Работа с теоретико-литературным понятием на уроке литературы (на материале изучения понятия «символизм»  В 11 классе). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с теоретико-литературным понятием на уроке литературы (на материале изучения понятия «символизм»  В 11 классе).



Теория литературы в школьном курсе существует не ради заучивания формулировок, а для осмысления произведения. Беда школьного литературоведения в том, что теоретические понятия рассматриваются изолированно друг от друга и вне их функции.

В программе сведения по ТЛ вводятся в трех формах: специальные рубрики, аннотации к темам, требования к знаниям и умениям.

Несмотря на то, что теоретико-литературные понятия не выделяются в специальный раздел, а включены в общий курс литературы и формируются во время изучения конкретных произведении, их освоение подчиняется своим законам.

Принципы изучения теоретико-литературных сведений

1. Попутное, скрытое изучение. Прямое обучение понятиям фактические невозможно и педагогически бесплодно. Понятия формируются в связи с чтением и разбором произведений. Со временем должно стать осознанное усвоение, понимание того, что без инструментария не может быть проанализировано произведение

2.Взаимодействие абстрактно теоретического и наглядно-образного компонентов мышления. Движение от единичного факта к обобщению и обратное движение от понятийного уровня к проникновению в ткань конкретного произведения.

3.Опора на наиболее характерный конкретный художественный материал, позволяющий наглядно раскрыть смыл понятия.

4.Этапность – от наиболее доступных к более сложным, частные понятия связываются в более сложные.

5.Преемственность (постепенное усложнение содержания основных теоретико-литературных понятий, их повторение, функциональное использование).

6.Непрерывность формирования теоретико-литературных понятий.

Кроме знания фактов литературы, необходимо научить относится к ним осмысленно. Вначале нужно помочь ученикам осознать, для чего служат все средства художественного изображения жизни. Все художественные средства несут три важнейшие функции: помогают читателю представить себе конкретную картину, ситуацию, человека, чувство; ведут к обобщению, пониманию законов жизни передают авторскую мысль и чувство, идейно-эмоциональную оценку изображаемого.

Теоретико-литературный арсенал – научная основа анализа. Владение теоретико-литературными сведениями способствует развитию читательских умений, совершенствует приемы умственной деятельности. Формирование читательских умений происходит за счет характера изучения явлений истории литературы (произведения, биографии). Среди методистов нет единого мнения о системе, объеме и последовательности изучения вопросов теории литературы в школе. Исследование вопросов теории литературы в школьном курсе отражено в трудах Н.И. Кудряшева, В.В.Голубкова, М.А.Снежневской, Г.И.Беленького, А.Д.Дановского и др.

Показатели усвоенности ТЛП

Теоретико-литературное понятие можно считать усвоенным, если ученик:

1)Указывает основные его признаки и соотносит их с литературными фактами.

2)Может сопоставить родственные частные понятия и указать в них общее и особенное.

3)Умеет пользоваться полученными знаниями.

Понятие сразу не образуется, а его освоение проходит несколько этапов.

Методика работы над ТЛП

1)Определение круга понятий и их места в общей системе работы.

2)Выбор конкретного литературного материала для работы с данными понятиями.

3)Наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения.

4)Методические комментарии.

5)Обоснование данного варианта изучение с учетом принципов поступательности и преемственности в работе над теоретико-литературными понятиями.

 В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности:

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений.

2. Общее представление о признаках этого явления.

3. Определение понятия или установление его характерных признаков.

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения.

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления.

6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками.

Так, например, опираясь на учебную программу по предмету, в первой же теме 11-го класса «Серебряный век русской поэзии» первый этап раскрытия понятия «модернизм» может быть раскрытие полифонизма эпохи конца ХIХ – начала ХХ в. и показ сложного художественного целого Серебряного века; 2-ой и 3-ий этапы воплощаются в определении основных черт философии и эстетики модернизма в целом и символизма в частности; 4-ый этап может быть реализован через ознакомление старшеклассников с произведениями поэтов-модернистов, а заключительные этапы усвоения понятия реализуются через демонстрацию и исследование творческого потенциала отдельных поэтов-символистов, футуристов, акмеистов и т.д. (А.Блок, А.Ахматова, С.Есенин и др.).

Для школьника теоретико-литературное понятие не должно быть отвлеченной абстракцией. В деятельности по его осмыслению обязательно должен присутствовать элемент художественного освоения действительности, творческая фантазия самого ученика. Именно поэтому работа над художественным произведением становится не только объектом и предметом изучения в преподавании литературы, но и способом освоения теоретического материала.

Учебную деятельность учащихся в старших классах целесообразно организовывать в форме лекций и семинаров. Лекция является методом устного изложения материала. Преподаватель должен выбрать наиболее рациональные, доходчивые способы передачи учащимся необходимой информации, помня о том, что живая речь учителя эффективно воздействует на восприятие и запечатление новых знаний.

Изучение теории литературы в школе предполагает активный, деятельностный режим: вне анализа художественного произведения теоретические знания не имеют функционального значения и остаются «застывшими» в своих малопонятных школьникам формулировках.

Размышление над текстом художественного произведения, в процесс которого органично, «изнутри», полностью согласуясь с логикой анализа, включаются вопросы учителя, связанные с осмыслением отдельных компонентов теоретического знания, – основа методики формирования теоретико-литературных понятий. Направленность процесса освоения теоретического знания: от анализа конкретного литературного явления – к его осмыслению и выходу на теоретическое обобщение, от работы с отдельным литературным произведением – к выявлению существенного, повторяемого в ряде произведений.

Ученики совместно с учителем постепенно может заполнять «понятийное поле» − часть доски и тетради, куда вписывают открытые в ходе анализа текста компоненты теоретического знания. Это кажется легче сделать в среднем звене школы, ведь понятийный аппарат старшеклассников выглядит сложнее. И все же такой способ усвоения теоретико-литературного понятий в 11-м классе возможен. Например, при изучении темы «В.В.Маяковский», ребятам важно усвоить понятия традиции и новаторства в целом и традиции и новаторство в творчестве данного поэта в частности. Этому может способствовать составление и заполнение сравнительно-сопоставительной таблицы. А вот понятие «тоническое стихосложение» должно усваиваться лишь в процессе изучения и анализа поэтических произведений данного автора и при схематичной работе над его стихами.

Конечно, вполне вероятна ситуация, когда открытых компонентов недостаточно для полного и глубокого освоения теоретического знания – в этом случае учитель предлагает обратиться к дополнительному материалу: словарям литературоведческих терминов, справочникам, литературным энциклопедиям. В результате появятся новые компоненты системы теоретического понятия, которые также вносятся в «понятийное поле».

На этапе концептуального осмысления теоретического знания важно установить взаимоотношения между открытыми в результате анализа текста компонентами, систематизировать их, выйти на определение или создание модели теоретико-литературного понятия, отражающей всеобщее, повторяемое в ряде конкретных явлений. Модель может быть выражена в графической (схема, опора) или художественной (рисунок) форме. Создается модель обычно в группе, паре или индивидуально. Вид модели и ее содержание школьники выбирают самостоятельно.

Конечно, открытое теоретическое знание не должно оставаться в дальнейшем «вещью в себе»: его необходимо не только «распаковывать» в процессе анализа новых литературных произведений, но и обогащать, дополнять новыми смысловыми нюансами. Так, например, возвращаясь к понятию «модернизм», в процессе совместной работы учителя и учеников оно дополняется на протяжении 10-ти уроков, которые посвящены изучению акмеизма, символизма и футуризма, а также творчества представителей данных течений.

Таким образом, с одной стороны, теоретико-литературное понятие становится инструментом для анализа новых художественных текстов, с другой – само постоянно дополняется, уточняется, обогащается, хотя его «ядро» остается неизменным, поскольку литературоведческая наука, как и всякая иная, оперирует строгим понятийным аппаратом. На каждой новой ступени обобщения необходимо сохранить знание предыдущей и научить школьников обратному движению от уровней понятийных к проникновению в конкретную ткань произведения. Каждый уровень понятийного обобщения должен быть соотнесен с определенным уровнем образного обобщения.

Поэтому важно подвести школьников к овладению общей концепцией изучения литературных произведений, выяснив слабые звенья ученического восприятия, учесть познавательные возможности учащихся. В противном случае деятельность школьников будет лишена внутреннего смысла и живого интереса. Решая ряд взаимосвязанных задач, преподаватель учитывает необходимость развития образного восприятия и аналитического мышления, эмоциональной восприимчивости и навыков самостоятельности у старшеклассников. литературный понятие

План урока русской литературы в 11-м классе средней школы по теме «Акмеизм»

Цели урока:

1) образовательная - дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями;

2) воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;

3) развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.

Тип урока: лекция с сообщениями учащихся.

Методы:

- репродуктивный (лекция);

- эвристическая беседа;

- исследовательский (сообщения учащихся).

Эпиграф к уроку: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре» (О. Мандельштам).

1. Организационный момент.

Учитель объявляет тему урока, цели, эпиграф.

 

Экзаменационный билет № 25

1. Классификация и виды простых предложений. Понятие об однородных членах и способах их выделения на письме.

2. Особенности акмеизма и его принципиальное противостояние русскому символизму.

3. Обучение слушанию и чтению на уроках русского языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.014 с.)