Священная книга «Учения господа Кришны» - 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Священная книга «Учения господа Кришны» -



А) Атхарваведа          

В) Яджурведа             

С) Алмазная сутра

D) Бхагавад-Гита

5. Подлинное «Я» человека:

А) Самость

В) ЭГО

С) Атман

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:                Дополните:

1. Священный слог индуизма –...

2. Веды в социальном аспекте освещают... общества

3. Основная идея индуизма – идея о... Брахмана и Атмана

4. Согласно индуизму, душа человека...

 

Задания на установление правильной последовательности:

1. Установите правильную последовательность возникновения ведической литературы:

· Упанишады

· Араньяки

· Веды

· Брахманы

 

2. Установите правильную последовательность основных начал человека:

· Прана

· Интеллект

· Физическое тело

· Астральное тело

· Инстинктивный ум

· Духовный ум

· Дух

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:

1. Основные понятия Определение
1) Сансара A) Практика психофизической регуляции сознания
2) Карма B) Освобождение из-под власти кармы и сансары
3) Мокша C) Закон перевоплощений
4) Йога   D) Воздаяние за поступки в этом и прошлых перевоплощениях E) Материальная природа

Ответы: 1 – ___; 2 – ___; 3 – ___; 4 – ___.

2. Священная книга Религия
1) Библия A) Зороастризм
2) Авеста B) Христианство
3) Коран C) Ислам
4) Ригведа D) Буддизм
5) Дхаммапада   E) Индуизм F) Джайнизм

 

 

Ответы: 1 –___; 2 –___; 3 –___; 4 –___; 5 –___.

3. Название варн Определение
1. Брахманы A) Жрецы
2. Шудры B) Торговцы
3. Вайшьи C) Правители, воины
4. Кшатрии D) Шудры.

   

 

Ответы: 1 –___; 2 –___; 3 –___; 4 –___.

 

 

Тема: Дао «совершенномудрого» и ли «благородного мужа»

Цель: раскрыть основные положения даосской философии и конфуцианского учения. Показать специфику древнекитайской философии.

План лекции

1.Учение о «Дао» - ключевая концепция даосизма.

2.Образ «совершенномудрого» человека в даосизме.

3. Основные принципы конфуцианства.

Основные понятия по теме:Дао, Инь, Ян, естественность, пустота, недеяние, йога, гуманность, сыновняя почтительность, ритуал.

 

Древнекитайская философия, с одной стороны, развивалась в русле восточной философии и поэтому разделяет ее основные принципы: интровертность, акцент на небытии, ориентация на глубинное интуитивное постижение мира, сущностное единство с миром, рассмотрение человека как микрокосма. В частности, этим принципам полностью соответствует даосизм как направление в древнекитайской философии. С другой стороны, в древнекитайской философии мы можем найти экстравертивность, рациональность, активную жизненную позицию, направленность на преобразования общественной жизни. Например, учение Конфуция. Однако, несмотря на различия в рамках древнекитайской философии, ее различные направления объединяет стремление жить в гармонии с самим собой и с миром.

Обратимся сначала к первому по времени возникновения учению даосизма (VI в. до н.э.). Основатель даосизма - Лао-цзы (VI век до н.э.) и следующий выдающийся представитель даосской философии - Чжуан-цзы (IV в. до н.э.).

Священные тексты даосизма «Дао дэ цзин» и «Чжуан - цзы» содержат следующие характеристики Дао. «Предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее образа, вкуса или запаха; никем не сотворенное, оно само по себе ствол, само себе корень; оно охватывает и вмещает всебя все сущее».

ДАО - «Высший учитель», «Небесный порядок», «Матерь мира», первоначало всего сущего, космический принцип, сущность бытия, природный закон. Понимание мира даосами: подлинная реальность - это само превращение, в мире нет ничего постоянного, и в то же время нет ничего постояннее непостоянства. Мир включает в себя полярные начала. Инь – женское начало и Ян – мужское начало. Борьба и единство этих начал - содержание мирового процесса. Понятие «дэ» – проявление Дао в мире, «жизненная сила», «добродетель», внутреннее совершенство.

Между сердцем человека и Дао существует предвечная связь. Человек и мир нерасторжимы как микрокосм и макрокосм. Образ человека, не порывающего связь с матерью-природой. Творческие способности человека имеют основой творческую мощь природы. «Совершенномудрый человек», согласно Лао-цзы и Чжуан-цзы, обладают главным качеством – цзы жань, что означает «естественность», «спонтанность». «Человек берет за образец землю, земля берет за образец небо, небо берет за образец дао, дао берет за образец естественность».

Даосские мудрецы подражают пустоте и хаосу, не совершают самочинных действий, но следуют закону природы - дао. Пустота, небытие является центральным понятием даосизма. Пустота не является чем-то неопределенным и несуществующим. Напротив, она представляет собой динамичный и значительный аспект жизни человека и Вселенной, характеризуется равновесием дыхания жизни и двух начал «инь» и «ян». Пустота – это пространство, где возможно достижение истинной полноты, то есть она потенциально заключает в себе всё многообразие мира. Только с помощью Пустоты человек может обрести всеобъемлющий взгляд на мир. Подражать пустоте – это значит слышать музыку Вселенной, привести свой собственный ритм в унисон с гармонией Универсума.

Отсюда, позиция совершенномудрого человека по отношению к миру - недеяние. Мудрый ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя и усваивает всем телом вселенскую гармонию. Что означает недеяние? Это не полное бездействие, а следование естественному закону. Даос не экстравертен, не направлен на активное преобразование внешнего мира, он интровертен, его взор обращен вовнутрь самого себя.

Путь даосского самосовершенствования - даосская йога (ци гун). Основной принцип даосской йоги – единство души и тела, психофизическая целостность живого существа.

Необходимо совершенствовать не только дух (ци), но и тело. Даосская йога включает следующие методы психофизической тренировки: совершенствование духа (медитация, созерцание Дао; единство с миром и Дао) и совершенствование тела (гимнастика, дыхание), алхимия.

Особенности конфуцианского учения о «благородном муже» по сравнению с «совершенномудрым» человеком даосизма. Центральное место в учении Конфуция (551-479 г.г. до н.э.) занимает концепция «исправления имен» - чжэн мин. Оно означало: привести вещи в соответствие с их реальным содержанием. Как отмечал Конфуций, государь должен быть государем, сановник сановником, отец – отцом, сын – сыном и не просто по имени, а реально, на самом деле. Также каждый человек должен занимать свое место в обществе, то место, которому он соответствует по способностям.

Исходя из этого, обратимся к концепции «благородного мужа». Что значит носить имя «благородного мужа»?

Главное качество «благородного мужа» - жэнь - человеколюбие, гуманность.

Конфуций гуманность раскрывает так: «Почтительность, великодушие, искренность, искусность, старательность, доброта», «любовь к людям».

Гуманность реализуется через принцип ли (церемонии): «Победить себя и вернуться к церемониям».

Человеческая природа включает бездуховную, эгоистическую, плотскую, ограниченную внешними потребностями тела и духовную, сосредоточенную в «сердце человека». Необходимо развивать небесную природу через учебу. В «Лунь юй» Конфуций пишет: «Не радостно ли учиться и постоянно совершенствовать 6 искусств древности: ритуал, музыку, искусство стрельбы из лука, искусство управления лошадьми, историю и математику».

Конфуций призывает учиться у древности, идеализирует прошлое. Следующее качество «благородного мужа «сяо» – сыновняя почтительность: подчинение детей родителям, младших старшим. Принцип сяо распространился на всю Поднебесную, на социально-политическую сферу жизни общества. Император – сын неба.

Для благородного мужа существуют три предмета, перед которыми он благоговеет: веление неба, великие люди и слова мудреца. А как же вера в Бога? Конфуция спросили о служении духам, и он ответил, что мы не умеем служить людям, как же можем служить духам; что мы ничего не знаем о жизни, как же знать о смерти. То есть Конфуция больше интересует жизнь земная, его учение по сравнению с даосизмом более рационально и направлено на посюстороннюю жизнь, на общественные преобразования.

По сравнению с «совершенномудрым» даосизма, «благородный муж» не практикует недеяния, наоборот, он должен участвовать в общественной жизни, реализовывать себя на поприще профессионального призвания. Объединяет эти две концепции то, что и «благородный муж» и «совершенномудрый» человек направлены на развитие собственной личности, на самосовершенствование, «благородный муж» через учебу, а «совершенномудрый» через даосскую йогу.

 

 

Выводы

Таким образом, древнекитайская философия включает в себя все особенности восточной философии, что подтверждается основными принципами даосизма. В частности, интровертивность даосизма, его акцент на пустоте, на непроявленных пластах бытия, его иррациональность, недеяние «совершенномудрого человека», что означает следование естественному закону – Дао, направленность на внутреннее самосовершенствование в даосской йоге.

В лице конфуцианства мы можем обозначить другие особенности древнекитайской философии: ее рациональные черты, направленность на общественное переустройство, на земную жизнь.

 

 

3 Методические рекомендации к лекции

 

При работе над лекцией обратите внимание на основные понятия даосизма – недеяние, пустота, Дао, так как именно они выражают сущность восточного мироотношения. Приводимые в лекции выдержки из произведений даосов и Конфуция постарайтесь запомнить наизусть и правильно проинтерпретировать. Уясните себе различие даосизма и конфуцианства, и, в то же время, обратите внимание на сходные черты.

 

& Литература

 

Антология даосской философии. – М., 1994. – С. 3-179.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.- С. 80-85.

Даосизм: поиск бессмертия и свободы // Реверс. Философско-религиозный и литературный альманах. – СПб., 1992. – С. 224-235.

История китайской философии. – М., 1989. – С. 10-250.

Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987. – С. 10-150.

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний

 

Репродуктивный уровень:

1.Дайте определение Дао.

2.Перечислите священные книги даосизма и конфуцианства.

3.Какими качествами должен обладать «благородный муж» и «совершенномудрый человек».

Репродуктивно-практический уровень:

1.Раскройте сущность понятий сяо, ли, жэнь.

2.Что означает принцип недеяния в учении даосизма?

3.Сравните концепции «благородного мужа» и «совершенномудрого человека».

 

Творческий уровень:

1.Проведите сравнительный анализ древнеиндийской и древнекитайской философии. Определите сходство и различия.

2.Определите, какие принципы даосизма легли в основу знаменитых воинских искусств Китая.

3.Раскройте сущность и содержание даосской йоги.

 

1 Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Найдите высказывания о «совершенномудром» человеке в «Дао – дэ дзине».

2.Подготовьте реферат по следующим темам (на выбор): «Лао – цзы и его учение»; «Даосская йога», «Философия воинских искусств».

3.Подготовьте сообщение на тему: «Реформы Конфуция в социально-политической сфере».

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция:

· Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее».

· Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем.

· Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

· Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

· Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.

· Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих.

· Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами.

· Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

· Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности.

· Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

· Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот..

2. Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника».

3. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде.

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

Обведите букву правильного ответа:

1. Следовать принципу «естественности» в даосизме значит:
А) следовать потребностям своего Я
В) следовать дао – закону природы 
С) преобразовать внешний мир в лучшую сторону.        

2. Даосское понимание бытия является:
А) диалектическим, то есть бытие как вечное изменение и превращение
В) метафизическим, бытие как постоянное, вечное, неизменное
С) и то, и другое

3. Даосизм обладает следующей психологической направленностью:
А) интровертивной
В) экстравертивной
С) и то, и другое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.03 с.)