Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация научного творчества И.Канта

Поиск

2. Трансцендентализм философии И.Канта

3. Трансцендентальная диалектика И.Канта как учение о разуме и его целях

4. Антиномии человеческого разума и агностицизм И.Канта

Основные понятия по теме: трансцендентный, трансцендентальный, чистый разум, антиномии, «вещь в себе», ноумен, феномен, агностицизм.

 

Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Его философское творчество включает два периода: докритический (1746-70-е г.г. XVIII в.), когда Канта интересовали проблемы мироздания, и критический (1781 –1804), когда Канта занимали проблемы человека, морали и познания. К докритическому периоду относятся такие работы Канта, как «Мысли об истинной оценке живых сил» (1746), «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775). К критическому периоду относятся труды «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1786), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика способности суждения» (1790) и др.

Кантовская философия, по определению самого автора, есть трансцендентальная, в противоположность трансцендентной, т.е. «запредельной» - такой философии, которая берется рассуждать о вещах, которые не могут быть никак представлены ни в чувственности, ни в рассудке, ни в разуме, а являются предметом веры.

В критический период Кант создает учение о противоречиях разума, которые по своей сути неизбежны, когда человек рассуждает о всеобщем, выходящем за рамки его конечного опыта. В связи с этим Кант выдвигает понятие антиномии, которое означает, что противоречащие друг другу утверждения – тезис и антитезис - могут быть с равным успехом или оба доказуемы, или же оба недоказуемы. Разум становится антиномичным, когда пытается размышлять о понятиях, не имеющих предметного характера и вырабатываемых чистым или теоретическим разумом. К таким понятиям Кант относит понятия Бог, свобода, душа, «мир как целое» и др.

«Трансцендентальная диалектика» это учение о разуме и его целях. Кант приводит к мысли, что человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Его попытки выйти за пределы опыта естественны и неотвратимы, ибо отвечают духовным запросам человека, поскольку он человек. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий дух неизбежно впадает в ошибки (случай голубя, вздумавшего улететь за пределы атмосферы и забывшего, что сопротивление воздуха не препятствие, а условие полета). Тогда как, по мнению Канта, истина должна быть выстроена как логически непротиворечивое знание, то есть когерентно. У ошибок же, возникающих за горизонтами опыта, есть своя точная логика (из области того, чего не может быть). Последняя часть «Критики чистого разума» перечисляет, сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не войдет в пространство порядка. Различие между эмпирической, логической и трансцендентальной иллюзиями. Критическое изучение таких ошибок и есть, по Канту, диалектика.

Антиномии Канта:

 

Тезис Антитезис
Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени и в пространстве
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей, вообще в мире нет ничего простого или сложенного из простого
Все совершается в силу природной необходимости. Законы природы есть единственная причинность, из которой все выводимо   Для обьяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность
В мире всему есть причина и безусловно необходимая сущность (бог) Нет никакой абсолютно необходимой сущности (бога) ни в мире, ни вне его

 

Кантом предлагается метод двойственного рассмотрения, который позволяет разрешать антиномии путем различения мира явлений и мира вещей в себе. Согласно данному методу каждый предмет нужно рассматривать одновременно как элемент мира причинно-следственных связей (мир явлений) и как элемент мира свободы (мир вещей в себе). «Вещь в себе» есть проявление абсолютного, его симптомами в сфере теоретического разума являются понятия, не выводимые из опыта, а в сфере практического разума ни что иное, как моральные поступки.

Кант справедливо полагает, что научная картина мира не является прямым его отражением, это есть определенная теоретическая конструкция мира, создаваемая в сознании человека. Кант пытается ограничить веру в безграничные возможности науки, стремление решить любую проблему научным методом. Кант справедливо замечает, что попытки научно обосновать бытие Бога, проблему бессмертия души, свободы, безграничности Космоса не отвечают требованиям научной доказательности и неизбежно приводят к антиномии.

 

Выводы

В теории познания И.Канта мир раскололся на мир феноменов и мир ноуменов, человек предстал познающим субьектом, а мир – обьектом его познания. Однако мир в принципе предстал непознаваемым, и Кант это доказывает в «Критике чистого разума». Это, так называемый, кантовский агностицизм.

Антиномии чистого разума – неразрешимые противоречия, с которыми сталкивается разум человека, пытаясь выйти за собственные рамки (возможности) познания.

 

3 Методические рекомендации к лекции

При ознакомлении с рекомендуемой литературой вы должны обратить внимание на следующие вопросы: философские взгляды И.Канта докритического и критического периодов; учение о «вещи в себе» и «явлении»; априоризм и агностицизм; диалектика Канта; учение о противоречиях (антиномиях) разума. Вам также необходимо знать о наиболее крупных и известных произведениях Канта.

Попытайтесь проникнуться духом той эпохи. Выясните, какие задачи ставились развивающимися потребностями человечества в области естествознания, философии, социальной практики? Какие проблемы предшествующего развития необходимо было обобщить и какими специфическими чертами и особенностями характеризовалась немецкая классическая философия? Как ставилась в это время проблема достоверности знания, и как именно И.Кант поставил иные акценты? Почему Кант называет свою философию трансцендентальной?

& Литература

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 786-790, 800-808.

Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2-х частях. – М., 1989. – Т.1. С. 169 –172.

Гулыга А. Кант. – М., 1981.

Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. – С. 171-174.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-пресс, 2001. – С.217-224.

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключаются отличительные черты философии И.Канта? Какие задачи являются для И.Канта основными?

2. Какие антиномии разума выделил И.Кант?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Что понимается под «трансцендентальной диалектикой» Канта?

2.Считает ли И.Кант возможности теоретического познания безграничными?

Творческий уровень:

1.В чём значение теории познания И.Канта? Можно ли считать, что Кант произвел переворот в теории познания? Какие слова или строки стихотворения вы бы могли посвятить творчеству Иммануила Канта, оценив его вклад в сокровищницу мировой духовной культуры человечества?

 

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Раскройте смысл учения И.Канта в контексте новоевропейской культуры.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Воспроизведите в письменной форме учение о категориях И.Канта.

2. В чем заключался агностицизм И. Канта?

Критически-творческий уровень:

1. Как вы думаете, почему Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поместил Канта в ад? Прочтите роман и напишите небольшую письменную работу на тему сложных взаимоотношений Канта-человека с Богом, Канта-философа с христианской религией и церковью. Что это за шестое доказательство бытия бога Канта, о котором говорит Воланд в «Мастере и Маргарите»?

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Подход, характерный для Канта в теории познания:

A) Скептицизм                                              D) Релятивизм

B) Догматизм                                               E) Романтизм

C) Критицизм

2. Всякое знание начинается по Канту с:

A) Разума                                                     D) Опыта

B) Истина                                                      E) Эмоций

C) Чувств

3. Априорные формы, по Канту, это:

A) Врожденные идеи

B) Силлогизмы

C) Продукты разума

D) Доопытное знание

E) Чувственные восприятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.008 с.)