Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патристика – учение святых отцов христианской церкви.

Поиск

Пролегомены (от греч. введение) – разъясняющее введение, имеющая целью ознакомить с методами и задачами данной науки. Философское значение данному термину придал Кант своей работой «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука». Для Канта пролегомены – это руководство к определению природы философского знания.

Плюрализм – философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия. В основном плюрализм встречался в философии Древнего мира, например, Эмпедокл признавал в качестве первоначал четыре стихии (Земля, Огонь, Вода, Воздух) и две силы (Любовь и Вражда).

Полисемантичность – многозначность.

Рационализм (от лат. разум) - философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.

Редукция (лат. возвращение к прежнему состоянию) – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Рефлексия (от лат. отражение) – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.

Ритуал – одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения.

Сансара (санскр. – блуждание, круговорот) - одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть - в бесконечном перерождении души.

Самосознание -  сознание направленное на самое себя, при этом сознание не отождествляется с «Я».

Сенсуализм (от лат. чувство) – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.

Система (от греч. – целое, составленное из частей, соединение) - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.

Скептицизм (от греч. исследующий) – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.

Спекулятивное (от лат. созерцаю) – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание – это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его не сводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию.

Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику.

Субстанция (лат. нечто, лежащее в основе) – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связан с именем Боэция.

Схоластика (от греч. школьный) – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века.

Сциентизм (от лат. наука) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в.

Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».

Тезис (от греч. утверждение) – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития, составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.

Теология – (от греч. бог и учение, слово) – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

Телеология (от греч. результат и учение) – учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности – для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов.

Теодицея (от греч. бог и справедливость) - обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате "Теодицея".

Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.

Томизм (от лат. Фома) - направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.

Трансцендентальный (от лат. выходящий за пределы) - термин философии Канта - изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.

Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.

Универсалии  (от лат. universalis – общий) - общие понятия.

Утопия (от греч. место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.

Фатализм (от лат. роковой) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.

Феноменальный мир – мир явлений.

Фидеизм (от лат. вера) - утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере.

Функция (от лат. исполнение) – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц. С развитием в науках функциональных методов исследования интерес к функции как к философской категории постоянно возрастал. Функциональный подход к теории познания особенно развернуто проявился в работах Кассирера, считавшего, что познание направлено не на изучение субстанции изолированных предметов, а на установление зависимостей (функций), позволяющих осуществлять закономерный переход от одного объекта к другому.

Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности. К ним относятся императивы, цели, проекты в форме нормативных представлений, установки. Таким образом ценности существуют в двух видах – как предметные ценности и субъективные ценности. Философская теория ценностей называется аксиологией (от греч. ценный), в ней рассматриваются связи различных ценностей между собой. Она возникла в эпоху Сократа, впервые поставившего вопрос: «Что есть благо?»

Цивилизация (от лат. гражданский, государственный) – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.012 с.)