Чтение как вид речевой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение как вид речевой деятельности



Чтение - один из видов речевой деятельности. Заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней (чтение вслух), либо во внутренней (чтение молча) речи.

Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль.

Основные компоненты чтения – восприятие текста и активная переработка информации. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности – важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.

Цель обучения чтению в школе (в том числе на уроках русского языка) заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера, в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

Умение читать предполагает
– овладение техникой чтения, т.е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе;
– умением осмыслить прочитанное.

Наиболее существенными чертами зрелого (хорошего) чтения являются следующие:
– высокая скорость чтения (про себя), что обусловлено автоматизмом обработки воспринимаемого печатного материала;
– гибкость чтения, т.е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Высокая скорость и гибкость чтения являются базой (основой) формирования многих других умений, необходимых для осуществления процесса чтения, а именно,
– сосредоточить внимание на определенных вопросах содержания;
– предвидеть в процессе чтения то, что будет сказано дальше;
– определять ключевые места текста;
– вычленять основную мысль высказывания;
– отличать существенное от несущественного в воспринимаемой информации;
– устанавливать (или игнорировать, если это необходимо) избыточные детали информации;
– ставить вопросы в процессе восприятия текста;
– определять логику, структуру высказывания;
– делать выводы и формулировать их своими словами;
– критически оценивать полученную информацию, реагировать на нее и использовать ее в соответствующих жизненных ситуациях.

Следовательно, при обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьниками.

Коммуникативная задача - установка на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация.

При этом следует учитывать функции, которые присущи чтению как виду речевой деятельности:
– познавательная,
– регулятивная,
– ценностно-ориентационная.

Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности (читаю, чтобы знать).
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступить в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт, свои умения в той или иной области (читаю, чтобы уметь).
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня (читаю, чтобы эмоционально наслаждаться).

Содержание обучения чтению

Коммуникативная задача конкретизируется, уточняется и формулируется с учетом функции чтения, которая реализуется в данном случае, поэтому учитель должен осознавать, где и когда может быть использована извлеченная из текста информация.

Познавательная функция реализуется, если учитель ставит задачу побудить учащихся к поиску необходимых сведений, к пополнению знаний.
Она может быть конкретизирована в следующих типах заданий:
– прочитать текст и определить, сколько условий выбора орфограммы указано в правиле;
– какими признаками обладает данное понятие;
– какие дополнительные сведения об изучаемом явлении даются в примечании;
– прочитать текст и ответить на вопросы;
– прочитать и вспомнить, что о прочитанном было известно ранее, осознать, что нового вы узнали о том-то и т.п.
Выполняя подобные задания, ученики должны действовать по-разному:
– либо как можно более полно понять текст,
– либо уяснить основное содержание читаемого, не заостряя внимания на второстепенных деталях (признаках) описанных явлений, не имеющих прямого отношения к достижению цели чтения.

Регулятивная функция чтения осуществляется, если на уроке ставится задача приобщить учащихся к социальному опыту, побудить их к определенным действиям
Она реализуется в заданиях такого типа:
– Сколько действий нужно осуществить, чтобы применить правило...?
– Какие действия нужно осуществить в первую очередь, чтобы не ошибиться при постановке запятой в...?
– Что общего и что различного в применении правил...?
Выполнение подобных заданий в большинстве случаев потребует от учащихся вдумчивого, глубокого чтения текста и его полного понимания.

Ценностно-ориентационная функция проявляется, если учитель, организуя чтение, ставит задачу воздействовать на чувства учащихся.
Задания формулируются следующим образом:
– прочитать и выразить свое отношение к прочитанному;
– прочитать и определить, что и почему вызывает смех (печаль, радость и т. п.);
– прочитать и определить, какие средства языка делают речь динамичной (замедленной), яркой, выразительной (невыразительной) и т.п.
Задания подобного типа также потребуют от учащихся глубокого проникновения в содержание текста, внимания к средствам языка, полного понимания прочитанного.

Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения.
Как правило, выделяются три вида чтения:
➢ изучающее,
➢ ознакомительное,
➢ просмотровое.
В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.

Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.

Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.

Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.

· Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает, и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения. Следовательно, надо учить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмысления того или иного текста,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 1881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.006 с.)