Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалог как основа современного урока литературы в старших классах
Основной формой взаимной деятельности учителя и учащегося с учетом их индивидуальностей, своеобразия воззрений и отношений с миром, возможностью взаимодействия друг с другом должен стать диалог как особым образом организованная коммуникативная среда. Диалог требует равенства, уважения, доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. Диалогическая форма общения предполагает иные подходы к планированию и проведению урока или ряда уроков по теме. Чем обоснован такой выбор направления в работе? Тем, что идея гуманизации образования стала ведущей в нашем обществе, так как в ее рамках возможно создание условий для саморазвития, самосовершенствования личности (причем как ученика, так и учителя). Общеизвестно, что ключевой особенностью всех гуманитарных технологий является диалог. Это убедительно показано в работах М.М. Бахтина, В.С. Библера, С.Ю. Курганова. Диалог органичен для человека, так как у человека диалогическая природа сознания: право- и левополушарность, наличие рационального и иррационального компонентов в мышлении, логическое и интуитивное начала его рассуждений, мужское и женское начала в каждом из нас. Во-вторых, само осознание себя возможно только при восприятии другого в его непохожести на себя. Проблема диалога в обучении не нова, она представлена во многих современных технологиях. Главная опасность, по мнению многих ученых-практиков и теоретиков, состоит в сведении проблемы диалога к проблеме общения. Многие школьные педагоги, высказываясь о диалоге, зачастую касаются, увы, только его коммуникативной стороны. Они упускают из виду тот факт, что диалог – это не просто поочередные высказывания, вопросы и ответы участников, непростое наличие различных точек зрения на предмет, явление, поступок. Цель диалога – не проявления противоречий, не защита только собственной точки зрения и игнорирование другой. Не авторитарное навязывание своей позиции, не сумма взглядов, которая может просто расширить наше представление об обсуждаемом, не компромиссный выбор третьей идеи, чтобы примирить спорщиков. Диалог – это обмен суждениями, пояснение неясного в позиции другого, подтверждение или опровержение своей точки зрения и в целом – выход на качественно новый уровень осмысления обсуждаемой проблемы в результате своеобразного интегрирования представленных позиций.
Другими словами, диалог на уровне литературы – и средство самопознания. В чем это выражается? На первом этапе практика показывает, что среди источников получения информации о себе учащиеся более предпочитают партнеров по общению, нежели литературные источники. Следовательно, начиная работу с детьми по их самопознанию с наиболее интересных форм (диалогических), постепенно мы расширяем информационное и деятельное поле учащихся, что ведет к осознанию собственной потребности узнать себя (на этом этапе предлагается учащимся более широкий спектр средств получения информации о себе, включая литературу), потому что ему уже интересно самому разобраться в тех эмоциях, чувствах, которые рождаются в процессе чтения, чтобы соотнести свою точку зрения с авторской, с точки зрения окружающих и здесь уже (подчас непроизвольно) обнаруживаются собственные ошибки, заблуждения, вносятся коррективы в оценку собственной личности. Сегодня все более популярным и признанным становится синергетический взгляд на мир, характеризующийся нелинейностью, а значит многозначностью в трактовке и видении любого события, факта, явления, проблемы. Только многозначность может приблизить нас к целостному видению, к полноте восприятия мира, себя, других. Правда, для этого у участников диалога как минимум должно быть сформировано умение осознавать недостаточность собственного взгляда. В учебном процессе диалог можно рассматривать по крайней мере с двух позиций (Г.К. Селевко) · как принцип организации содержания; · как форму организации обсуждения. Для экспериментальных классов нашей школы диалог на уроке важен и как результат определенного действия, когда итогом урока становится новый виток «внутреннего» диалога, то состояние неясности, удивления, смятения, с которым уходят ребята. Это, безусловно, связано с одним из главных принципов реализации диалога – принципом незавершенности или незавершаемости. Ведь в каждом акте диалогового взаимодействия можно дойти только до некоего предельного смысла, открывшегося в этой ситуации, на этом шаге диалога каждый новый шаг может привести к обнаружению иных, не названных до этого смыслов. Цель диалога – не разрешить проблему, а углубить ее, осознать неисчерпаемость, полифоничность, вневременность. А значит, моменты импровизации, по мнению специалистов по этой проблеме, дают возможность проявления в диалоге феномена бессознательного или неосознаваемого, интуитивных прозрений и иррациональных движений мысли.
Диалог как форма организации обсуждения в процессе урока может быть в двух ипостасях: внутренний и внешний. Внутренний диалог (внутриличностный) – тот, в котором многоголосие позиций представлено в сознании одного человека. Внешний диалог – это и межличностный диалог, и групповой, и диалог разных способов понимания, разных логик, разных культур. Объектом исследования является курс классической русской литературы 19-20 веков. На данном этапе работы большее внимание я уделяла, на мой взгляд, очень существенному этапу урока – завязке, или «запуску» диалога. Как это сделать методически грамотно, чтобы соблюсти основные принципы диалога и добиться нужного эффекта как на внутриличностном уровне, так и на внешнем? В этой работе сделана попытка систематизировать имеющиеся знания в области современных технологий по использованию методов и приемов, соединить с ними свой опыт и предпочтения в выборе содержания и техники преподавания последних двух лет и показать, что именно такой выбор приемов создания ситуации диалога на уроках позволяют учащимся добиваться эффективных и стабильных результатов в освоении способов и приемов мышления (умение видеть и формулировать проблемы, сопоставлять разные точки зрения), в обретении опыта публичных выступлений, наконец, в овладении приемами коммуникации. Как известно, любая опытно-экспериментальная работа предполагает наличие нескольких этапов. I этап – подготовительный, на котором изучалась имеющаяся по этой теме специальная литература (список см. на последней странице) о современном состоянии проблемы; через различные методики определялась актуальность и практическая значимость выбранной темы, индивидуальные особенности учащихся. Так, согласно методике №1 (см. Приложения) «Мой любимый предмет» (проф. Н.В. Кузьмин), в экспериментальном классе (10 В) предмет «литература» значился только в 1 и 2 графах. «Люблю и хочу заниматься» с баллом «5» - 17 человек, с баллом «4» - 8 человек. В контрольных классах (10 «Б» и 10 «Э») этот предмет был лишь на 4 месте, в графе «заставляют заниматься». (Нужно иметь ввиду, 10 (11) «Б», «Э» классы – негуманитарного профиля, 10 (11) «В» - гуманитарного направления, с более глубоким уровнем изучения иностранных языков, литературы, истории. Эти результаты свидетельствуют об актуальности учебного предмета «литература» в профильном классе. Через полгода совместной деятельности учителя и учащихся в проф. классе (10В) была проведена диагностика по методике №2 (см. Приложения) «Выбор и мотивация форм деятельности». Результаты таковы: 24 человека (из 26) не изменили свое мнение относительно выбора профиля (2 человека изменили мнение, но перейти в другой класс отказались). Что касается определения комфортных для них форм работы, выбор таков:
· фронтальная – 4 человека · индивидуальная – 3 человека · групповая – 19 человек Такой выбор мотивирован (см. Приложение №2) следующими предпочтениями: · послушать учителя – 5 человек · прочитать учебник, разобраться самостоятельно – 7 человек · дискуссионный способ – 14 человек Данные результаты побудили к изучению уровня диалогового сознания и поведения в дискуссии (Методика №3). Данные исследования в контрольных и экспериментальных классах значительно отличаются: Имеет ли значение, с кем тебе работать в группе а) мне все равно в 10 «Э» классе под а) 16 человек, под б) – 7 человек В экспериментальном 10 «В» классе более высокий уровень требовательности к культуре общения, к психологической совместимости. Уровень инициативности (см. Приложение №2) тоже различен: а) беру инициативу в свои руки 10 «Э» - 4 человека, 10 «В» - 9 человек б) предпочитаю слушать, потом высказываться 10 «Э» - 11 человек 10 «В» - 16 человек в) слушаю и молчу 10 «Э» - 8 человек 10 «В» - 1 человек Отношения к другим точкам зрения (см. Приложение №2) в 10 «В» более терпимое, желание понять логику другого человека более значительно: 10 «Э» - 12 человек 10 «В» - 23 человека Учащиеся экспериментального 10 «В» более гибки в дискуссии: При наличии убедительных аргументов примут другую точку зрения или отыщут компромиссный подход к решению: 10 «Э» - 18 человек 10 «В» - 25 человек Данные о более высокой степени усвоения учебного материала, добытого в дискуссии, в экспериментальном классе (10 «В» - 17 человек, 10 «Э» - 9 человек) – свидетельство того, что выбор данной темы для исследования имеет практическую значимость, так как уровень эффективности значительно выше (см. Диагностику в 11 классе). II этапе опытно-экспериментальной работы ставилась задача создания личной творческой лаборатории. Мною накоплен и систематизирован различный дидактический и методический материал, карточки с групповыми и индивидуальными заданиями разной степени трудности, варианты вопросов, варианты «запусков» и развития диалога. III этапе (основном) – 10 класс 2 полугодие – 11 класс 1 полугодие - шла проверка выдвинутой гипотезы: если сформировать представление о диалоге не только как коммуникативной и рефлексивной функции личности, но и как средстве (способе) постижения всех форм культуры и ее смысла, то процесс решения всех имеющихся проблем будет более эффективным. Именно на этом этапе систематизировался и обрабатывался комплекс приемов введения уч-ся в ситуацию диалога.
Назову наиболее оптимальные приемы создания ситуации диалога, апробированных на проблемных уроках разного типа: Особый вид домашнего задания (например, анкетирование, составление вопросов к произведению по типу «Хочу спросить у автора…», подбор эпиграфов, что предполагает использование вопросов на уточнение, пояснение, развитие). Формулировка темы урока или эпиграфа, предусматривающих различные точки зрения, что, в свою очередь, дает возможность обменяться позициями, мнениями, идеями. «Диалог с критиком» (по типу «Оспорь или согласись»), что предполагает оппонирование идей, предположений, доказательств, организацию дискуссии. «Интрига» урока («провокация», индуктор), которая позволяет выйти на коллективную генерацию идей с соблюдением оригинальности, неповторимости каждой предъявляемой идеи. «Случайная встреча» (диалог автора с героем, героя и современного читателя, героев из разных произведений), что помогает выйти на обобщение, интеграцию и формулировку утверждений, иллюстрирующих или опровергающих тот или иной взгляд, точку зрения. «Лингвистический микроскоп» (лингвоанализ ключевого слова, фразы) или работа с датами, что обеспечивает индивидуальную, групповую, коллективную интерпретацию фактов, явлений, текстов. «Свободный микрофон» сопровождается выполнением действий, не ограниченных четкой инструкцией. «Закончи фразу по-своему» ( выдвижение гипотез и предложений). Ролевая игра (ты – судья, адвокат, критик, режиссер, другой герой), которая предоставляет учащимся возможность выбора цели, средств, способа действия. Субъективный опыт (учащийся, учитель) – подключение подсознательного опыта. Приблизительно треть учебного времени по той или иной теме носит информационный характер. Именно здесь закладывается фундамент дальнейшей деятельности: приобретаются знания. Виды работы традиционны: лекции учителя, доклады учеников, рефераты, самостоятельное изучение и т.д. Выбор пути изучения темы часто предварительно обсуждается в классе. Если желающих среди учащихся в подготовке каких-либо материалов не находится или вопрос темы достаточно сложный, учитель сам готовит материал и выбирает форму подачи, обычно это лекция. При подготовке лекции важно выделить узловые вопросы темы, поставить проблемные вопросы, на которые впоследствии нужно будет найти ответы; учесть знания, интересы, склонности конкретных учеников, побуждая их тем самым к самостоятельному изучению или исследованию. Следующая часть времени - продуктивная. Это собственно и есть диалог - та коммуникативная среда, когда идет обмен мнениями, разрешаются проблемы, реализуются творческие замыслы. Формы и виды работы могут быть разными. Часто используется работа в группах, так как активнее ребята делятся мыслями именно в группе. Группы создаются на добровольной основе, формы работы и взаимодействия в группе разнообразны.
Интересной была работа в группах по теме «Любимые и нелюбимые герои Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Перед этим уроком была лекция о художественном мировоззрении писателя, его морально-нравственных ориентирах, материалы этого занятия должны были лечь в основу продуктивной деятельности групп. Группы образовывались исходя из того - прочитан роман или нет. Ни для кого не секрет, что немногие ученики вовремя прочитывают «Войну и мир», но постараться включить всех в работу, заинтересовать, вызвать желание прочесть - задача учителя. Группа из ребят, не прочитавших роман, должна была по определенной инструкции создать словесный идеал толстовского героя или же образ нелюбимого героя. Карточка – задание №1 Любимый герой Л.Н.Толстого, какой он должен быть? 1.Толстовский идеал. Что за этим стоит? 2.Каким должен быть любимый герой Л.Н.Толстого, в чём его истинная ценность? -черты характера; -манера поведения; -отношение к окружающим; -жизненные цели; -интересы. 3.Какие художественные приемы вы бы использовали для создания образа такого героя? 4.Каков нравственный уровень такого героя? Карточка – задание №2 1.Нелюбимый герой Л.Н.Толстого. Что за этим стоит? 2.Каким может быть нелюбимый герой Л.Н.Толстого? - черты характера; -манера поведения; -отношение к окружающим; -жизненные цели; -интересы. 3.Какие художественные приемы вы бы использовали для создания образа такого героя? 4.Каков нравственный уровень такого героя? Прочитавшие по желанию выбирали героя романа и доказывали, какой это герой - любимый или нет. Им тоже были предложены опорные вопросы. Карточка – задание №3 Любимый герой Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» 1.Используя данные анкеты (домашняя работа), представьте героя. (Содержание анкеты: От лица одного из героев романа заполните анкету: А) имя- Б) любимые занятия- В) что вы цените в людях?- Г) жизненная цель- Д) ваш идеал- Е) ваше отношение к любви, семье, детям- Ж) способны ли солгать, при каких обстоятельствах?- З) способны ли на самопожертвование, при каких обстоятельствах?-) 2.Что, на ваш взгляд, позволяет отнести героя к группе любимых? 3.Какие приемы, способы, языковые средства использует автор для создания образа этого героя? Попробуйте найти слова-определения, которые становятся ключом к пониманию сути характера героя. 4. Что, на ваш взгляд, является той почвой, которая впоследствии определит суть характера героя? Карточка – задание №4 Нелюбимый герой Л.Н.Толстого в романе «Война и мир» 1.Используя данные анкеты (домашняя работа), представьте героя. (Содержание анкеты: От лица одного из героев романа заполните анкету: А) имя- Б) любимые занятия- В) что вы цените в людях?- Г) жизненная цель- Д) ваш идеал- Е) ваше отношение к любви, семье, детям- Ж) способны ли солгать, при каких обстоятельствах?- З) способны ли на самопожертвование, при каких обстоятельствах?-) 2.Что, на ваш взгляд, позволяет отнести героя к группе нелюбимых? 3.Какие приемы, способы, языковые средства использует автор для создания образа этого героя? Попробуйте найти слова-определения, которые становятся ключом к пониманию сути характера героя. 4. Что, на ваш взгляд, является той почвой, которая впоследствии определит суть характера героя? После выступления группа должна была ответить на вопросы ребят. Об этом класс был предупрежден заранее. Известно, что дать ответ зачастую проще, чем поставить вопрос. Хотелось бы привести некоторые вопросы учащихся: В чём отличие любимого героя от положительного? нелюбимого от отрицательного? Чем отличается зло, совершенное любимым героем, от зла, совершенного нелюбимым героем? Как понимаются слова «война» и «мир» в применении к характеристике любимого и нелюбимого героя? Что роднит Пушкина и Толстого в понимании такого явления как красота? и т.д. Практически на каждом уроке даются варианты домашних заданий, различающиеся по уровню сложности, степени самостоятельности и творчества. Например, перед уроком на тему «Мысль семейная» у Толстого» домашнее задание было таким: По желанию выполнить одно из предложенных заданий: 1.Ответить письменно на вопрос: В чем смысл жизни семьи (на выбор)...? 2.Сравнительный анализ эпизодов «Салон А. Шерер» и «Именины у Ростовых» по плану: 1. Цель приглашения гостей. 2. Общая атмосфера приема. 3. Поведение и манеры хозяев и гостей. 4. Художественные особенности изображения. 3.Составить тезисный план сравнительной характеристики семьи Болконских и Ростовых.
Диалог в системе обучения Диалог в обучении, или учебный диалог, – своеобразная форма общения. Это взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнерами и регулируются отношения между ними. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения [9]. Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Все эти умения в традиционных условиях обучения формируются у учащихся стихийно, в зависимости от тех обстоятельств, в которые они попадают, и тех учителей и других взрослых, с которыми они общаются. Сталкиваясь с разными стилями коммуникативного поведения, учащиеся расширяют свой социальный опыт общения и неосознанно усваивают модели диалогического взаимодействия. При отсутствии специального целенаправленного формирования коммуникативных умений эти модели будут, естественно, тем совершеннее, чем шире социальный опыт общения и чем более репрезентативны те типы коммуникативной активности, которые в нем реализуются. Характер коммуникативной деятельности учителя в общении с учащимися на уроке играет во всем этом, естественно, решающую роль. · · · · · Структура урока-диалога в общем виде представляет следующее:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.197.123 (0.056 с.) |