Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское направление ФилософыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Эмпиризм A) Р.Декарт 2. Рационализм B) Ф.Бэкон C) Г.Лейбниц D) Б.Спиноза E) Д.Локк F) Т.Гоббс Ответы: 1-______; 2-______. Философское направление Метод исследования 1. Эмпиризм A) компьютерное моделирование 2. Рационализм B) индуктивный метод C) интеллектуальная интуиция D) экспериментальное исследование E) религиозное откровение F) дедуктивный метод
Ответы: 1-_____; 2-______. Высказывание Автор 1. Мыслю, следовательно, существую. A) Ф.Бэкон 2. Существовать, значит, быть воспринимаемым B) Д.Локк 3. Знание – сила C) Б.Спиноза 4. Душа человека – чистая доска D) Г. Лейбниц 5. Свобода есть осознанная необходимость E) Р.Декарт F) Д.Беркли
Ответы: 1-____; 2-____; 3-____; 4-____; 5-_____. Тема: Идеал «естественности» Ж.Ж.Руссо и парадоксы «разорванного сознания» Д.Дидро Цель лекции: проанализировать постановку и решение проблемы человека, его нравственной сущности представителями французского Просвещения Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро, выявить общее в решении проблемы человека этих мыслителей. План лекции 1. Деистическая направленность французского Просвещения и постановка проблемы человека. 2. Идеал «естественности» Ж.Ж.Руссо в контексте его критики культуры и цивилизации. Реакция Вольтера. 3. Диалектика видимости, кажимости и сущности личности в работе Д.Дидро «Племянник Рамо». Основные понятия по теме: Просвещение, антиклерикализм, атеизм, деизм, отчужденное сознание
Началом французского Просвещения принято считать 1718 год, когда была представлена постановка трагедии «Эдип» Вольтера, представителя первого поколения просветителей. В 40-ые годы 18 века просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета, безусловно, на основе развития естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии. Как известно, трансформация культуры достигается путем трансформации ценностей общества, и французские просветители своей широкой общественной и активной публицистической деятельностью, по сути, поставили радикальный вопрос об изменении общества, сформулировали задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий в интересах прогресса и улучшения гражданского общества. Именно тогда родилась идея прогресса как движение от низшей ступени к высшей. Это действительно была новаторская идея, которая вселяла веру в человека и его возможности. Для этого понадобилось изьять бога из картины мира или снизить его роль в социальной жизни, дав, таким образом, больше прав на деятельность человека и создание светской морали. Таким образом, на передний план выдвинулась проблема человека. Подход, растворивший бога в природе, получил название деизма. Деизм – направление, представители которого могли признавать Бога в качестве творца мира, но отрицали его дальнейшее вмешательство в дела природы и общества. Иными словами, Бог возможно и существует, мы можем в это верить, но он уже никак себя в этом мире не проявляет, т.е. отошел от дел. Таким образом, человек на земле был предоставлен своей свободе воли. Решение проблемы человека у просветителей второго поколения деиста Жан-Жака Руссо и материалиста Дени Дидро было на первый взгляд различным. Ж.Ж.Руссо, например, верил в бессмертие души и загробное воздаяние, спорил с атеистами, говоря, что сердцем чувствует бога, а разумом бога не понять. Если у человека есть душа, то «по природе своей доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным». Руссо обозначил проблему одиночества и «психологических разрывов» сознания личности, ратуя за истину чувств, критикуя культуру. Руссо поставил вопрос так: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» и привел читателей к шокирующему выводу: «Искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали человека более счастливыми». Руссо трактовал мораль, искусство, политику, право как формы отчуждения человеческого бытия. Культура и цивилизация как вторая природа человека искусственна, оторвавшись от нее, человек потерял простоту, невинность и добродетель первобытного человека. Человек мог бы быть жить счастливо, но его испортила цивилизация, и, в конечном счете, может привести его к гибели, к потере его естества и природной индивидуальности. Такой неожиданный призыв вернуться назад, по сути, к первобытному обществу, вызвал неоднозначную реакцию просвещенной общественности. Вольтер, например, заявил в свойственной ему насмешливой манере, что прочитав «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо, ему «захотелось встать на четвереньки и убежать в лес!». Критика культуры и цивилизации Руссо может показаться абсурдной, но нельзя не увидеть в этой позиции указанные Руссо противоречия развития самой цивилизации. Затем Ф.Ницше и З.Фрейд начнут рассматривать культуру как репрессивный механизм, подавляющий природные творческие силы человека. Но именно Руссо впервые обозначил противоречия в идее прогресса цивилизации и культуры, обнаружил ее парадоксальный характер. С одной стороны, человек как часть природы, как природное существо не может жить в первозданных условиях без плодов им же возделанной культуры, с другой стороны он не может жить без общества, вне общества, так как социализируется человек и становится человеком только в обществе. Однако мораль этого общества - соперничество, высокомерие, ложь, лицемерие - не могла не вызывать у Руссо, выходца из бедной семьи, попавшего в высший свет благодаря своему оригинальному мышлению, раздражение и разочарование. Такая критика основ культуры и цивилизации была воспринята как ересь даже в светских кругах. Однако эмоциональное ядро этой критики очень ценно. В философском творчестве Дени Дидро с такой же остротой была поставлена проблема человека, утрата его нравственной сущности под влиянием несовершенного общества. Наиболее показательна эта постановка в философско-художественном диалоге Дидро «Племянник Рамо». Как и русская философия была растворена в русской литературе, так и литературное творчество французских философов было насквозь философично. Д.Дидро разделял теорию врожденного нравственного начала английского просветителя А.Шефтсбери. Но человек причастен и добру и злу одновременно: «Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, что значит – не осудить его, а определить его сущность». В «Племяннике Рамо» Дидро показывает, как главный герой, изначально склонный к добру, подстраиваясь под мерки морали и культуры, принимая только внешнюю форму культуры, постепенно становится исключительно лицемерным существом с благополучным внешним фасадом, но безобразным, извращенным внутренним содержанием. Этот феномен, вскрывающий противоречия между человеком, культурой и цивилизацией, Г.Гегель в «Лекциях по истории философии» назвал парадоксами разорванного сознания. Выводы Идеал «естественности» в мировоззрении Ж.-Ж. Руссо вырисовывается в контексте его критики цивилизации и культуры. Критика Ж.Ж.Руссо культуры и цивилизации, ее пагубного влияния на природу человека становится «первой ласточкой», или пробным камнем в критике европейской цивилизации, продолженной Ф.Ницше и З.Фрейдом. И у Руссо, и у Дидро наблюдается общность вглядов на проблему человека. Они оба верили во врожденную нравственную природу человека. Критические замечания Руссо и Дидро в адрес культуры и цивилизации можно воспринимать как предостережение: не всегда человек, находящийся в культуре, автоматически становится культурным человеком.
3 Методические рекомендации к лекции
Отмеченная в лекции особенность французского Просвещения, а именно изложение философско-этических взглядов в литературном творчестве, предполагает прочтение самих произведений авторов. Рекомендуется прочитать роман Дени Дидро «Племянник Рамо», вышеназванную диссертацию Жан-Жака Руссо «Рассуждение о науках и искусствах» и «Лекции по истории философии» Георга Гегеля.
& Литература
Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков и до наших дней. От Возрождения до Канта // В переводе и под редакцией С.А.Мальцевой. СПб., «Пневма», 2002. С. 628-634, 682-706. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. // Гегель Г.В.Ф. Соч. В 14 т. Т.4. – М., Л., 1929-1959. Дидро Дени. Племянник Рамо. – Москва, 1954г. Дидро Дени. Избр.соч. – М., - Л. - Худ.литература, 1951г. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М., 1969. – С.28-32. Руссо Ж.-Ж Об общественном договоре. О происхождении неравенства. – М.,1998. – С. 12-52, 70-82.
??? Вопросы контроля теоретических знаний:
Репродуктивный уровень: 1. Какова общая идейная направленность философии Французского Просвещения? 2.Каким видит Руссо идеал «естественности»? 3.Воспроизведите сюжет философского романа Д. Дидро «Племянник Рамо».
Репродуктивно- творческий уровень: 1. На чем основывают Руссо и Дидро идею первоначального морального состояния человека, его испорченности в результате влияния среды? 2. Найдите общее и различие во взглядах на природу и назначение человека у Руссо и Дидро. 3. Каким образом Гегель описывает парадоксы «разорванного сознания»? В какой работе? Творческий уровень: 1.Как вы думаете, прав ли Д.Дидро, считавший человека добрым от природы? 2. На ваш взгляд, обоснована ли критика культуры Руссо? 1 Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности: 1.Составьте таблицу-описание философских взглядов Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро. 2.Проследить мировоззренческую эволюцию Д.Дидро от деизма к материализму. 3.Прочитать роман Д.Дидро «Племянник Рамо» и работу Ж.Ж.Руссо «Рассуждение о науках и искусствах». 4.Найдите в указанных работах постановку проблемы человека. Уровень репродуктивно- творческой деятельности: 1.Сопоставить постановку и решение проблемы человека у Руссо и Дидро и представить в форме доклада. 2. Подготовьте вопросы к своему докладу в письменной форме, позволяющие составить представление о вашей самостоятельной работы над ним.
Уровень критически-творческой деятельности: 1.Подготовьте реферат на тему: «Критика культуры в творчестве Ж-Ж Руссо» 2.Составьте подробный конспект «Лекций по истории философии» Г.Гегеля части «Французское Просвещение». : Тесты Закрытые задания с выбором одного правильного ответа: Обведите букву правильного ответа: 1. Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают: А) Д. Дидро D) Вольтера В) Гольбаха E) Ш. Монтескье С) Ж.Ж. Руссо 2. Отличительной чертой мировоззрения французских просветителей, связанной с их антитеологической деятельностью является: А) Антиклерикализм D) Просвещение В) Светскость E) Естествознание С) Гуманизм 3. Родоначальником французского Просвещения единодушно считается: А) Гольбах D) Руссо В) Гельвеций E) Монтескье С) Вольтер 4. Французский просветитель, впервые выступивший с резкой критикой культуры: А) Дидро D) Гельвеций В) Вольтер E) Сен-Симон С) Монтескье 5. Автор значительного труда «Об общественном договоре, или принципы политического права»: А) Ламетри D) Монтескье В) Руссо E) Гельвеций С) Гольбах Задания на установление соответствия. Установите соответствие: Название работы: Автор: 1. «Об общественном договоре, или А) Ламетри принципы политического права» В) Руссо 2. «Система природы» С) Гольбах 3. «Племянник Рамо» D) Монтескье 4. «Элементы физиологии» E) Дидро 5. «Человек- машина» Ответы: 1-____; 2-____; 3-_____; 4-_____; 5-_____. Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1.Деизм – это …. 2.Дидро, говоря о человеке, писал: «Сказать, что человек состоит из силы и..., из ничтожества и..., это значит – не осудить его, а определить его сущность». 3.Вольтер так отреагировал на критические аргументы в адрес культуры: «Прочитав Руссо…». 4 Тема: Трансцендентальная диалектика И. Канта Цель: расмотреть особенности теории познания И.Канта, совершившего «коперниканский» переворот в философии.
План лекции
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.008 с.) |