![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационная С) К. ЯсперсСодержание книги
Поиск на нашем сайте
D) Н. Данилевский Ответы: 1-____; 2-____3-____. Задание на установление правильной последовательности: 1. Расположите в хронологической последовательности основные кульминационные точки социоприродной истории человечества: · Промышленная революция · Неолитическая революция · Научно-техническая революция
2. Расположите этносоциальные группы в порядке их появления в ходе исторического развития общества: · Нации · Родо-племенные объединения · Народности
4 Тема: Многоуровневость человека – человек как микрокосм
Цель: раскрыть сущность философско-антропологической концепции человека.
План лекции 1. Специфика философского взгляда на человека. 2. Истолкование сущности человека в философской антропологии 20 века. 3. Основные аспекты человеческой сущности. Основные понятия по теме: антропология, микрокосм, макрокосм, додеятельностный уровень, наддеятельностный уровень.
Философия проблему человека, его сущности, взаимоотношения человек – мир исследует на общемировоззренческом уровне. Спектр этих вопросов является предметом исследования философской антропологии, когда человек берется не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности, т. е. как особая реальность в составе бытия. Философское понимание человека исходит из признания сущностной многомерности и многоуровневости как Человека, так и Мира. В древности человека именовали микро-космом, т. е. малым Космосом. Идея микрокосма означает качественную эквивалентность Человека как Целого - Миру как Целому. Стало быть многоуровневость последнего представлена и в первом. Николай Гартман, к примеру, отмечал, что «человек есть не только дух, но имеет кроме того психику и одновременно является организмом и даже вещественно материальным образованием». При этом рассматривать эти измерения и уровни необходимо как иерархически соотносящиеся друг с другом и принципиально нередуцируемые друг к другу. В этой связи, если обратиться к Человеку, то нужно признать, что редукционистским истолкованием его сущности будет не только понимание его как всего лишь самости, но и понимание его как только и исключительно общественно- и культуро-исторического существа. Нередукционистским будет лишь, понимание человека как Микрокосма, качественно, сущностно и в объективно-смысловом отношении эквивалентного (или, по выражению П.А. Флоренского, равно-мощного) Макрокосму, Миру, универсуму, Вселенной. «Человек – в мире; но человек так же сложен, как и мир. Мир – в человеке; но и мир так же сложен, как и человек», - писал Флоренский. Они – Мир и Человек – подобны друг другу: «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Следовательно, те уровни, которые имеются в строении мира, присутствуют в строении человека. Это, уходящее в седую древность, понимание Человека, Мира и их взаимоотношения – при обязательном признании их объективной многомерности и многоуровневости – является наиболее аутентичным.
В то же время эта многоуровневость в свою очередь многоаспектна, или многомерна. Так, в одном измерении она предстает как иерархия естественных уровней (физического, химического, биологического и эмоционально-психического), социокультурного и над-социокультурного, именуемого нередко космическим, уровней. Однако существует и иной аспект, или план многоуровневости человека. Наиболее очевидным здесь является уровень деятельности. Но в нем существуют и объективно соотносятся друг с другом и иные уровни, как до-деятельностные, так и над-детельностные. К числу первых можно отнести и подсознание, и сферу бессознательного, а к числу вторых – созерцание и творчество. Все они так или иначе сказываются и на деятельностном уровне человека, притом независимо от факта осознания их влияния на деятельность. В свою очередь, сама деятельность тоже онтологически многоуровнева. И всеми своими уровнями человек связан с объективным многоуровневым миром. Высшие уровни не только несводимы к низшим, но и невыводимы из них. Николай Гартман писал по этому поводу: «Высший слой обладает по отношению к низшему неограниченным диапазоном формообразования и своеобразия. Так, органическое, хотя и весомо материальным, но богатство форм и чудеса жизни происходят не из материального, а добавляются к нему как нечто новое. Точно так же душевное возвышается как нечто новое над органическим, духовное над душевным».
Можно выделить в человеке и иные уровни, по иному основанию. Так, согласно Батищеву, в человеке присутствуют потребностно-полезностный, устремленно-ценностный и креативно-смысловой уровни, которым соответствуют свои способы отношения к действительности. Итак, многоуровневость мира и человека есть встреча человека с миром по логике «подобное встречается с подобным».
Выводы
Специфика философского подхода к проблеме человека заключается в том, что человек рассматривается не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности: человек как особая реальность в составе бытия, как особый род сущего. Для понимания человека необходимо выйти за пределы индивидуальных и социальных норм его бытия в сферу универсальных метафизических принципов. 3 Методические рекомендации к лекции Чтобы разобраться в этой теме, понять ее многоаспектность необходимо обратиться к истории философии и выяснить особенности понимания сущности человека в разные исторические эпохи. Важно уяснить для себя, что это не только «вечная» проблема, но и «вечно новая» философская проблема, так как историческое бытие человека находится в процессе постоянного изменения. Следует обратить внимание на то, что эта проблема наиболее остро встает в переломные периоды жизни человечества. Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер, возможны различные подходы, уровни рефлексии, не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции. Однако следует понять, что общие философские проблемы человека в определенном смысле традиционны и касаются важнейших факторов и отношений человеческого бытия.
& Литература Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии -1982, - N2. – С. 34-42. Нурманбетова Д.Н.. Человек как философская проблема. - Астана, 2001. Хамидов А.А. Категории и культура. - Алма-Ата, - 1992. - С. 20 – 36. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. - С. 455-478. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., - 2001. - С.531-550. (М., 1998. стр.502-518.). ??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Почему проблема человека является одной из основных проблем философии? 2. В чем отличие «философской антропологии» от «антропологии»? 3. В чем видел Макс Шелер основную задачу новой философской антропологии? Репродуктивно-практический уровень: 1. Что понимается под «многоуровневостью» человека? 2. Какие принципы познания и самопознания выявлены в историческом развитии общественного сознания? 3.В чем особая актуальность проблемы человека для философии 20 века? Творческий уровень: 1 .Как понималась сущность человека в истории философии? Приведите мнения различных философов. 2.Сравните деятельностно-практический и ценностный подходы в истолковании сущности человека. 3.Как вы понимаете мысль Флоренского «Человек есть сумма Мира…Мир есть раскрытие Человека» Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1. Прочитайте учебное пособие Нурманбетовой Д.Н. «Человек как философская проблема» (Астана, ЕНУ, 2001) и вопроизведите основные учения о человеке в истории философии.(с. 9-17). 2. В чем специфика истолкования сущности человека в философской антропологии ХХ века. (с. 17-24).
3. Прочитайте статью А.Швейцера «Культура и этика» в книге «Благоговение перед жизнью» и выясните его понимание предназначения человека.(А.Швейцер.Благоговение перед жизнью. М., 1992. С.92-101, 210-237.)
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.140.32 (0.009 с.) |