Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философ второй половины XIX В. Провозгласивший безусловный приоритет единичного над всеобщим и завещавший на своей могиле написать «Я единичный»:

Поиск

A) А. Шопенгауэр                                        D) Г. Гегель

B) С. Кьеркегор                                           E) К.Маркс

C) Ф.Ницше

3. Отличие человека от всех остальных живых существ, согласно философии С. Кьеркегора:

A) разум                                                       D) отчаяние

B) интуиция                                                  E) воля

C) ощущения

4. Экзистенциализм – это:

A)философия существования                                E) философия жизни

B) философия любви

C) философия смерти

D) философия познания

5. Философ, в своей работе «Слова и вещи» провозгласивший: «скоро исчезнет человек…»:

A) Ф.Ницше

B) М.Фуко

C) М.Хайдеггер

D) А.Шопенгауэр

E) С.Кьеркегор

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. Ж.-П.Сартр провозглашает: «Человек осужден на …».

2. По выражению М.Хайдеггера: «… - дом бытия».

3. Выражение «Жизнь – это грех без Бога» принадлежит …

4. Ф.Ницше в своем произведении «Так говорил Заратустра» призывает к тому, что человек должен стать …

 

 

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:

Высказывание                                                  Автор

1. Мыслю, следовательно, существую                 А) Ф.Ницше

2. Желаю, следовательно, существую                  В) Р.Декарт

3. Бог умер                                                                      С) А.Шопенгауэр

4. Ад – это другие                                                 D) С.Кьеркегор

                                                                                E) Ж.-П.Сартр

 

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____

Главный предмет философствования           Автор

1. Абсурд                                                               A) Ж.-П.Сартр

2. Свобода и ответственность                                         B) М.Хайдеггер

3. Подлинное и неподлинное существование       C) М.Фуко

4. Безумие                                                              D) А.Камю

5. Бессознательное                                                 E) Ф.Ницше

                                                                                F) З.Фрейд

 

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____.

Автор                                            Название произведения

1. Ф.Ницше                                                   A) «Мир как воля и представление»

2. М.Фуко                                            B) «Так говорил Заратустра»

3. А.Шопенгауэр                                          C) «Бытие и время»

4. А.Камю                                           D) «Бытие и ничто»

5. М.Хайдеггер                                   E) «Слова и вещи»

                                                             F) «Миф о Сизифе»

 

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____; 5-____.

Задания на установление правильной последовательности:

1. Установите правильную последовательность возникновения направлений в неклассической философии:

· Психоанализ

· Иррационализм

· Структурализм

· Экзистенциализм

 

Установите правильную последовательность возникновения философских идей в неклассической философии о бытии человека в мире

· «Человек осужден на свободу»

· «Бог умер»

· «Скоро исчезнет человек…»

 

3. Установите правильную последовательность смены классических парадигм неклассическими:

· я желаю, следовательно, существую

· мыслю, следовательно, существую

· все действительное разумно, все разумное действительно

 

 

Тема: Отчужденное сознание и закат цивилизации

Цель: раскрыть сущность отчуждения как центральной проблемы современной философии, обозначить основные тенденции развития современной философии.

 

План лекции

1. Человек абсурда А.Камю как выражение отчужденного сознания.

2. Возникновение герменевтики. Попытка преодоления отчуждения.

3. Кульминация отчуждения и закат цивилизации в философии постмодерна.

 

Основные понятия по теме: абсурд, отчуждение, герменевтика, деконструкция, симулякр.

 

Отчуждение как характеристика бытия человека в мире является одной из центральных проблем современной философии. Особенно глубоко этот феномен рассмотрен в философии экзистенциализма, в частности в произведениях М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, М.Бубера.

Обратимся к А.Камю, так как его философия абсурда выражает сущность феномена отчуждения. Описанное А.Камю абсурдное жизнечувствие является, по сути дела, отчужденным сознанием, а его человек абсурда является человеком в мире отчуждения. Основной тезис, из которого исходит А.Камю: «Человек – чужой во Вселенной». Это мироощущение пронизывает сознание современного человека. Оно основывается на следующих составляющих.

Во-первых, ощущение своей чужеродности в мире. М.Хайдеггер и Ж.-П.Сартр говорили о заброшенности. Окружающая природа не понимает человека, в ее красоте есть что-то бесчеловечное, природные процессы в своей сущности иррациональны.

 Во-вторых, люди, окружающие человека тоже бесчеловечны. Бесчеловечное в человеке просто приводит в замешательство А.Камю, а у Ж.П.Сартра вызывает «тошноту». Ж.П.Сартр, рассматривая бытие–с–другим, характеризирует человека как вечный конфликт. «Ад – это другие», глаза другого человека подобны глазам Медузы Горгоны, которые превращают меня в камень, отрицая мое личностное достоинство.

В-третьих, человек принадлежит времени, он смертен, причем смерть приходит совершенно неожиданно, обессмысливая прожитые годы. Нет будущего, нет завтрашнего дня, нет надежды, есть только одно мгновение настоящего. Поэтому, жить надо здесь и сейчас.

В-четвертых, раскол внутри человека. А.Камю пишет: «Я всегда пребуду чуждым самому себе». Расхождение между тем, что мы знаем и тем, что мы знаем действительно. Главный корень отчуждения в разрыве между моим социальным «Я» (Я – для - другого) и «подлинным Я» (я – для – себя). Экзистенциальный психолог Р.Лейнг назвал это онтологической незащищенностью. М.Хайдеггер пишет об утрате человеком своего подлинного Я, о падении современного человека в das Man, усредненное существование. Мир, в том числе и мир техники, созданный самим человеком, противостоит ему как ПОСТАВ, т.е. противостоит ему, является иррациональным и бесконтрольным. А.Камю не может найти выхода из абсурда и создает в своем рассказе «Посторонний» образ человека абсурда, который не верит в Бога, в завтрашний день, а живет лишь настоящим мгновением, он посторонний в обществе, посторонний в жизни, посторонний сам себе. Однако, такая жизненная философия приводит его к убийству человека и смертной казни. У А.Камю человек абсурдный есть человек бунтующий, утверждающий свое существование вопреки всему.

М.Хайдеггер видит выход из абсурда к подлинному существованию через понимание и язык. «Язык – дом бытия», через возврат подлинного языка человек вернет себе бытие. Х.Г.Гадамер, развивая идеи М.Хайдеггера и других, создает герменевтический метод, главная цель которого - преодолеть отчуждение на всех уровнях. Герменевтика направлена на усвоение чужого мнения, концепции культуры. Как сделать, чтобы чужое стало понятным и близким для меня. Х.Г.Гадамер указывает три варианта развития отношений «Я–Другой» или 3 вида герменевтического опыта отношений с «Ты». Первый опыт, когда в поведении другого человека (культура) выделяются типические моменты и на основе предыдущего опыта обретается способность предсказывать его действия – на основе этого отношения отчуждения между людьми не преодолеть.

Второй тип опыта, когда другой признается в качестве личности. В основе лежит рефлективное отношение, которое ведет к отношениям «господства – подчинения» в межчеловеческих отношениях. Этот вариант также не приведет к желаемому результату.

Третий тип герменевтического опыта – «открытость Другому», узнать другое «Ты» как именно «Ты», т.е. позволить ему сказать нам что-либо и суметь услышать то, что он говорит. Для этого требуется открытость, понимание, сущность которого - в способности услышать друг друга.

Третий тип – это и есть путь преодоления отчуждения Х.Г.Гадамер подробно рассматривает его на примере подлинного разговора. «Быть способным к разговору, т.е. слышать другого – в этом состоит возвышение человека к подлинной гуманности». В подлинном разговоре главное не в том, чтобы отыскать слабые стороны собеседника, а наоборот, в том, чтобы раскрыть подлинную силу сказанного другим, выйти в процессе разговора к общезначимой реальности, к тем глубинным пластам, где становится возможным взаимодействие различных мнений, выработка неких общих взглядов, точек соприкосновения. Человек в разговоре имеет возможность обогатить свой собственный мир за счет другого мира, углубив его на целое измерение. При этом подлинный разговор, конечно, имеет языковую структуру, осуществляется в среде языка. Ведь задача герменевтики, чтобы чужое обрело язык, заговорило на понятном для нас языке.

Если герменевтика с целью преодоления отчуждения пытается реформировать систему отношений, то философы – представители постмодерна, настроены более решительно.

Согласно постмодерну, отчуждение коренится в самой основе западного общества, пронизывает все его структуры, начиная от семейной среды до государственной. Поэтому, для преодоления отчуждения, необходимо, по выражению Ж.Дерриды, совершить деконструкцию – разрушение всей европейской культуры. Критика Ж.Дерриды развивается в двух направлениях: а) критика фонологоцентризма европейской культуры, квазиписьма европейской культуры, основанного на насилии; б) дихотомии западного мышления, что также отражено в языке: Бинарные оппозиции мышления: белое-черное, свет-тьма, присутствие-отсуствие, мужчина-женщина, человек-зверь и др. Эти оппозиции составляют иерархические пары в которых позитивный термин господствует над подчеркнуто негативным. Необходимо разрушить пары, разоблачить неравенство терминов, на котором построена вся европейская культура. Затем, это послужило теоретической основой, с одной стороны феминистского движения, с другой – концепции Ж.Делеза о десексуализации общества, о праве каждого выбирать свой пол.

Тенденция к разрушению европейской культуры привела к констатации Жаком Бодрийаром того, что реальность умерла. До него Ф.Ницше говорил о смерти Бога, М.Фуко о смерти человека, Р.Барт о смерти автора, Фукуяма о конце истории. Теперь, человек, окруживший себя искусственным, виртуальным миром техники, лишился полностью почвы под ногами – лишился реальности, утрачивается сам принцип соотнесения с реальностью. Реальность замещена симулякрами. Симулякр – это копия копии, знак знака, он не отражает и не отсылает к реальности. Игра со смыслами - вот, что становится уделом человека, даже его собственный пол всего лишь видимость. Апофеозом этого мироощущения является фраза художника постмодерна Уорхола: «Когда я смотрю в зеркало, я ничего не вижу. Люди зовут меня зеркалом, и если зеркало смотрит в зеркало, что же можно увидеть».

Таким образом, кризисное состояние отчужденного сознания нашло яркое воплощение в постмодерне, который хотел указать выход из ситуации отчуждения, но еще более углубил процесс отчуждения.

 

Выводы

Итак, А.Камю выразил сущность отчужденного сознания в своей философии абсурда. Сущность заключена в разладе между человеком и миром, человеком и другим человеком, человеком со своим подлинным Я. Герменевтика, как направление современной философии, наметила пути преодоления отчуждения через понимание, через подлинный разговор, преодолевающий партикулярность участников и выводящий их к бытию. Философия постмодерна выдвинула более радикальный вариант – деконструкцию европейской культуры, но, к сожалению, дальше разрушения не пошла и не смогла предложить позитивный способ выхода из ситуации отчуждения.

3 Методические рекомендации к лекции

    При работе над лекцией попытайтесь уловить тенденцию развития современной философии: от экзистенциализма до постмодерна. Ведь радикально меняется сам проект философии. Обратите внимание на герменевтический метод, который заключает в себе большой креативный потенциал. Акцентируйте внимание на концепции постмодерна, так как именно постмодернистский дискурс определяет сейчас философское мышление.

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Как А.Камю описывает абсурдность человеческого существования?

2. Какие проблемы ставятся и решаются герменевтикой.

3. Раскройте понятие «деконструкция»..

 

Репродуктивно-практический уровень:

1. Дайте определение понятию «отчуждения». Сравните «отчуждение» в марксистско-ленинской и экзистенциальной философии.

2. Интерпретируйте фразу А.Камю «Человек – чужой во Вселенной».

3. Почему А.Камю определяет «Жизнь как грех без Бога».

 

Творческий уровень:

1. Что означает в философии постмодерна следующее: конец истории, конец автора, конец реальности.

2. Раскройте образ зеркала в культуре постмодерна.

3. Какое место занимает женщина в философии постмодерна.

 

Задания СРС

 

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проанализируйте ситуацию отчуждения, исходя из философии А.Камю.

Обязательно прочтите работу А.Камю «Миф о Сизифе» где он подробно рассматривает тему абсурда. Найдите подтверждение основным положениям лекции.

 

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1.Подготовьте рефераты на тему (по выбору): «Проблема отчужденного сознания в современной философии»; «Герменевтика: сущность и перспективы развития»; «Философия деконструкции Ж.Дерриды»; «Проблема отчуждения в экзистенциальной философии».

2. Прочтите указанные в списке литературы страницы из «Истины и метода» Х.Г.Гадамера. Исходя из этого, составьте герменевтический проект преодоления отчуждения и определите его достоинства и недостатки.

3. Проанализируйте и выскажите свое мнение на точку зрения постмодерна относительно судьбы европейской культуры. Прочтите отрывки из Ж.Лиотара и Ж.Бодрийяра обратите внимание на проблематику и стиль изложения. Насколько мысли постмодернистов коррелирует с современной ситуацией.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите эссе на тему «Бесчеловечное в человеке. Мысли вслух». В этом эссе вы должны применить основные положения темы, отраженные в лекции и дополнительной литературе, к современной ситуации. Почему, сейчас столь популярны разговоры о дегуманизации человека, о потере человечности. В эссе отразите собственное мнение по теме.

2. Проанализируйте рассказ А.Камю «Посторонний» с точки зрения прокурора и с точки зрения адвоката.

При анализе имейте в виду абсурдную философию жизни главного героя. Обозначьте свою позицию к такому восприятию жизни. Затем, попытайтесь осудить героя, постройте свою обвинительную речь, далее, займите позицию адвоката и попытайтесь понять главного героя.

3. Подготовьте реферат на тему «Феминизм в контексте постмодерна». Вспомните основные положения постмодернистской парадигмы и примените к современным феминистском идеям. Определите, действительно ли постмодерн является идейным истоком феминистского движения или же он совершенно нигилистически относится и к патриархальным, и к феминистским проявлением.

 

& Литература

Бодрийар Ж. О соблазне // Иностранная литература. 1994 г., №1, С. 80-89

Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988, С.403-547

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2000, С.453-482, 520-596, 675-740

Камю А. Миф о Сизифе.// Сумерки богов. М., 1989, С.50-96

Лиотар Ж. О смысле пост.// Иностранная литература. 1994, №1, С.70-79

Соловьева Г.Г. Современная западная философия (от С.Къеркегора до Ж.Дерриды). Алматы, 2002, С.215-240, 311-337, 397-426

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

1. Ж.Деррида предлагает в своей философии:

А) ренессанс европейской культуры

В) деконструкцию европейской культуры

С) реформацию европейской культуры

2. Фраза «Жизнь – это грех без Бога» принадлежит:

А) Ж.П.Сартр

В) А.Камю

С) М.Хайдеггер

D) Ж.Делез

Симулякр – это

А) реальность как она есть

В) копия реальности

С) копия копии реальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.196 (0.009 с.)