Понятие «философия» в переводе с греческого означает: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «философия» в переводе с греческого означает:



А) возникновение мира D) любовь к красноречию                    

В) любовь к мудрости Е) божественное познание

С) высшая истина             

3. Раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания:

А) философия истории D) история философии

В) логика                     Е) гносеология

С) онтология                   

4. Определите, что является предметом изучения философии:

А) Бог

В) физическая реальность
С) материя

D)наиболее общие сущностные характеристики мира, человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека

Е) мудрые изречения всех времен и всех народов

 

5. Предмет онтологии как раздела философии:

А) учение о бытии           D) нравственно-этические теории

В) теория познания          Е) учение о прекрасном

С) учение о ценностях

 

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

 

1. Раздел философии, исследующий общие вопросы функционирования и развития общества, называется …

2. Раздел философии, занимающийся изучением универсальных характеристик человека, осмыслением проблем человеческой природы и человеческого бытия, называется …

3. Ценностные убеждения, ориентиры формирует … функция философии.

4. … функция философии помогает применять знания на деле, осваивать и преобразовывать мир.

5. Методологическая функция философии обеспечивает …

 

 

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:

 

Разделы философии                                        Предмет изучения

1. Онтология                                                A) формы и принципы

2. Гносеология                                             правильного мышления

3. Логика                                                      B) прекрасное и безобразное

4. Этика                                                        C) бытие мира и человека

5. Эстетика                                                   D) мораль, нравственность

E) вопросы познания

F) история философских идей

 

Ответы: 1-___; 2-___; 3-___; 4-___; 5-___

Мировоззрение                                       Основание

1. Миф                             A) соответствие объективной действительности

2. Религия                        B) личностное, образное видение, переживание

3. Философия                  конкретной действительности

4. Наука                           C) осмысление бытия, человека, смысла жизни

D) вера в безусловное, Абсолют, потустороннее

 

Ответы: 1-___; 2-___; 3-___; 4-___

Философские течения         Основная идея

1. Материализм                        A) мир непознаваем

2. Субъективный идеализм      B) материя суть первоначало

3. Объективный идеализм        C) сознание человека - первоначало

4. Агностицизм                         D) первоначало – идеальный Абсолют

E) мир познаваем

Ответы: 1-___; 2-___; 3-___; 4-___

Учение о субстанции           Основание бытия

1. Плюрализм                           A) двойственное начало бытия

2. Монизм                                 B) одно первоначало

3. Дуализм                                           C) множество оснований бытия

D) первоначало суть Ничто

 

Ответы: 1-___; 2-___; 3-___

 

Задания на установление правильной последовательности:

1. Установите правильную последовательность исторических эпох в западно-европейской философии:

· Философия ХХ века

· Античная философия

· Философия Возрождения

· Философия Нового времени

· Средневековая философия

· Немецкая классическая философия

· Философия Просвещения

 

2. Расположите в хронологической последовательности следующие феномены духовной культуры:

· Наука

· Мифология

· Философия

 

3. Расположите в хронологической последовательности основные исторические формы материализма:

· Диалектический материализм

· Наивный стихийный материализм

· Метафизический материализм

 

4. Установите хронологическую последовательность взаимоотношения философии и частных наук:

· Философия и наука и противоположны, и едины

· Философия и частные науки находятся в нераздельном единстве

· Философия – это «наука наук»

Тема: Диалектика брахмана и атмана как выражение идеи всеобщего единства в ведической культуре

 

Цель: раскрыть основные черты и особенности восточной философии, в частности, религиозно-философской системы индуизма, показать отличие восточного мироотношения от западного.

 

План лекции

1. Специфика восточного мироотношения в системе «Запад-Восток»

2. Религиозно-философская система индуизма

3. Йога – практический путь спасения.

 

Основные понятия по теме: Брахман, Атман, сансара, карма, мокша, йога, варна, пракрити, экстравертность, интровертность.

 

Адекватно понять сущность и особенности ведической культуры невозможно без обращения к такой фундаментальной проблеме, как проблема различия восточного и западного мироотношения.

Анализ основных различий мы будем проводить по традиционной для философии схеме: онтология, гносеология, аксиология и праксиология и рассмотрим в этом контексте отношения «Я - Мир».

Западное понимание бытия выражено знаменитой фразой древнегреческого натурфилософа Парменида «Бытие есть, небытия нет», где бытие рассматривалось как единое, неделимое, недвижимое, умопостигаемое, акцент делается на вещественный план бытия. Человек дистанцирован от мира, рассматривает его как средство для достижения своих целей. На Востоке бытие, да и сам человек, рассматриваются как принципиально многоуровневые существа. Помимо видимых и постигаемых разумом и чувствами слоев, есть непроявленные слои – небытие, онтологический статус которого очень высок. В отличие от западного человека, восточный человек не потерял своей сущностной связи с миром. На Западе человек стереотипно рассматривается как homo sapiens, причем разум его утратил универсальный характер, сведен к сознанию, центр которого – ЭГО. На Востоке человек – это микрокосм, его душа – искра мировой души. Разум человека, с помощью которого он постигает мир, является космической силой, сознание человека не ограничивается рамками ЭГО, на высших стадиях сознания ЭГО вообще исчезает. В связи с указанной разницей в интерпретации познавательных способностей человека различается гносеологическая ориентация. На Западе человек имеет экстравертивную установку, т.е. направлен вовне. Познавательная энергия восточного человека направлена на внутренний мир, человек интровертен, для него путь к миру лежит через самопознание. Для западного человека основной способ бытия-в-мире – предметная деятельность, соответственно развиваются те уровни сознания, которые порождены ею – рациональные способности – абстрагирующее мышление.

На Востоке часто практикуется недеяние, что означает жить в гармонии, в унисон с космическими законами. На Востоке очень ценится образное мышление, внутренний опыт, живая интуиция, Восток иррационален. Западный человек предпочитает много говорить, а восточный молчать, а если говорит, то говорит образно, притчами. В соответствии с этим, выстраивается и ценностная шкала: западный человек ценит внешнее, материальное, восточный – внутреннее, духовное. Отсюда, восточная философия отличается большей универсальностью и компилятивностью, сочетает в себе религиозные, философские мистические традиции, так как человек и мир предстают в ней целостно, во всех аспектах.

Теперь обратимся к древнеиндийской философии и через раскрытие основных ее понятий конкретизируем особенности восточного мироотношения.

Основу древнеиндийской философии составляет ведическая традиция. Ведическая литература (середина II тыс. до н.э.) включает в себя 4 главные веды: «Ригведу», Самаведу», «Яджурведу» (белая и черная), Атхарваведу. Далее, комментарии к Ведам: «Брахманы» (800-600 г. до н.э.) – сборники ритуальных текстов; «Араньяки» (600 г. до н.э.) – абстрактные ритуальные формулы; «Упанишады» (600-300 г. до н.э.) – философские тексты.   

Ключевая идея религиозно-философской системы индуизма – идея о тождестве Брахмана и Атмана. Понятие Брахмана означает Абсолютную реальность, вмещающую полноту Вселенной. Понятие Атман означает душу человека, высший личностный аспект бытия. Единство Атмана и Брахмана ярко воплощено в священном слоге аум. Считается, что вибрации этого слога тождественны эманациям вселенских энергий, исходящих от Брахмана. При произнесении этого слога личность человека проявляется во всей целостности. Таким образом, эта идея индуизма подтверждает тезис о сущностном единстве человека и мира в восточной философии.

Каждый человек заключает в себе частицу божественного –Брахмана, но не осознает этого, так как взор его затемняется Самостью – ЭГО, ограничивается сансарой. Сансара – следующее ключевое понятие индуизма. Оно связано с тем, что человек обладает не только душой, но и телом, материальной природой – пракрити. В учении Господа Кришны (ответвление индуизма) в его основном источнике Бхагавад-Гите можно найти наиболее полное учение о гунах материальной природы, предопределяющих жизнь человека.

Сансара означает перевоплощение души в цепи новых рождений (в образе бога, человека, животного) в зависимости от того, какой гуне материальной природы он следовал: гуне невежества, гуне страсти, гуне добродетели. Понятие сансары связано с понятием кармы. Карма – «действие» – процесс воздаяния за совершенные человеком деяния. Кармические последствия меняют судьбу человека не только на протяжении одного воплощения, но и в будущих жизнях.

Цель человека в ведических религиозно-философских системах - улучшить карму и, в конечном счете, достичь духовного освобождения – мокши от сансары, кармы, осознать свое истинное Я через тождество Брахмана и


Атмана. Путь мокши – это путь долгой духовной практики, основу которой составляет Йога.

Йога – это последовательная практика психофизической регуляции сознания. Сущность практики йоги передана в «Йога-сутре» Патанджали (от II в. до н.э. – IV в. н.э.), где расписана вся техника пути освобождения, включающая сосредоточенность (сознательная, бессознательная), медитация (созерцание) и вспомогательные средства: самоконтроль, соблюдение религиозных предписаний, асаны – специальные йогические позы, концентрация сознания и достижение сверхнормальных способностей.

В результате йоги достигается состояние измененного сознания, выход за пределы ЭГО. Человек осознает в себе частицу Брахмана –Атман, тождество Атмана и Брахмана, которое еще можно проинтерпретировать как тождество объективного (Брахмана) и субъективного (Атмана). Состояние духовного просветления, освобождения трансцендирует противоположность объективного и субъективного: нет ни субъекта, ни объекта, есть только один Брахман – великая полнота и пустота вселенского бытия.

Для нас в итоге особенно ценным является, во-первых, то, что она рассматривает человека как многоуровневое целостное существо. В частности, выделяется в философии йогов семь основных начал человека:

Физическое тело.

Астральное тело.

Прана, или Жизненная сила.

Инстинктивный ум.

Интеллект (разум, рассудок).

Духовный ум (духовность, способность, прозрение, инстинктивный ум).

Дух.

Во-вторых, практика йоги подтверждает интвертивность восточной философии, направленность человека на самопознание, на совершенствование своей духовной природы и на этой основе прорыв к вселенскому закону бытия – дхарме.

Этические нормы индуизма

Необходимо отметить, что индуизм освящает кастовое деление индийского общества. В ведической литературе мы встречаем указание на существование четырех варн: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры.

Брахманы – жрецы, кшатрии – правители, воины, вайшьи – торговцы, шудры – рабы, неполноправные. Соответственно, дхарма каждого – следовать своему долгу в зависимости от принадлежности к варне и этапу жизни. Однако, можно выделить общие этические нормы.

Главным является принцип: не убий. Далее отказ от лжи, от воровства, воздержание от чувственных удовольствий, служение Богу. Человек должен следовать дхарме – порядку вещей в природе и пройти следующие жизненные этапы:

ученичество – брахмакарья               уединение – ванапрастха

мирская жизнь – грихастха      аскеза – саньяса.

 


Выводы

Таким образом, восточная философия делает акцент на понятии небытия – непроявленных слоев Вселенной, рассматривает и мир, и человека как многоуровневые феномены. Человек является микрокосмом и находится в единстве с миром. Его познавательные способности направлены на самого себя, на самопознание и совершенствование, он интровертен и иррационален, основной способ его бытия в мире – следование вселенскому закону бытия, а не своим узкокорыстным интересам. Ключевые понятия религиозно-философской системы индуизма – тождество Брахмана и Атмана, пракрити, карма, сансара, мокша, дхарма, йога – подтверждают указанные отличительные черты восточного мироотношения.

3 Методические рекомендации к лекции

В лекции обратите особое внимание на сравнительный анализ западного и восточного мироотношения, так как остальные теоретические положения лекции являются его конкретизацией. Акцентируйте внимание на ключевых понятиях индуизма, запомните их, ибо они выражают специфику восточной философии. Вопрос о йоге требует более широкого рассмотрения, поэтому обратитесь для его углубленного самостоятельного изучения к первоисточникам.

& Литература

Бхагавад-Гита как она есть. – М., 1986 – С. 10-813.

Йог Рамачарака. Основы миросозерцания индийских йогов. //Подъем. – 1992, №3. – С. 3-162.

Лукач Й. Пути богов. – М., 1984. – С. 78-83.

Тагор Р. Избранное. – М., 1987. – С. 5-272

Томпсон Мэл. Восточная философия. – М., 2000. – С. 5-60.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 55-69.

Юнг К.Г. Различие восточного и западного мышления // Философские науки. – 1988, № 10. – С. 35-69.

 

??? Вопросы и задания контроля теоретических знаний по теме

Репродуктивный уровень:

1.Назовите основные памятники ведической литературы?

2.Дайте определение кармы и рассмотрите ее последствия для человека..

3.Раскройте понятие йога

 

Репродуктивно-практический уровень:

1.Раскройте проблему отношений души и тела в религиозно-философской системе индуизма.

2.Какие основные понятия индуизма выражают специфику восточной философии в отличие от западной?

3.Что означает понятие «небытия» в восточной философии, какой онтологический статус у небытия?

Творческий уровень:

1. Как вы считаете, может ли учение йоги возродить современного человека духовно и физически?

2. Раскройте понятие подлинного «Я» в западной и восточной философии.

3. Ваше отношение к позиции культуролога О. Шпенглера, что Европейская культура подошла к своему закату, и следует обратить свои взгляды на Восточную культуру.

1 Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проанализируйте основные понятия индуистской религиозно-философской системы: Брахман, Атман, пракрити, сансара, карма, дхарма, мокша, варна.

Ориентируйтесь на содержание лекции при раскрытии этих понятий. Также обратитесь к философскому словарю для более полного объяснения.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Составьте кроссворд по индуистской религиозно-философской системе. Кроссворд должен включать основные понятия, ключевые концепции, ведическую литературу. Кроссворд должен включать 10 слов по вертикали и 10 по горизонтали.

2.Прочтите и проанализируйте содержание «Бхагавад-Гиты» в контексте индуизма.

3. Подготовьте реферат на темы (по выбору):

«Древнеиндийская культура»

«Индуизм»

«Веды в истории культуры Индии».

 

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите эссе на тему: «Человек обречен на карму».

2. Прочитав произведения Р.Тагора, найдите мотивы индуистской философии в его творчестве.

3. На основе статьи психоаналитика К.Г. Юнга «Различие восточного и западного мышления» составьте таблицу сравнения Запада и Востока.

 

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:                    Обведите букву правильного ответа:

1. Упанишады – это:

А) философские тексты                       С) песнопения и заклинания

В) гимны в честь богов

2. Мокша – это:

А) физическое раскрепощение           С) дальнейшее перерождение

В) духовное освобождение

3. Понятие Брахман в индуизме означает:

А) воплощение неба

В) абсолютную реальность

С) душу человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.048 с.)