Один из представителей немецкой философии, являющийся субъективным идеалистом и агностиком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Один из представителей немецкой философии, являющийся субъективным идеалистом и агностиком



А) И.Кант                                                     D) Г.Гегель

В) Й.Г.Фихте                                                 E) Л.Фейербах

С) Ф.В.Шеллинг

Быть свободным – значит сделать себя свободным. Свобода – это деятельность по познанию необходимости и деятельность по относительному увеличению области «Я» за счет области «Не-Я» в рамках единого Абсолюта», - так считал

A) И.Кант                                                     D) Г.Гегель

B) И.Фихте                                                   E) Л.Фейербах

C) Ф.В.Шеллинг

3. Создателем наиболее последовательной и развернутой системы объективного идеализма является:

A) И.Кант                                                     D) Г.Гегель

B) И.Фихте                                                   E) Л.Фейербах

C) Ф.В.Шеллинг

4. Данного представителя немецкой классической философии высоко ценил Ф.Энгельс, называя его «богом упоенный пророк»:

А) И.Канта                                                             D) Г.Гегеля

В) И.Фихте                                                   E) Л.Фейербаха

С) Ф.В.Шеллинга

Предлагая в теории познания принцип тождества бытия и мышления, Г.Гегель тем самым выступает

A) за возможность познания мира

B) за невозможность познания мира

6. Представитель немецкой классической философии, считавший, что между бытием и мышлением существует не тождество, а единство:

A) И.Кант

B) И.Фихте

C) Ф.Шеллинг

D) Г.Гегель

E) Л.Фейербах

7. Искусство, согласно Шеллингу – это:

A) форма раскрытия абсолюта через откровение в природе

B) форма раскрытия абсолюта в религии

C) философский метод постижения абсолюта

 

Открытое задание со свободно конструируемым ответом:

Продолжите:

1. Принцип тождества бытия и мышления Гегеля свидетельствует о гносеологическом оптимизме потому, что …..

 

Задания на установление соответствия:

1. Установите соответствие между авторами и их произведениями:

A) «Основы общего наукоучения»                                     1. Г.Гегель

B) «Система трансцендентального идеализма»                     2. Ф.В.Шеллинг

C) «Феноменология духа»                                        3. И.Фихте

D) «Философия искусства»                                       4. Л.Фейербах

E) «Основные положения философии будущего»

Ответы: 1-____; 2-____; 3-____; 4-____.

 

2.Установите соответствие между философскими направлениями и их приверженцами:

A) И.Фихте                                              1. Субъективный идеализм

B) Ф.В.Шеллинг                            2. Материализм

C) Г.Гегель                                               3. Объективный идеализм

D) Л.Фейербах

E) И.Кант

Ответы: 1-____; 2-____; 3-____.

Тема: Человек – орудие самопознания Абсолютного Духа

 

Цель: раскрыть сущность гегелевской концепции человека, его понимание человека как ступени саморазвития Духа.

План лекции

1. Гегелевская диалектическая концепция действительности.

2. Дух как субстанциональное начало всего сущего.

6. Человек как «сосуд славы божией».

 

Основные понятия по теме: самосознание, субстанция, абсолютная идея, акциденции, инобытие.

 

Отталкиваясь в построении своей всеобъемлющей системы от таких источников, как античная философия, христианский мистицизм и немецкий романтизм, Гегель выдвинул концепцию действительности, которая стремилась соотнести между собой и объединить человека и природу, дух и материю, человеческое и божественное. Гегель ставил перед собой задачу постичь все измерения существования, объединив их в одно диалектическое целое. В основании гегелевской мысли лежало его понимание диалектики, согласно которому все вещи раскрываются в непрерывном процессе развития, причем каждое состояние бытия неизбежно влечет за собой противоположность. Взаимодействие этих противоположностей порождает третью стадию, в которой противоположности объединяются – преодолеваются и завершаются в высший синтез, который в свою очередь, становится исходной точкой для следующего диалектического процесса противоположения и единения. Гегель утверждал, что все противоположности являются логически необходимыми элементами великой истины. Благодаря непрерывному диалектическому процессу противоположения и единения, мир вечно пребывает в процессе завершения.

Гегель считал, что человеческий разум в его наивысшем развитии способен полностью постигнуть такую истину, т.к. видел в человеческом разуме выражение вселенского Разума, Духа, Абсолютной Идеи. История человеческого разума есть осознание субъектом самого себя и как следствие разрушение прежней, некритической формы сознания. Структуры человеческого познания не являются заданными раз и навсегда и вечными, как полагал Кант, а представляют собой исторически обусловленные стадии, непрерывно пребывающие в диалектическом развитии – до тех пор, пока сознание не поднимется до абсолютной ступени самопознания. Каждая стадия философии, начиная с досократиков, и каждая из форм, в которую облекалась мысль на протяжении человеческой истории, была и некой незавершенной перспективой, и, в то же время, необходимой ступенью и этапом этого интеллектуального развития.   

Гегель мыслил себе первичное бытие мира – вселенский Разум, или Дух – как то, что раскрывается в своем творении и достигает наивысшего осуществления в человеческом духе. В представлении Гегеля и природа, и история неуклонно движутся навстречу Абсолюту: вселенский Дух выражает себя в пространстве как природа, во времени – как история.

 Гегелевская абсолютная идея – это исторический субъект, а потому ее отношение к объекту формируется и формировалось в процессе исторического развития сознания. Дух есть субстанциональное начало всего сущего, а природа, человеческое общество, сам человек есть лишь формы его проявления, его инобытие, его акциденции.  Подлинным субъектом, обладающим творческой самодеятельностью, выступает дух как целое, как саморазвивающаяся субстанция, но этот дух находит свое воплощение в сознании индивидуального человека. Отождествляя человеческую сущность с самосознанием, Гегель сводит человека к одной из его абстрактных сущностных сил. Человек с его мыслями, культурой и историей есть сосуд славы Божией. По убеждению философа реальная жизнь людей не есть подлинная, субстанциональная жизнь, она есть только форма проявления, обнаружения более глубокого процесса – процесса, который Гегель называет жизнью духа, идеи. Отныне подлинная реальная активность человека выдается за активность, деятельность духа, самосознания. Действительная же историческая активность людей изображается как слепок, обнаружение истинной активности самосознания и духа.

Отождествляя человека с самосознанием, понимая его как ступень саморазвития духа, Гегель представляет истинную историю духа как человеческую историю, историю развития человека от некоторой природной индивидуальности к осознанию своей собственной сущности – до уровня абсолютного знания. Таким образом, подлинным субъектом, обладающим творческой самодеятельной активностью, выступает дух как целое, как саморазвивающаяся субстанция.

Выводы

Таким образом, гегелевская концепция действительности, стремящаяся объединить природу и человека, дух и материю, носит диалектический характер. Гегелевская задача - постичь все измерения сущего, объединив их в одно диалектическое целое.

В основе гегелевской диалектики лежит понимание бытия как непрерывно развивающегося процесса; Абсолютного духа как субстанционального всего сущего, где сам человек, природа, человеческое общество является лишь формами его проявления, его акциденциями.

 

3 Методические рекомендации к лекции

Анализируя содержание лекции и литературы, предложенной для изучения данной темы, необходимо обратить внимание на то, что Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс, в силу чего абсолютная идея у Гегеля выступает не только началом, но и развивающимся содержанием всего мирового процесса. В этом отношении необходимо обдумать мысль Гегеля – «абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего сущего, но и как его результат».

Обратите внимание, как познание у Гегеля оказывается самосознанием духа. Подобная логика рассуждений приводит Гегеля к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления – Абсолютной идеи. Анализ гегелевской философии должен помочь вам понять, как абсолютизация мышления неизбежно приводит Гегеля к абсолютизации основной формы мышления – понятия, почему оно становится началом, представляющим собой «бесконечную творческую форму, заключающую в себе всю полноту содержания и служащую вместе с тем его источником». Поэтому активность мышления и всей сознательной целесообразной деятельности людей, преобразующей мир, истолковывается им как творчество, самопознание «Абсолютной идеи».

& Литература

Антология мировой философии в 4-х тт. – Т. 3. – С. 234-245.

Введение в философию. В 2-х т. Под ред. Фролова И. Т. – М., 1989. – 177-187.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 2001. – 145-167.

Гегель Г. Феноменология духа. – М., 1990.

Гегель Г. Философия права. – М., 1990.

Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2. - М., 1996, - С. 147-158.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. - М., 2001. – Раздел «Философия Гегеля».

 

???   Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. В чем заключается принципиальная новизна философских идей Гегеля?

1. Сформулируйте основные принципы диалектического мышления Гегеля.

2. Какие периоды всемирной истории различает Гегель?

Репродуктивно-практический уровень:

1. Проанализируйте гегелевское положение: «Человек есть сосуд славы божией».

2. Раскройте содержание гегелевского понимания роли личности в истории: всемирно–историческая личность есть «дубина в руках Абсолютного духа».

3. Почему Гегель отождествляет человека с его самосознанием?

Творческий уровень:

1. Как вы понимаете тезис Гегеля: «всемирная история есть прогресс в сознании свободы»?

2. Объясните смысл знаменитой метафоры Гегеля: «Сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек».

3. Раскройте содержание гегелевского понимания Абсолютного духа как подлинного субъекта, обладающего творческой самодеятельностью.

Задания для СРС

 

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Какие гегелевские категории вы знаете?

 2. Составьте следующую таблицу:

   Периоды                               Понимание свободы
Восточный мир  
Греческий мир  
Римский мир  
Германский мир  

3. Дайте определение гегелевской триаде (тезис, антитезис, синтез).

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Раскройте смысл знаменитой гегелевской мысли «Все действительное разумно, а все разумное действительно».

2.Сравните теории познания Канта и Гегеля, в чем заключаются их принципиальные различия.

3.Познакомьтесь с «Лекциями по всемирной истории» Гегеля и напишите эссе о «хитрости мирового разума».

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Подготовьте рефераты на следующие темы (по выбору):

· «Логика Гегеля»

· «Философия религии Гегеля»

· «Философия истории Гегеля».

2. Проанализируйте гегелевское понимание государства: «Государство есть шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

3.Напишите письменную работу на тему: «Понятие Абсолютной идеи в философии Гегеля».

 

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.02 с.)