Творчество А.П.Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество А.П.Чехова в контексте культурной ситуации конца XIX в.



Рубеж XIX-XXвв. - эпоха общего кризиса европейской культуры, «кризис гуманизма» (выражение Блока), кризис христианского мировоззрения, кризис классической философии, критика всех традиционных ценностей и лихорадочный поиск новых идеологий (религиозно-философский ренессанс, экзистенциализм, марксизм, психоанализ, ницшеанство). Важный символ эпохи - знаменитые слова Ф.Ницше о том, что «Бог умер». На русскую литературу того времени оказал сильное влияние этот немецкий философ, подвергающий резкой критике традиционные ценности европейской культуры, мечтающий о «сверхчеловеке» будущего, который сменит устаревшего, косного современного человека.

Можно определить преобладающее настроение в культуре рубежа веков как чувство утраты целостной картины мира. Это предвидел ещё Гоголь, который характеризовал грядущую эпоху как время «страшного раздробления» («Мёртвые души»). Так, у Чехова, в рассказе «Скучная история» основная тема — тоска и пессимизм главного героя из-за отсутствия в его жизни, как он сам выражается, «общей идеи или Бога живого человека».

«Страшное раздробление» выражается и в разрушении привычных социальных структур. Происходит обеднение и расслоение традиционных классов (дворянства и крестьянства), усиление «третьего сословия», увеличение числа пролетариев, отчужденных от средств производства, растут города, экономику начинают контролировать крупные монополии. В культуре актуализируется тема Апокалипсиса, появляются зловещие пророчества, общество находится в напряжении, ожидая глобальных социальных катаклизмов. Распространенный мотив в искусстве рубежа веков – ожидание вселенской катастрофы и поэтизации гибели. В среде интеллигенции возрастает интерес к мистике, оккультизму и религиозной философии. Ослабляются непосредственные связи между людьми, зато увеличивается роль технически оснащенных средств массовой информации и т. д. Таким образом, человек чувствует себя затерянным в страшном и постоянно меняющимся мире.

Вместе с образом мира меняется и образ человека, он становится всё более неустойчивым, изменчивым, относительным. Наряду с социальным «раздроблением» происходит и внутреннее, психологическое «раздробление» индивидуума. Человек не может понять своего места в мире, он тяготится различными, присущими ему социальными, психологическими и культурными «ролями», подчас противоречащими друг другу. Хорошей эмблемой этой духовной ситуации может быть название альманаха «Осколки», в котором Чехов публиковал свои ранние юмористические рассказы под псевдонимом «Антоша Чехонте».

В литературном процессе этому соответствует, во-первых, кризис реализма (как стиля, подразумевающего безусловный характер реальной действительности и стремящегося воссоздать её художественными средствами), а во-вторых, кризис романа (как жанра, в наибольшей степени отвечающего этой задаче и представляющего собой модель мира как целостного и гармонически-законченного единства). На смену реализму постепенно приходят другие стили (символизм, натурализм, модернизм, с его различными течениями), но и реализм удерживает в литературе важные позиции (как раз творчество Чехова можно определить как пример русского реализма конца века, хотя и на него, особенно в драматургии, определенным образом влияли художественные открытия символизма и модернизма). На смену роману приходит рассказ, новелла (часто они объединяются в некоторые циклы; если роман подобен большому живописному полотну, то цикл рассказов подобен мозаике, это «осколочный мир»).

Примечательно, что Чехов так и не написал романа, зато многие его рассказы по охвату материала и масштабу социально-психологического и философского обобщения соответствуют роману (об этом часто говорят исследователи, например при анализе рассказа «Ионыч»). В своих рассказах Чехов ориентируется на изображение повседневных бытовых ситуаций («мелочей жизни»), воссоздание образа жизни различных социальных групп («Архиерей», «Студент», «Мужики»), социально-психологических и культурных типов-«ролей» («Невеста», «Человек в футляре», «Тина», «Душечка», «Попрыгунья»), художественное исследование различных психологических ситуаций («Страх», «Тоска», «Спать хочется», «О любви», «Палата №6», «Скучная история»). В целом ряде рассказов воссоздается довольно продолжительный отрезок жизни героя, его судьба, как правило, неудачна («Три года», «Моя жизнь», «Ионыч», «Черный монах», «Дом с мезонином»). Такие рассказы можно назвать даже маленькими повестями (есть и собственно повести - «Дуэль», «Степь»).

В произведениях Чехова обычно нет непосредственной авторской оценки характеров и событий. Чехов писал: «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят, а только беспристрастным свидетелем». В то же время Чехов мастерски воспроизводит те глубинные психологические подтексты, стоящие за поведением человека, которые В.И.Немирович-Данченко (говоря о чеховской драматургии) называет «подводными течениями».

Чехов придает особое значение художественной детали (это признак реалистического подхода к жизненному материалу), но если, например, у Гоголя художественная деталь, как правило, самоценна, то у Чехова она строго функциональна: именно Чехову принадлежит ставшее крылатым высказывание, что если в первом действии пьесы на стене висит ружье, то в последнем действии оно должно обязательно выстрелить.

Важно иметь представление о своеобразии чеховского мировоззрения. В отличие от большинства крупных писателей, представлявших реалистическую традицию в русской литературе 19 века (все они, даже близкий к атеизму Тургенев, все же имели скорее религиозный тип сознания), у Чехова ясно прослеживаются позитивистские и атеистические ориентиры. Врач по образованию, Чехов симпатизировал идее «научного мировоззрения», но в то же время для него характерна и мучительная рефлексия по этому поводу, тоска по религиозному или философскому идеалу (см. во многом автобиографический рассказ «Скучная история»).

Творчество Чехова можно условно разделить на три периода. Первый (1880-1888) связан с юмористическими короткими рассказами, публикуемыми под псевдонимом «Антоша Чехонте». Второй (1888-1899) - с большими рассказами и повестями с типично «романной» проблематикой. Третий период (1899 - 1904) - с драматургией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.78.30 (0.007 с.)