Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Священная книга «Учения господа Кришны» -Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А) Атхарваведа В) Яджурведа С) Алмазная сутра D) Бхагавад-Гита 5. Подлинное «Я» человека: А) Самость В) ЭГО С) Атман Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1. Священный слог индуизма –... 2. Веды в социальном аспекте освещают... общества 3. Основная идея индуизма – идея о... Брахмана и Атмана 4. Согласно индуизму, душа человека...
Задания на установление правильной последовательности: 1. Установите правильную последовательность возникновения ведической литературы: · Упанишады · Араньяки · Веды · Брахманы
2. Установите правильную последовательность основных начал человека: · Прана · Интеллект · Физическое тело · Астральное тело · Инстинктивный ум · Духовный ум · Дух Задания на установление соответствия: Установите соответствие:
Ответы: 1 – ___; 2 – ___; 3 – ___; 4 – ___.
Ответы: 1 –___; 2 –___; 3 –___; 4 –___; 5 –___.
Ответы: 1 –___; 2 –___; 3 –___; 4 –___.
Тема: Дао «совершенномудрого» и ли «благородного мужа» Цель: раскрыть основные положения даосской философии и конфуцианского учения. Показать специфику древнекитайской философии. План лекции 1.Учение о «Дао» - ключевая концепция даосизма. 2.Образ «совершенномудрого» человека в даосизме. 3. Основные принципы конфуцианства. Основные понятия по теме:Дао, Инь, Ян, естественность, пустота, недеяние, йога, гуманность, сыновняя почтительность, ритуал.
Древнекитайская философия, с одной стороны, развивалась в русле восточной философии и поэтому разделяет ее основные принципы: интровертность, акцент на небытии, ориентация на глубинное интуитивное постижение мира, сущностное единство с миром, рассмотрение человека как микрокосма. В частности, этим принципам полностью соответствует даосизм как направление в древнекитайской философии. С другой стороны, в древнекитайской философии мы можем найти экстравертивность, рациональность, активную жизненную позицию, направленность на преобразования общественной жизни. Например, учение Конфуция. Однако, несмотря на различия в рамках древнекитайской философии, ее различные направления объединяет стремление жить в гармонии с самим собой и с миром. Обратимся сначала к первому по времени возникновения учению даосизма (VI в. до н.э.). Основатель даосизма - Лао-цзы (VI век до н.э.) и следующий выдающийся представитель даосской философии - Чжуан-цзы (IV в. до н.э.). Священные тексты даосизма «Дао дэ цзин» и «Чжуан - цзы» содержат следующие характеристики Дао. «Предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее образа, вкуса или запаха; никем не сотворенное, оно само по себе ствол, само себе корень; оно охватывает и вмещает всебя все сущее». ДАО - «Высший учитель», «Небесный порядок», «Матерь мира», первоначало всего сущего, космический принцип, сущность бытия, природный закон. Понимание мира даосами: подлинная реальность - это само превращение, в мире нет ничего постоянного, и в то же время нет ничего постояннее непостоянства. Мир включает в себя полярные начала. Инь – женское начало и Ян – мужское начало. Борьба и единство этих начал - содержание мирового процесса. Понятие «дэ» – проявление Дао в мире, «жизненная сила», «добродетель», внутреннее совершенство. Между сердцем человека и Дао существует предвечная связь. Человек и мир нерасторжимы как микрокосм и макрокосм. Образ человека, не порывающего связь с матерью-природой. Творческие способности человека имеют основой творческую мощь природы. «Совершенномудрый человек», согласно Лао-цзы и Чжуан-цзы, обладают главным качеством – цзы жань, что означает «естественность», «спонтанность». «Человек берет за образец землю, земля берет за образец небо, небо берет за образец дао, дао берет за образец естественность». Даосские мудрецы подражают пустоте и хаосу, не совершают самочинных действий, но следуют закону природы - дао. Пустота, небытие является центральным понятием даосизма. Пустота не является чем-то неопределенным и несуществующим. Напротив, она представляет собой динамичный и значительный аспект жизни человека и Вселенной, характеризуется равновесием дыхания жизни и двух начал «инь» и «ян». Пустота – это пространство, где возможно достижение истинной полноты, то есть она потенциально заключает в себе всё многообразие мира. Только с помощью Пустоты человек может обрести всеобъемлющий взгляд на мир. Подражать пустоте – это значит слышать музыку Вселенной, привести свой собственный ритм в унисон с гармонией Универсума. Отсюда, позиция совершенномудрого человека по отношению к миру - недеяние. Мудрый ничего не знает и ничего не умеет, а только питает себя и усваивает всем телом вселенскую гармонию. Что означает недеяние? Это не полное бездействие, а следование естественному закону. Даос не экстравертен, не направлен на активное преобразование внешнего мира, он интровертен, его взор обращен вовнутрь самого себя. Путь даосского самосовершенствования - даосская йога (ци гун). Основной принцип даосской йоги – единство души и тела, психофизическая целостность живого существа. Необходимо совершенствовать не только дух (ци), но и тело. Даосская йога включает следующие методы психофизической тренировки: совершенствование духа (медитация, созерцание Дао; единство с миром и Дао) и совершенствование тела (гимнастика, дыхание), алхимия. Особенности конфуцианского учения о «благородном муже» по сравнению с «совершенномудрым» человеком даосизма. Центральное место в учении Конфуция (551-479 г.г. до н.э.) занимает концепция «исправления имен» - чжэн мин. Оно означало: привести вещи в соответствие с их реальным содержанием. Как отмечал Конфуций, государь должен быть государем, сановник сановником, отец – отцом, сын – сыном и не просто по имени, а реально, на самом деле. Также каждый человек должен занимать свое место в обществе, то место, которому он соответствует по способностям. Исходя из этого, обратимся к концепции «благородного мужа». Что значит носить имя «благородного мужа»? Главное качество «благородного мужа» - жэнь - человеколюбие, гуманность. Конфуций гуманность раскрывает так: «Почтительность, великодушие, искренность, искусность, старательность, доброта», «любовь к людям». Гуманность реализуется через принцип ли (церемонии): «Победить себя и вернуться к церемониям». Человеческая природа включает бездуховную, эгоистическую, плотскую, ограниченную внешними потребностями тела и духовную, сосредоточенную в «сердце человека». Необходимо развивать небесную природу через учебу. В «Лунь юй» Конфуций пишет: «Не радостно ли учиться и постоянно совершенствовать 6 искусств древности: ритуал, музыку, искусство стрельбы из лука, искусство управления лошадьми, историю и математику». Конфуций призывает учиться у древности, идеализирует прошлое. Следующее качество «благородного мужа «сяо» – сыновняя почтительность: подчинение детей родителям, младших старшим. Принцип сяо распространился на всю Поднебесную, на социально-политическую сферу жизни общества. Император – сын неба. Для благородного мужа существуют три предмета, перед которыми он благоговеет: веление неба, великие люди и слова мудреца. А как же вера в Бога? Конфуция спросили о служении духам, и он ответил, что мы не умеем служить людям, как же можем служить духам; что мы ничего не знаем о жизни, как же знать о смерти. То есть Конфуция больше интересует жизнь земная, его учение по сравнению с даосизмом более рационально и направлено на посюстороннюю жизнь, на общественные преобразования. По сравнению с «совершенномудрым» даосизма, «благородный муж» не практикует недеяния, наоборот, он должен участвовать в общественной жизни, реализовывать себя на поприще профессионального призвания. Объединяет эти две концепции то, что и «благородный муж» и «совершенномудрый» человек направлены на развитие собственной личности, на самосовершенствование, «благородный муж» через учебу, а «совершенномудрый» через даосскую йогу.
Выводы Таким образом, древнекитайская философия включает в себя все особенности восточной философии, что подтверждается основными принципами даосизма. В частности, интровертивность даосизма, его акцент на пустоте, на непроявленных пластах бытия, его иррациональность, недеяние «совершенномудрого человека», что означает следование естественному закону – Дао, направленность на внутреннее самосовершенствование в даосской йоге. В лице конфуцианства мы можем обозначить другие особенности древнекитайской философии: ее рациональные черты, направленность на общественное переустройство, на земную жизнь.
3 Методические рекомендации к лекции
При работе над лекцией обратите внимание на основные понятия даосизма – недеяние, пустота, Дао, так как именно они выражают сущность восточного мироотношения. Приводимые в лекции выдержки из произведений даосов и Конфуция постарайтесь запомнить наизусть и правильно проинтерпретировать. Уясните себе различие даосизма и конфуцианства, и, в то же время, обратите внимание на сходные черты.
& Литература
Антология даосской философии. – М., 1994. – С. 3-179. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.- С. 80-85. Даосизм: поиск бессмертия и свободы // Реверс. Философско-религиозный и литературный альманах. – СПб., 1992. – С. 224-235. История китайской философии. – М., 1989. – С. 10-250. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987. – С. 10-150.
??? Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень: 1.Дайте определение Дао. 2.Перечислите священные книги даосизма и конфуцианства. 3.Какими качествами должен обладать «благородный муж» и «совершенномудрый человек». Репродуктивно-практический уровень: 1.Раскройте сущность понятий сяо, ли, жэнь. 2.Что означает принцип недеяния в учении даосизма? 3.Сравните концепции «благородного мужа» и «совершенномудрого человека».
Творческий уровень: 1.Проведите сравнительный анализ древнеиндийской и древнекитайской философии. Определите сходство и различия. 2.Определите, какие принципы даосизма легли в основу знаменитых воинских искусств Китая. 3.Раскройте сущность и содержание даосской йоги.
1 Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1.Сравните основные положения даосизма и конфуцианства. Составьте таблицу. При составлении таблицы используйте схему: онтология, гносеология, понимание человека, образ мудреца, отношение к обществу. Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Найдите высказывания о «совершенномудром» человеке в «Дао – дэ дзине». 2.Подготовьте реферат по следующим темам (на выбор): «Лао – цзы и его учение»; «Даосская йога», «Философия воинских искусств». 3.Подготовьте сообщение на тему: «Реформы Конфуция в социально-политической сфере». Уровень критически-творческой деятельности: 1. Проинтерпретируйте афоризмы Конфуция: · Учитель сказал: «Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее». · Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывает в равновесии, может считаться достойным мужем. · Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать. · Не познав себя, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей. · Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться. · Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе - вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть - это зависит только от нас самих. · Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами. · Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека. · Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности. · Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном. · Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.. 2. Проинтерпретируйте слова китайского художника Су Дунпо (1036-1101), исходя из учения даосизма: «Чтобы нарисовать бамбук, нужно чтобы он вырос внутри тебя самого. И только тогда, взяв кисть и пристально вглядевшись в него, ты ощутишь его образ. Быстро лови момент, иначе он может исчезнуть так же стремительно, как уносится заяц при приближении охотника». 3. Легенда о художнике Тао – цзы (701-792) гласит, что нарисовав пейзаж, он исчез в тумане им же нарисованного пейзажа. Напишите разъясняющий комментарий к этой легенде. : Тесты Закрытые задания с выбором одного правильного ответа: Обведите букву правильного ответа: 1. Следовать принципу «естественности» в даосизме значит: 2. Даосское понимание бытия является: 3. Даосизм обладает следующей психологической направленностью:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.254.202 (0.014 с.) |