Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационная С) К. Ясперс
D) Н. Данилевский Ответы: 1-____; 2-____3-____. Задание на установление правильной последовательности: 1. Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества: · Промышленная революция · Неолитическая революция · Научно-техническая революция
2. Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества: · Нации · Родо-племенные объединения · Народности
4 Тема: Многоуровневость человека – человек как микрокосм
Цель: раскрыть сущность философско-антропологической концепции человека.
План лекции 1. Специфика философского взгляда на человека. 2. Истолкование сущности человека в философской антропологии 20 века. 3. Основные аспекты человеческой сущности. Основные понятия по теме: антропология, микрокосм, макрокосм, додеятельностный уровень, наддеятельностный уровень.
Философия проблему человека, его сущности, взаимоотношения человек – мир исследует на общемировоззренческом уровне. Спектр этих вопросов является предметом исследования философской антропологии, когда человек берется не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности, т. е. как особая реальность в составе бытия. Философское понимание человека исходит из признания сущностной многомерности и многоуровневости как Человека, так и Мира. В древности человека именовали микро-космом, т. е. малым Космосом. Идея микрокосма означает качественную эквивалентность Человека как Целого - Миру как Целому. Стало быть многоуровневость последнего представлена и в первом. Николай Гартман, к примеру, отмечал, что «человек есть не только дух, но имеет кроме того психику и одновременно является организмом и даже вещественно материальным образованием». При этом рассматривать эти измерения и уровни необходимо как иерархически соотносящиеся друг с другом и принципиально нередуцируемые друг к другу. В этой связи, если обратиться к Человеку, то нужно признать, что редукционистским истолкованием его сущности будет не только понимание его как всего лишь самости, но и понимание его как только и исключительно общественно- и культуро-исторического существа. Нередукционистским будет лишь, понимание человека как Микрокосма, качественно, сущностно и в объективно-смысловом отношении эквивалентного (или, по выражению П.А. Флоренского, равно-мощного) Макрокосму, Миру, универсуму, Вселенной. «Человек – в мире; но человек так же сложен, как и мир. Мир – в человеке; но и мир так же сложен, как и человек», - писал Флоренский. Они – Мир и Человек – подобны друг другу: «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Следовательно, те уровни, которые имеются в строении мира, присутствуют в строении человека. Это, уходящее в седую древность, понимание Человека, Мира и их взаимоотношения – при обязательном признании их объективной многомерности и многоуровневости – является наиболее аутентичным.
В то же время эта многоуровневость в свою очередь многоаспектна, или многомерна. Так, в одном измерении она предстает как иерархия естественных уровней (физического, химического, биологического и эмоционально-психического), социокультурного и над-социокультурного, именуемого нередко космическим, уровней. Однако существует и иной аспект, или план многоуровневости человека. Наиболее очевидным здесь является уровень деятельности. Но в нем существуют и объективно соотносятся друг с другом и иные уровни, как до-деятельностные, так и над-детельностные. К числу первых можно отнести и подсознание, и сферу бессознательного, а к числу вторых – созерцание и творчество. Все они так или иначе сказываются и на деятельностном уровне человека, притом независимо от факта осознания их влияния на деятельность. В свою очередь, сама деятельность тоже онтологически многоуровнева. И всеми своими уровнями человек связан с объективным многоуровневым миром. Высшие уровни не только несводимы к низшим, но и невыводимы из них. Николай Гартман писал по этому поводу: «Высший слой обладает по отношению к низшему неограниченным диапазоном формообразования и своеобразия. Так, органическое, хотя и весомо материальным, но богатство форм и чудеса жизни происходят не из материального, а добавляются к нему как нечто новое. Точно так же душевное возвышается как нечто новое над органическим, духовное над душевным».
Можно выделить в человеке и иные уровни, по иному основанию. Так, согласно Батищеву, в человеке присутствуют потребностно-полезностный, устремленно-ценностный и креативно-смысловой уровни, которым соответствуют свои способы отношения к действительности. Итак, многоуровневость мира и человека есть встреча человека с миром по логике «подобное встречается с подобным».
Выводы
Специфика философского подхода к проблеме человека заключается в том, что человек рассматривается не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности: человек как особая реальность в составе бытия, как особый род сущего. Для понимания человека необходимо выйти за пределы индивидуальных и социальных норм его бытия в сферу универсальных метафизических принципов. 3 Методические рекомендации к лекции Чтобы разобраться в этой теме, понять ее многоаспектность необходимо обратиться к истории философии и выяснить особенности понимания сущности человека в разные исторические эпохи. Важно уяснить для себя, что это не только «вечная» проблема, но и «вечно новая» философская проблема, так как историческое бытие человека находится в процессе постоянного изменения. Следует обратить внимание на то, что эта проблема наиболее остро встает в переломные периоды жизни человечества. Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер, возможны различные подходы, уровни рефлексии, не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции. Однако следует понять, что общие философские проблемы человека в определенном смысле традиционны и касаются важнейших факторов и отношений человеческого бытия.
& Литература Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии -1982, - N2. – С. 34-42. Нурманбетова Д.Н.. Человек как философская проблема. - Астана, 2001. Хамидов А.А. Категории и культура. - Алма-Ата, - 1992. - С. 20 – 36. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. - С. 455-478. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., - 2001. - С.531-550. (М., 1998. стр.502-518.). ??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Почему проблема человека является одной из основных проблем философии? 2. В чем отличие «философской антропологии» от «антропологии»? 3. В чем видел Макс Шелер основную задачу новой философской антропологии? Репродуктивно-практический уровень: 1. Что понимается под «многоуровневостью» человека? 2. Какие принципы познания и самопознания выявлены в историческом развитии общественного сознания? 3.В чем особая актуальность проблемы человека для философии 20 века? Творческий уровень: 1 .Как понималась сущность человека в истории философии? Приведите мнения различных философов. 2.Сравните деятельностно-практический и ценностный подходы в истолковании сущности человека. 3.Как вы понимаете мысль Флоренского «Человек есть сумма Мира…Мир есть раскрытие Человека» Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1. Прочитайте учебное пособие Нурманбетовой Д.Н. «Человек как философская проблема» (Астана, ЕНУ, 2001) и вопроизведите основные учения о человеке в истории философии.(с. 9-17). 2. В чем специфика истолкования сущности человека в философской антропологии ХХ века. (с. 17-24). 3. Прочитайте статью А.Швейцера «Культура и этика» в книге «Благоговение перед жизнью» и выясните его понимание предназначения человека.(А.Швейцер.Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.92-101, 210-237.)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.102.225 (0.007 с.) |