Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское направление                    Философы

Поиск

1. Эмпиризм                                        A) Р.Декарт

2. Рационализм                                   B) Ф.Бэкон

                                                             C) Г.Лейбниц

                                                             D) Б.Спиноза

                                                             E) Д.Локк

                                                             F) Т.Гоббс

Ответы: 1-______; 2-______.

Философское направление          Метод исследования

1. Эмпиризм                                        A) компьютерное моделирование

2. Рационализм                                   B) индуктивный метод

                                                             C) интеллектуальная интуиция

                                                             D) экспериментальное исследование

                                                             E) религиозное откровение

                                                             F) дедуктивный метод

 

Ответы: 1-_____; 2-______.

Высказывание                                                           Автор

1. Мыслю, следовательно, существую.                         A) Ф.Бэкон

2. Существовать, значит, быть воспринимаемым        B) Д.Локк

3. Знание – сила                                                                       C) Б.Спиноза

4. Душа человека – чистая доска                                  D) Г. Лейбниц

5. Свобода есть осознанная необходимость                 E) Р.Декарт

F) Д.Беркли

 

Ответы: 1-____; 2-____; 3-____; 4-____; 5-_____.

Тема: Идеал «естественности» Ж.Ж.Руссо и парадоксы

«разорванного сознания» Д.Дидро

Цель лекции: проанализировать постановку и решение проблемы человека, его нравственной сущности представителями французского Просвещения Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро, выявить общее в решении проблемы человека этих мыслителей.

План лекции

1. Деистическая направленность французского Просвещения и постановка проблемы человека.

2. Идеал «естественности» Ж.Ж.Руссо в контексте его критики культуры и цивилизации. Реакция Вольтера.

3. Диалектика видимости, кажимости и сущности личности в работе Д.Дидро «Племянник Рамо».

Основные понятия по теме: Просвещение, антиклерикализм, атеизм, деизм, отчужденное сознание

 

    Началом французского Просвещения принято считать 1718 год, когда была представлена постановка трагедии «Эдип» Вольтера, представителя первого поколения просветителей. В 40-ые годы 18 века просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета, безусловно, на основе развития естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии. Как известно, трансформация культуры достигается путем трансформации ценностей общества, и французские просветители своей широкой общественной и активной публицистической деятельностью, по сути, поставили радикальный вопрос об изменении общества, сформулировали задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий в интересах прогресса и улучшения гражданского общества. Именно тогда родилась идея прогресса как движение от низшей ступени к высшей. Это действительно была новаторская идея, которая вселяла веру в человека и его возможности. Для этого понадобилось изьять бога из картины мира или снизить его роль в социальной жизни, дав, таким образом, больше прав на деятельность человека и создание светской морали. Таким образом, на передний план выдвинулась проблема человека. Подход, растворивший бога в природе, получил название деизма.

Деизм – направление, представители которого могли признавать Бога в качестве творца мира, но отрицали его дальнейшее вмешательство в дела природы и общества. Иными словами, Бог возможно и существует, мы можем в это верить, но он уже никак себя в этом мире не проявляет, т.е. отошел от дел. Таким образом, человек на земле был предоставлен своей свободе воли.

    Решение проблемы человека у просветителей второго поколения деиста Жан-Жака Руссо и материалиста Дени Дидро было на первый взгляд различным. Ж.Ж.Руссо, например, верил в бессмертие души и загробное воздаяние, спорил с атеистами, говоря, что сердцем чувствует бога, а разумом бога не понять. Если у человека есть душа, то «по природе своей доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». Руссо обозначил проблему одиночества и «психологических разрывов» сознания личности, ратуя за истину чувств, критикуя культуру. Руссо поставил вопрос так: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» и привел читателей к шокирующему выводу: «Искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали человека более счастливыми».

Руссо трактовал мораль, искусство, политику, право как формы отчуждения человеческого бытия. Культура и цивилизация как вторая природа человека искусственна, оторвавшись от нее, человек потерял простоту, невинность и добродетель первобытного человека. Человек мог бы быть жить счастливо, но его испортила цивилизация, и, в конечном счете, может привести его к гибели, к потере его естества и природной индивидуальности. Такой неожиданный призыв вернуться назад, по сути, к первобытному обществу, вызвал неоднозначную реакцию просвещенной общественности. Вольтер, например, заявил в свойственной ему насмешливой манере, что прочитав «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо, ему «захотелось встать на четвереньки и убежать в лес!».

Критика культуры и цивилизации Руссо может показаться абсурдной, но нельзя не увидеть в этой позиции указанные Руссо противоречия развития самой цивилизации. Затем Ф.Ницше и З.Фрейд начнут рассматривать культуру как репрессивный механизм, подавляющий природные творческие силы человека. Но именно Руссо впервые обозначил противоречия в идее прогресса цивилизации и культуры, обнаружил ее парадоксальный характер. С одной стороны, человек как часть природы, как природное существо не может жить в первозданных условиях без плодов им же возделанной культуры, с другой стороны он не может жить без общества, вне общества, так как социализируется человек и становится человеком только в обществе. Однако мораль этого общества - соперничество, высокомерие, ложь, лицемерие - не могла не вызывать у Руссо, выходца из бедной семьи, попавшего в высший свет благодаря своему оригинальному мышлению, раздражение и разочарование. Такая критика основ культуры и цивилизации была воспринята как ересь даже в светских кругах. Однако эмоциональное ядро этой критики очень ценно.

    В философском творчестве Дени Дидро с такой же остротой была поставлена проблема человека, утрата его нравственной сущности под влиянием несовершенного общества. Наиболее показательна эта постановка в философско-художественном диалоге Дидро «Племянник Рамо». Как и русская философия была растворена в русской литературе, так и литературное творчество французских философов было насквозь философично.

Д.Дидро разделял теорию врожденного нравственного начала английского просветителя А.Шефтсбери. Но человек причастен и добру и злу одновременно: «Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, что значит – не осудить его, а определить его сущность». В «Племяннике Рамо» Дидро показывает, как главный герой, изначально склонный к добру, подстраиваясь под мерки морали и культуры, принимая только внешнюю форму культуры, постепенно становится исключительно лицемерным существом с благополучным внешним фасадом, но безобразным, извращенным внутренним содержанием. Этот феномен, вскрывающий противоречия между человеком, культурой и цивилизацией, Г.Гегель в «Лекциях по истории философии» назвал парадоксами разорванного сознания.

Выводы

    Идеал «естественности» в мировоззрении Ж.-Ж. Руссо вырисовывается в контексте его критики цивилизации и культуры.

Критика Ж.Ж.Руссо культуры и цивилизации, ее пагубного влияния на природу человека становится «первой ласточкой», или пробным камнем в критике европейской цивилизации, продолженной Ф.Ницше и З.Фрейдом.

И у Руссо, и у Дидро наблюдается общность вглядов на проблему человека. Они оба верили во врожденную нравственную природу человека.

Критические замечания Руссо и Дидро в адрес культуры и цивилизации можно воспринимать как предостережение: не всегда человек, находящийся в культуре, автоматически становится культурным человеком.

 

3 Методические рекомендации к лекции

 

Отмеченная в лекции особенность французского Просвещения, а именно изложение философско-этических взглядов в литературном творчестве, предполагает прочтение самих произведений авторов. Рекомендуется прочитать роман Дени Дидро «Племянник Рамо», вышеназванную диссертацию Жан-Жака Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» и «Лекции по истории философии» Георга Гегеля. 

 

& Литература

 

Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков и до наших дней. От Возрождения до Канта // В переводе и под редакцией С.А.Мальцевой. СПб., «Пневма», 2002. С. 628-634, 682-706.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. // Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т.4. – М., Л., 1929-1959.

Дидро Дени. Племянник Рамо. – Москва, 1954г.

Дидро Дени. Избр.соч. – М., - Л. - Худ.литература, 1951г.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969. – С.28-32.

Руссо Ж.-Ж Об общественном договоре. О происхождении неравенства. – М.,1998. – С. 12-52, 70-82.

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний:

 

Репродуктивный уровень:

1. Какова общая идейная направленность философии Французского Просвещения?

2.Каким видит Руссо идеал «естественности»?

3.Воспроизведите сюжет философского романа Д. Дидро «Племянник Рамо».

 

 Репродуктивно- творческий уровень:

1. На чем основывают Руссо и Дидро идею первоначального морального состояния человека, его испорченности в результате влияния среды?

2. Найдите общее и различие во взглядах на природу и назначение человека у Руссо и Дидро.

3. Каким образом Гегель описывает парадоксы «разорванного сознания»? В какой работе?

 Творческий уровень:

 1.Как вы думаете, прав ли Д.Дидро, считавший человека добрым от природы?

2. На ваш взгляд, обоснована ли критика культуры Руссо?

1 Задания для СРС

 

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Составьте таблицу-описание философских взглядов Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро.

2.Проследить мировоззренческую эволюцию Д.Дидро от деизма к материализму.

3.Прочитать роман Д.Дидро «Племянник Рамо» и работу Ж.Ж.Руссо «Рассуждение о науках и искусствах».

4.Найдите в указанных работах постановку проблемы человека.

Уровень репродуктивно- творческой деятельности:

1.Сопоставить постановку и решение проблемы человека у Руссо и Дидро и представить в форме доклада.

2. Подготовьте вопросы к своему докладу в письменной форме, позволяющие составить представление о вашей самостоятельной работы над ним.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

 1.Подготовьте реферат на тему: «Критика культуры в творчестве Ж-Ж Руссо»

2.Составьте подробный конспект «Лекций по истории философии» Г.Гегеля части «Французское Просвещение».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

Обведите букву правильного ответа:

1. Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают:

А) Д. Дидро                                                           D) Вольтера

В) Гольбаха                                                           E) Ш. Монтескье

С) Ж.Ж. Руссо

2. Отличительной чертой мировоззрения французских просветителей, связанной с их антитеологической деятельностью является:

А) Антиклерикализм                                             D) Просвещение

В) Светскость                                                         E) Естествознание

С) Гуманизм

3. Родоначальником французского Просвещения единодушно считается:

А) Гольбах                                                                      D) Руссо

В) Гельвеций                                                          E) Монтескье

С) Вольтер

4. Французский просветитель, впервые выступивший с резкой критикой культуры:

А) Дидро                                                                D) Гельвеций

В) Вольтер                                                                      E) Сен-Симон

С) Монтескье

5. Автор значительного труда «Об общественном договоре, или принципы политического права»:

А) Ламетри                                                            D) Монтескье

В) Руссо                                                                 E) Гельвеций

С) Гольбах

Задания на установление соответствия.   Установите соответствие:

Название работы:                                                Автор:

1. «Об общественном договоре, или                             А) Ламетри

принципы политического права»                                 В) Руссо

2. «Система природы»                                                   С) Гольбах         

3. «Племянник Рамо»                                            D) Монтескье              

4. «Элементы физиологии»                                   E) Дидро            

5. «Человек- машина»                   

Ответы: 1-____; 2-____; 3-_____; 4-_____; 5-_____.

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

 Дополните:

1.Деизм – это ….

2.Дидро, говоря о человеке, писал: «Сказать, что человек состоит из силы и..., из ничтожества и..., это значит – не осудить его, а определить его сущность».

3.Вольтер так отреагировал на критические аргументы в адрес культуры: «Прочитав Руссо…».

4 Тема: Трансцендентальная диалектика И. Канта

Цель: расмотреть особенности теории познания И.Канта, совершившего «коперниканский» переворот в философии.

 

План лекции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.008 с.)