E Методическая разработка активного семинара: «Космоцентризм древнегреческой натурфилософии» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

E Методическая разработка активного семинара: «Космоцентризм древнегреческой натурфилософии»



    Цель семинара: рассмотреть многообразие концепций и подходов объяснения мира, его происхождения в древнегреческой натурфилософии.

    Форма занятия: дебаты.

    Студенты выбирают себе школы или философов: милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Пифагор, элеаты (Ксенофан, Парменид), Зенон Элейский, физики-плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор), атомисты (Демокрит, Левкипп).

    Студенты-философы спорят по самому главному вопросу: что есть окружающий мир, откуда все произошло.

    Студент должен знать

· Основные положения концепции происхождения и объяснения мира в древнегреческой натурфилософии.

· Тексты-первоисточники из хрестоматии и рекомендуемой литературы.

    Студент должен уметь

· применять изученный материал в доказательстве позиции того или иного философа или школы;

· использовать основные понятия философов;

· проявлять свои артистические способности;

· творчески осмыслить древнегреческую натурфилософию;

· прийти к самостоятельным выводам, выработать собственную позицию, излагать ее четко, кратко, емко, ясно.

    В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме:

· что есть космос;

· что есть архэ, представить логику развития;

· что есть бытие.

& Литература

Антология мировой философии. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1968. – С. 48-79.

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – С. 34-56.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 86-104.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1981. – С. 678-722.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.–М.,1994. – С. 344-455.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб: Пневма, 2001. – С. 16-79.

Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991. – С. 53-63.

Шаповалов. В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С. 54-59.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Назовите сущностные черты миросозерцания первых древнегреческих философов.

2. Что считали первоначалом предтавители милетской школы?

3. Как греки мыслили космос?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Как первые философы понимали основополагающий принцип - arhe?

2.Почему воззрения Гераклита о космосе указывают на то, что он гилозоист?

3. Как Парменид решает проблему бытия?

Творческий уровень:

1.Сопоставьте рационалистическую и натуралистическую тенденции в объяснении мира первых греческих философов.

2.В чем суть рациональной логики Парменида?

3.Как детерминизм Демокрита связан с его атомистической концепцией?

Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1.Кто из первых философов выдвинул следующие понятия в качестве принципа первоначала: апейрон, бытие, огнелогос, космос, число, вода, воздух.

2.Кому из философов принадлежат следующие высказывания:

    а) «Все есть число»;

    б) «Все течет, все изменяется»;

    в) «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»;

    г) «Одно и то же есть мысль и бытие».

3.К каким философским школам относятся данные философы: Парменид, Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Зенон, Пифагор.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на следующие темы по выбору: «Проблема космоса в философии Древней Греции»; «Диалектика Гераклита»; «Философия чисел в школе пифагорейцев»; «Проблема движения в апориях Зенона».

2.Составьте сравнительную таблицу философии Древнего Востока и философии Древней Греции:

Философские направления Основные понятия Понимание мира Понимание человека
Даосизм      
Конфуцианство      
Милетская школа      
Элейская школа      
Гераклит      
Пифагорейцы      
Атомизм      

Уровень критически-творческой деятельности:

1.Проанализируйте в виде сочинения-эссе мысль Парменида «одно и то же есть и мысль, и бытие».

2.Напишите сочинение на тему: «Космический огнелогос как божественный символ всеобщего».

3.Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Диалектичность космоса в древнегреческой философии».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Философию какой эпохи можно назвать космоцентрическим мировоззрением:

А) эпохи Научной революции      

В) эпохи Средневековья  

С) эпохи Возрождения    

D) эпохи Античности (древней Греции)                    

Е) эпохи Просвещения

2. Древнегреческий мыслитель, автор знаменитых «апорий»:

А) Пифагор

В) Фалес

С) Парменид

D) Зенон

Е) Сократ

3. Древнегреческий философ, автор высказывания: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»:

A) Фалес                               

B) Анаксимандр                            

C) Парменид

D) Гераклит

E) Анаксагор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.007 с.)