотого века русской классической литературы. Ее художественный уро­вень вполне сопоставим с нашей классикой.

 В XX веке в русской литературе рождаются новые художественные системы — модер­низм, авангардизм, социалистический реализм. Продолжают жить реализм, романтизм. Каждой из этих систем присущи свое понима­ние задач искусства, свое отношение к традиции, языку художест­венной литературы, жанровым формам, стилю. Свое понимание лич­ности, ее места и роли в истории и национальной жизни.

Начиная с 1920-х годов, наша литература перестает существо­вать как единая национальная литература. Она вынужденно разде­ляется на три потока: советская; литература русского зарубежья (эмигрантская); и так называемая «задержанная» внутри страны, то есть не имеющая выхода к читателю по цензурным соображени­ям. Эти потоки вплоть до 1980-х годов были изолированы друг от друга, а читатель не имел возможности представить целостную кар­тину развития национальной литературы. Это трагическое обстоя­тельство составляет одну из особенностей литературного процес­са. Оно же во многом обусловило трагизм судеб, своеобразие твор­чества таких писателей, как Бунин, Набоков, Платонов, Булгаков и др

ЛИТЕРАТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»

Конец XIX века были переломным ис­торическим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, полити­зацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Че­ловеческая личность осознается как единство многих начал — со­циального и природного, нравственного и биологического. И в ли­тературе персонажи не определяются исключительно и по преиму­ществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности.

Впоследствии поэт Н. Оцуп назвал этот период «серебряным ве­ком» русской литературы. Современный исследователь М. Пьяных так определяет этот этап отечественной культуры: «Серебрянный век» — в сравнении с «золотым», пушкинским, — принято назы­вать в истории русской поэзии, литературы и искусства конец XIX — начало XX столетия. Если иметь в виду, что у «серебряного века» был пролог (80-е годы XIX в.) и эпилог (годы Февральской и Октябрь­ской революций и гражданской войны), то началом его можно счи­тать знаменитую речь Достоевского о Пушкине (1880 г.), а концом — речь Блока «О назначении поэта» (1921), тоже посвященную «сыну гармонии» — Пушкину. С именами Пушкина и Достоевского свя­заны две основные, активно взаимодействующие между собой тен­денции в русской литературе как «серебряного века», так и всего XX столетия — гармоническая и трагедийная».

Тема судьбы России, ее духовно-нравственной сущности и историче­ских перспектив становится центральной в творчестве писателей разных идейных и эстетических течений. Обостряется интерес к проблеме на­ционального характера, специфике национальной жизни, природы че­ловека. В творчестве писателей разных художественных методов они решаются по-разному: в социальном, конкретно-историческом плане реалистами, последователями и продолжателями традиций критическо­го реализма XIX века. Реалистическое направление представляли А. Се­рафимович, В. Вересаев, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Шмелев, И. Бунин и др. В метафизическом плане, с использованием элементов ус­ловности, фантастики, уходя от принципов жизнеподобия — писателя­ми-модернистами. Символистами Ф. Сологубом, А. Белым, экспрессиони­стом Л. Андреевым и др. Рождается и новый герой, «непрерывно расту­щий» человек, преодолевающий оковы угнетающей и подавляющей его среды. Это герой М. Горького, герой социалистического реализма.

Литература начала XX века — литература философской пробле­матики по преимуществу. Любые социальные аспекты жизни при­обретают в ней глобальный духовный и философский смысл.

Определяющие черты литературы этого периода:

интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного челове­ка и человечества; загадка национального характера и истории Рос­сии; мирское и духовное; человек и природа;

интенсивный поиск новых художественных средств вырази­тельности;

появление нереалистических методов — модернизма (симво­лизм, акмеизм), авангардизма (футуризм);

тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и напол­нение их новым содержанием.

Проза

Борьба двух основных художественных систем — реализма и модернизма — определила развитие и своеобразие прозы этих лет. Несмотря на дискуссии о кризисе и «конце» реализма, новые воз­можности реалистического искусства открывались в творчестве позднего Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, И.А. Бунина.

Молодые писатели-реалисты (А. Куприн, В. Вересаев, Н. Телешов, Н. Гарин-Михайловский, Л. Андреев) объединились в московский кружок «Среда». В издательстве товарищества «Знание», руково­димом М.Горьким, они публиковали свои произведения, в которых развивались и своеобразно трансформировались традиции демо­кратической литературы 60—70-х годов, с ее особым вниманием к личности человека из народа, его духовным исканиям. Продолжа­лась чеховская традиция.

Проблемы исторического развития общества, активной созида­тельной деятельности личности поднимал М.Горький, в его творче­стве очевидны социалистические тенденции (роман «Мать»).

Необходимость и закономерность синтеза принципов реализма и модернизма обосновывали и осуществляли в своей творческой практике молодые писатели-реалисты: Е. Замятин, А. Ремизов и др.

Особое место занимает в литературном процессе проза симво­листов. Философское осмысление истории характерно для трило­гии Д. Мережковского «Христос и Антихрист». Историю и стили­зацию истории мы увидим в прозе В.Брюсова (роман «Огненный ангел»). В романе «без надежды» «Мелкий бес» Ф. Сологуба фор­мируется поэтика модернистского романа, с его новым осмысле­нием классических традиций. А. Белый в «Серебряном голубе» и «Петербурге» широко использует стилизацию, ритмические воз­можности языка, литературные и исторические реминисценции для создания романа нового типа.

Поэзия

Особенно интенсивные поиски нового содержания и новых форм происходили в поэзии. Философские и идейно-эстетические тенденции эпохи воплотились в трех основных течениях.

В начале 1900-х годов символизм переживает кризис. Из симво­лизма выделяется новое течение, так называемый «младосимволизм», представленный Вяч. Ивановым, А. Белым, А. Блоком, С. Со­ловьевым, Ю. Балтрушайтисом. На младосимволистов огромное влияние оказал русский религиозный философ В.Соловьев. Они разрабатывали теорию «действенного искусства». Для них была ха­рактерна трактовка событий современности и истории России как столкновения метафизических сил. В то же время для творчества младосимволистов характерно обращение к социальным вопросам.

Кризис символизма обусловил появление нового течения, про­тивостоящего ему, — акмеизма. Акмеизм сформировался в круж­ке «Цех поэтов». В него входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ах­матова, О. Мандельштам, Г. Иванов и др. Они пытались реформиро­вать эстетическую систему символистов, утверждая самоценность реальной действительности, сделали установку на «вещное» воспри­ятие мира, «вещную» ясность образа. Для поэзии акмеистов харак­терна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, жи­вописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии — футуризм. Футуризм неоднороден: внутри него выделяются не­сколько групп. Наибольший след в нашей культуре оставили кубофутуристы (Д. и Н. Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, В. Камен­ский). Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина обще­ственному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов «так на­зываемому общественному вкусу и здравому смыслу». Футуристы разрушали сложившуюся систему литературных жанров и стилей, на базе разговорного языка разрабатывали близкий к фольклору тонический стих, проводили эксперименты со словом.

Литературный футуризм был тесно связан с авангардистскими течениями в живописи. Почти все поэты-футуристы были профес­сиональными художниками.XX век для России был веком войн и революционных потрясений, колоссальныхпромышленных проектов, интенсивного развития науки и техники и, одновременно, жесткого ограничения свободы личности и слова. Всё это впитала и отразила в себе русская литература, которая в результате всеобщей грамотности стала доступна всем слоям русского общества.
Начало XX столетия принято называть «серебряным веком» русской поэзии. В отличие от конца XIX века, когда актуальные общественные проблемы и общечеловеческие вопросы решались на страницах романов Достоевского и Толстого, XX век был ознаменован расцветом стихотворного творчества. Никогда ещё русская культура не знала такого средоточия гениальных поэтов в одном месте, в одно время.
Ярчайшим представителем поэзии серебряного века был Александр Блок. Его раннее творчество овеяно романтизмом, а в поздней лирике и поэмах Блок пытается осмыслитьитоги революции, понять смысл крушения старого мира. Поэты серебряного века пытаются выразить то новое, что открылось им с приходом нового века, и ищут для этого новые стихотворные формы. Особенно знаменит своими опытами в области формы стиха был Брюсов. Многие поэты, особенно те, которые называли себя символистами, были настроены мистически, писали прекрасные, но не всегда понятные читателю философско-религиозные стихотворения. К символистам относились Андрей Белый, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус.
Вслед за символистами появляется новое поэтическое движение — акмеизм. Ядро этого движения составили поэты Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Акмеисты выступали против неясности, туманности стихов символистов. Они любовно и точно описывали внешний мир, уделяя особо внимание деталям. Ещё одним знаменитым литературным направлением стал футуризм, яркими представителями которого были Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Футуристы объявили о решительном разрыве с классической традицией, эпатировали публику во время чтения своих стихотворений, их манифест (основные принципы их творчества) носил характерное название «Пощечина общественному вкусу». «Эгофутуристом» называл себя поэт Игорь Северянин. «Имажинистом» считал себя Сергей Есенин, главной темой творчества которого оставалась тема деревни.

В прозе начала XX века сохраняются темы прозы века XIX. В произведениях Ивана Бунина, А. Куприна ещё звучит мотив дворянской усадьбы, родового гнезда, описывается жизнь дворянства в соприкосновении с простым народом. Но появляются и темы разорения помещиков, наступления нового времени. В литературу, которая до сих пор оставалась уделом дворянского сословия, приходят люди «из народа», например, Максим Горький. Его героями становятся люди «дна», «босяки», со своими удивительными непростыми судьбами.
Революция разделяет русскую литературу на два течения. Часть поэтов и писателей остается в России, приветствуя или просто пытаясь понять и принять новый советский мир; часть эмигрирует на Запад. В числе эмигрантов оказываются Бунин, Владимир Набоков, Алексей Толстой (позже вернувшийся в Россию), Владислав Ходасевич и множество других поэтов, писателей, философов, цвет русской культуры.
Советская власть сразу же вводит строгую цензуру на все произведения печати. «Собачье сердце» Михаила Булгакова, стихотворения Мандельштама, повести Андрея Платонова, роман «Мы» Евгения Замятина стали только через несколько десятилетий доступны читателю. Писателям, чтобы печататься, приходилось идти на сделку с совестью, жертвовать своей творческой свободой, или не печататься вовсе. В 30-е годы происходит расцвет детской литературы - писатели Борис Житков, Даниил Хармс, не имея других возможностей для открытого творчества, создают произведения для детей, ничем не уступающие «взрослым» произведениям по силе выражения, яркости образов.

3. Организация работы с одарёнными детьми на уроках русского языка. Образцы заданий (класс и тему урока выберите самостоятельно).

В каждом классе есть учащиеся, которые мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Как правило, эти учащиеся не могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Соответственно мы должны поддерживать и поощрять учащихся с незаурядными способностями.

Главное в системе работы с одаренными детьми – личностное развитие ученика и его самореализация. Способности могут только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Считаю, что при данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одаренным учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися непосредственно на уроке – это путь, который, в конечном счете, приведет как учителя, так и ученика к успеху.

 Необходимо построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы личностно-ориентированного подхода: дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
Использую элементы технологии критического мышления, технологическая карта которой состоит из следующих компонентов:

-- мозговая атака; обговаривается только самое важное, интересное или новое;

-- обсуждение нового или острых вопросов;

-- отзыв-впечатление (формирование индивидуального стиля мышления)

 

Особую роль в работе со способными учащимися играет формирование самостоятельной деятельности

Использую систему дифференцированных заданий (составление алгоритмов, выведение правил, подготовка самостоятельных вопросов и заданий по теме, составление конспектов, опорных таблиц, схем, викторин, ребусов, и другое) – обучение таким видам работ осуществляется с 5 класса и по 11 класс.

Работу с детьми с повышенным уровнем способностей можно условно разделить на 2 группы:

Урочная деятельность:

  1. проектная деятельность;
  2. нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления;
  3. самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня);
  4. работа в группе.

Внеурочная деятельность:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.019 с.)