E Методическая разработка активного семинара 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E Методическая разработка активного семинара



Цель семинара: выявить преемственность и отличие классической и неклассической философии, раскрыть содержание «поворота в философии» в конце ХIХ-ХХ в.

Форма занятия: ролевая игра

Студенты делятся на две группы: сторонников классической и неклассической философии. Сторонники классической философии выбирают, кто будет представлять Гегеля и Декарта; сторонники неклассической философии выбирают, кто будет представлять А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, С.Къеркегора, Ж.-П.Сартра, А.Камю. Между двумя группами ведется диалог.

 

??? Вопросы обсуждения

1. Проблема бытия в классической и неклассической философии. Что является основой бытия в классической рациональности и иррационализме.

2. Понятие «Бога» в классической и неклассической философии.

3. Проблема бытия человека.

4. Познание мира и самопознание.

5. Переосмысление роли и функций философии.

6. Стиль философствования: классический и неклассический. Конец классическим текстам?

 

Для активной работы на семинарском занятии студент должен

· знать основные творческие положения классической философии, воплощенные в рациональной философии Р.Декарта и Гегеля,

· владеть концепциями представителей иррационализма: А.Шопенгауэра, С.Къеркегора, Ф.Ницше,

· ориентироваться в основных направлениях неклассической философии: психоанализ, экзистенциализм, структурализм,

· знать содержание основных источников по теме: «Так говорил Заратустра» Ф.Ницше, «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра, «Страх и трепет» С.Къеркегора, «Бытие и время» М.Хайдеггера, «Бытие и ничто» Ж.-П.Сартра, «Миф о сизифе» А.Камю.

 

Студент должен уметь

- пользоваться указанной литературой,

- сформировать сущность подходов классической и неклассической философии,

- использовать основные понятия по теме,

- сравнить классический и неклассический подходы к миру и человеку,

- прийти к самостоятельным выводам, уметь творчески их осмыслить и выработать собственную позицию,

- проявить свои артистические способности, способности имитировать и перевоплощаться.

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме.

& Литература

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994. С. 5-25.

Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. – М., 1998. С. 5-35, С. 150-250.

Кафка Ф. Избранное. М., 1986. С. 200-225.

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – М., 1998. С. 3-6, С. 380-412.

Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана, 2002.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1989. С. 7-150.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 5-650.

Фуко М. История безумия в классическую эпоху. М., 1997. С.350-400.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 155-168.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1997. С. 3-146.

Проблема человека в западной философии. М., 1988, С. 150-180.

Философская антропология Ж.-П. Сартра // Философские науки, 1989, № 3. С. 25-35.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1.Назовите альтернативу формуле «С ogito ergo sum» Р.Декарта в волюнтаризме А.Шопенгауэра, экзистенциализме С. Кьеркегора, философии жизни Ф. Ницше.

2.Обозначьте круг проблем, рассматривающихся в философии ХХ века.

3.Раскройте понятие «экзистенциализм». Какие вопросы решаются в философии экзистенциализма.

 

Репродуктивно-практический уровень:

1.Дайте определение рационализма и иррационализма. Проведите сравнительный анализ этих двух направлений.

2.Интерпретируйте фразу Ф.Ницше «Человек – это мост к сверхчеловеку».

3.Почему Ж.-П.Сартр утверждает, что «человек обречен на свободу»?

 

Творческий уровень:

1.В какой степени тезис философии буддизма, что «жизнь есть страдание», находит отражение в философии А.Шопенгауэра.

2.«Подлинная сущность человека может быть обнаружена, схвачена, открыта только субъективно; благодаря бесконечному спектру интимно-личностных переживаний индивидом факта собственного существования». Раскройте содержание данного тезиса С. Кьеркегора.

3.Проследите генезис и тенденции развития неклассической философии от фразы Ф.Ницше «Бог умер» до слов М.Фуко «Быть может, человек исчезнет как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке».

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Провести анализ одной из прочитанных работ философов неклассического направления: А.Шопенгауэра, С.Кьеркегора, Ф.Ницше, А.Камю, Ж.-П. Сартра.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Подготовить рефераты на тему (по выбору): «Подлинное и неподлинное бытие» М. Хайдеггера; «Метаморфозы несчастного сознания» Ж.-П.Сартра; «Человек абсурда» А. Камю.

2.Составьте словарь терминов «фундаментальной онтологии» М.Хайдеггера.

3.С. Кьеркегор как анти-Гегель (в противоположность Гегелю) создал экзистенциальную диалектику. Составьте таблицу сравнения концепций Гегеля и С. Кьеркегора.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Напишите письменную работу на тему: «Концепция сверхчеловека:
Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский».

2.Прочитать и проанализировать с точки зрения неклассической философии в виде сочинения-эссе рассказ Ф.Кафки «Превращение».

3.Проанализируйте кризис сознания современного человека на примере произведений Ж.-П.Сартра «Бог и дьявол» и А.Камю «Посторонний» и напишите сочинение «Мысли вслух…»

 

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

Обведите букву правильного ответа:

1. А. Шопенгауэр в качестве альтернативы гегелевского абсолютного духа предлагает:

А) разум                                                       D) экзистенцию

В) волю                                                         E) свободу

С) чувственное начало



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.009 с.)