Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для О.Шпенглера, цивилизация - это

Поиск

A) закат культуры                     D)восстание масс

B)расцвет культуры                  E)замкнутый культурно-исторический тип

C)стабилизация культуры

 

Закрытые задания с выбором нескольких правильных ответов:

Для каких мыслителей характерно отождествление культуры и цивилизации?

A) Ж.Ж.Руссо                            D) Н.Бердяев

B) О.Шпенглер                          E) Л.Толстой

C) А.Тойнби

Кто воспринимал культуру как репрессивную форму, подавляющую силы человека?

A) О.Шпенглер                          D) З.Фрейд

B) Й.Хейзинга                           E) Н.А.Бердяев

D) Ф.Ницше

3. По мысли Н.Бердяева, во всякой культуре после ее расцвета и утончения начинается…

A) иссякание творческих сил             D)государственный кризис

B) вплеск мистических настроений    E) кризис творческой элиты

C) удаление и угашение духа

Открытое задание со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. Цивилизация понимается как этап развития культуры путем антогонизмов:

1.Общество развивается за счет…

2.Экономика развивается за счет…

3.Наука развивается за счет…

 

Задание на установление соответствия между именами философов и их произведениями:

1.Установите соответствия:

А) Ф.Энгельс                        1. «Смысл истории»

B) Л.Морган                         2. «Россия и Европа»

C) Н.Бердяев                         3. «Древнее общество..»

D) Н.Я.Данилевский                 4. «Постижение истории»

E) А.Тойнби                            5. «Происхождение семьи, частной

F) О.Шпенглер                                  собственности и государства»

                                                   6. «Закат Европы»

Ответы: 1-____; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____; 6_____.

1. Установите соответствия:

Признаки                                                              Тип организации

А) Возникает на определенном этапе развитию культуры

B) Содержит в себе уникальное начало               1. Культура

C) Основана на тиражировании                           2. Цивилизация

D) Базируется на понятии «прогресс»

E) Символ - шедевр

F) Символ - книг

Ответы: 1-____; 2-_____.

Задание на установление последовательности:

1.Установите правильную последовательность исторических форм бытия в представлениях мыслителей Просвещения:

A) Цивилизация

B) Варварство

C) Культура

 

 

Тема: Общество как саморазвивающаяся система: в историческом и аксиологическом измерении

Цель: раскрыть содержание понятия «общество» в историческом и аксиологическом контексте.

 

План лекции

1. Общество как предмет социальной философии

2. Исторические и аксиологические аспекты социального бытия

3. Разнообразие подходов к толкованию общества

 

Основные понятия по теме: общество, социум, социальная философия, социальная реальность, прогресс, регресс, социализация личности.

 

    Проблема общества является основным предметом исследования социальной философии, а также философии истории, философской антропологии. 

    Предмет социальной философии включает в себя три аспекта: онтологический, гносеологический и аксиологический. Онтологический аспект включает в себя прежде всего всеобщие общественные законы. Эти законы связывают человеческую историю в единое целое и раскрывают характер взаимодействия между основными сторонами всякого человеческого общества: производительными силами и производственными отношениями, базисом и надстройкой, личностью и обществом и т.д. Также в данный аспект предмета входят движущие силы истории, ее основные тенденции, основные структурные связи общества.

    Гносеологическая сторона предмета социальной философии включает характер, особенности связи между материальным и духовным, объективным и субъективным, общественным бытием и общественным сознанием. И, наконец, третья, аксиологическая сторона – это наиболее важные и общие человеческие ценности: смысл жизни, “истинное” предназначение человека, прекрасное, героическое, драматическое в жизни, добро и зло и т.д.

Применение принципа развития, историзма в исследовании общества – ключевой вопрос социальной философии. Существенно важным является вопрос о направленности исторического процесса. В этом случае обычно вычленяют две основные концепции философии истории: так называемую теорию “общественного круговорота”, или локальных цивилизаций и культур, и теорию общественного прогресса.

Теория общественного круговорота, или локальных цивилизаций и культур активно разрабатывалась и защищалась многими философами и историками еще с древности. Наиболее яркое воплощение ее идей нашли свое отражение у О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, Н.Я.Данилевского.

Немало своих сторонников имеет также теория общественного прогресса. Многие мыслители (Тюрго, Кондорсе, Гердер, Гегель, Маркс и др.) придавали важное значение идее о том, что развитие человечества идет по восходящей линии. Так, оценку социального прогресса философы осуществляют, исходя из самых различных критериев: с точки зрения повышения экономической эффективности общества, степени свободы его членов, его мобильности и уровня согласованности различных сфер общественной жизни. Но в любом случае, суть прогресса – это поступательное движение от низшего к высшему независимо от того, каким будет это движение – линейным или нелинейным, спиралевидным или волнообразным, прерывным или непрерывным.

В понимании общественного прогресса различают два основных подхода: суммативный и субстанциальный.

Суммативный подход рассматривает прогресс как простую совокупность несводимых друг к другу и независимых друг от друга изменений в различных сферах общества. При этом считается, что нет общей меры социального прогресса, поскольку в каждой сфере общественной жизни существует своя система ценностей и свое мерило их оценки. Соответственно здесь и разные критерии прогрессивности: для экономического развития общества – это уровень производительности труда и уровень развития производительных сил; для политического развития общества – степень его демократизации и т.п.

Субстанциальный подход, напротив, рассматривает прогресс как поступательное восходящее развитие общества в целом. При субстанциональном подходе важное значение имеет выбор критерия прогресса. Естественно, это должен быть такой критерий, который определял бы поступательность развития всего общества, всех его сфер жизни. Таким критерием может выступать только сам человек, его положение в социальной деятельности, с учетом тех возможностей, которые ему представляет общество для его интеллектуального, духовного и физического развития. Все прогрессы – реакционны, если рушится человек.

В общественном развитии имеет место не только прогресс, но и регресс, свертывание, нисходящее движение общества. Регресс характеризуется тем, что, во-первых, происходит понижение уровня организации системы; во-вторых, наблюдаются элементы застоя, т.е. фиксации изживших себя общественных форм и структур; в-третьих, снижается сопротивляемость общественной системы внешним и внутренним дестабилизирующим фактором.

Согласно философии истории К.Ясперса, процесс объединения людей, несмотря ни на что, пробивает себе дорогу в истории. Единство истории и есть та цель и смысл, к которой она стремится. Он подчеркивает, что “единство вырастает из смысла, к которому движется история”. Цель же истории выступает с его позициии как скрытый смысл. Соответственно, К. Ясперс выделяет ряд таких целей истории: цивилизация и гуманизация человека; свобода и создание свободы; величие человека, проявление его творческих способностей; открытие бытия в человеке. Каждое поколение людей осуществляет эти цели в соответствии со своими потребностями и интересами. Поэтому полного единства мировой истории никогда не будет. Ведь если бы процесс завершился, то пришел бы конец и самой истории. Хотя люди стремились и всегда будут стремиться к единению, тем не менее всегда будут сохраняться самые разные культуры, обычаи, традиции. Таким образом, история у Ясперса имеет свою логику и смысл, которые выявляются в процессе движения человечества к единству. Исторический аспект бытия общества у Ясперса неразрывно связан с аксиологическим.

К высшим общечеловеческим ценностям относятся: смысл жизни, добро, справедливость, истина, свобода и т.д. Именно эти ценности оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. Личность же является важнейшим элементом структуры общества. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критериями норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

Несомненно, высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей.

Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Например, каждая из двух наиболее значительных в истории человечества ценностных парадигм – восточная и западная – отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего общества. Так, для восточной традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство таких норм и правил поведения личности, как справедливость, гуманность, искренность, человечность, уважение к родителям и старшим. Особое место в процессе социализации личности принадлежит здесь семье, собственно говоря, само общество рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на самосовершенствование.

Для западной же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь, прежде всего, с изменением социальной среды.

Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Наряду с этим, общество рассматривается как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. В современной социальной философии при классификации, рассматривая вопросы идеала общества, философы выдвигают концепции “открытого общества” в противовес “закрытому” (А.Бергсон, К.Поппер), “здорового общества” в противовес “больному” (Э.Фромм).

Попытки выявления влияния глобальных проблем современной цивилизации на все стороны жизни общества: экономическую, политическую, культурную – также нашли отражение в социально-философской мысли. Так, Д.Белл, О.Тоффлер, И.Масуда и др. представляют философскую концепцию постиндустриального общества. В ней рассматриваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формирования информационного общества.

 

Выводы

Итак, предметом социальной философии выступает общество, социум как упорядоченное единое. Общество представляет собой социальную систему, которая выступает как единство элементов и их взаимоотношений. Многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид деятельности людей. Человеческая деятельность представляет собой сущность, первооснову всего социального.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и развития включает в себя такие проблемы, как направленность совершающихся в обществе изменений и источники, факторы, причины изменений в обществе. Важным фактором существования общества являются общечеловеческие ценности.

3 Методические рекомендации к лекции

При изучении темы учтите многообразие подходов к объяснению феномена общества. Особое внимание обратите на современные концепции толкования общества, которые более подробно изложены в трудах философов. Для этого обратитесь к рекомендуемой литературе. Необходимо усвоение и понимание законов общественного развития, осознание механизмов социальных изменений.

Обратите внимание на исторические измерения социального бытия, на важность аксиологического измерения общественного развития.

& Литература

Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2002. – С. 40-53, 90-101.

Пигров К.С. Социальная философия. Учебник. – СПб., 2000.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 429-673.

Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1995. – С. 29-89.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. – С. 30-82.

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Что такое общество? Приведите несколько формулировок.

2. Что такое исторический процесс?

3. Что такое социализация общества?

Репродуктивно-практический уровень:

1.Что составляет предмет социальной философии?

2. Из каких основных положений исходит А.Бергсон в своем различении открытого и закрытого общества?

3. В чем заключается концепция единства истории К.Ясперса?

Творческий уровень:

1. В чем состоят особенности суммативного и субстанциального подходов в понимании общественного прогресса?

2. В чем состоит принципиальное отличие попперовской концепции открытого общества от бергсоновского?

3. Как связаны между собой социальные ценности и социализация личности?

1 Задания для СРС

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Составьте терминологический словарь по теме.

2. Законспектируйте современные философские концепции общества по монографии Д..Н.Нурманбетовой «Проблемы современной философии».

3. Запишите 3-5 различных определений общества.

Уровень репродуктивно- практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на темы (на выбор):

· «Общество в социально-философском измерении»

· «Историческая динамика общества»

· «Структура общества»

· «Философия гражданского общества»

2. Дайте письменные ответы на вопросы (на выбор):

· Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.

· Смысл истории и её постижение в философии истории К. Ясперса.

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Составьте Ваше мнение, как влияет становление рыночных отношений на социализацию личности.

2. Представьте Ваше видение ценностей евразийского сообщества.

3. Прокомментируйте слова А.Камю: «Если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в ней человеческие ценности».

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Совокупность общественных связей, отношений и социальных институтов:

А) Семья                                                       D) Нация

В) Общество                                                 E) Народ

С) Государство

2. Назовите автора концепции общественно-экономической формации:

А) О. Шпенглер                                            D) К. Маркс

В) П. Сорокин                                              Е) А. Тойнби

С) Н. Данилевский

3. Первый автор теории открытого общества:

А) Э. Фромм                                                 D) Д. Белл

В) К. Поппер                                                Е) К. Маркс

С) А. Бергсон

4. Назовите автора теории «здорового» и «больного» общества:

А) Э. Фромм                                                 D) Д. Белл

В) К. Поппер                                                Е) К. Маркс

С) А. Бергсон

5. Назовите автора, выдвинувшего в рамках единства истории концепцию осевого времени:

А) О. Шпенглер                                            D) К. Маркс

В) П. Сорокин                                              Е) А. Тойнби

С) К. Ясперс

 

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом

Дополните:

1. Раздел философии, непосредственно изучающий проблему общества, называется ….

2. Учение о ценностях именуется ….

3. Развитие человечества по восходящей линии называется …, по нисходящей – называется ….

 

Задания на установление соответствия:

Толкование общества:     Суть:

Субъектное                   А) Общество – процесс коллективного бытия людей

Организационное        В) Общество – самодеятельный коллектив людей

                                           С) Общество – институциональная система



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.013 с.)