Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское направление Философы
1.Западники А) Н.П.Огарев 2.Славянофилы B) А.С.Хомяков C) братья Аксаковы D) В.Г.Белинский E) А.И.Герцен Ответы: 1-__________; 2-___________
Философское направление Основная идея 1. Славянофильство А) «Все едино в Боге» 2. Западничество B) человек – космическое существо 3. Философия всеединства C) проблема справедливости 4. Русский космизм D) европоцентризм E) следование историческим традициям Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____
Задания на установление правильной последовательности Расположите в хронологической последовательности периоды развития самобытной русской философии: A) почвенничество B) славянофильство C) евразийство.
Тема: Традиционное мировосприятие казахов и роль суфизма в становлении казахской философии Цель: Раскрыть особенности традиционного мировосприятия казахов и их преломление в казахской философии. Выявить суфийские идеи в творчестве казахских мыслителей. План лекции 1. Глубинное общение как основа традиционного мировосприятия казахов. 2. Феномен жырау как посредников. 3. Истоки казахской философии. Суфийские идеи в творчестве Абая. 4. Подлинное бытие человека в философии Шакарима Кудайбердиева.
Основные понятия по теме: шаманизм, глубинное общение, жырау, суфизм, совесть, вера.
Центральная для философии система отношений Я – Мир разворачивалась у казахов на фоне традиционных верований, воплощенных в шаманизме. Сам шаманизм был обусловлен кочевым образом жизни, необходимостью жить в гармонии с природой, сообразовываться с ее законами. Многие исследователи истории культуры казахского народа А.И.Левшин, А.Чулошников, В.В.Радлов, Ч. Валиханов приходят к выводу, что традиционное мировосприятие казахского народа обусловлено шаманскими представлениями. Вся семейная обрядовость казахов, взаимодействие человека с природой, обществом было пронизано верой в духов: добрых (аруахи, пиры, гильтаны, богиня Умай), злых (албасты, пери, шайтаны и т.д.). Главное ядро шаманизма – это «идея глубинного общения человека и природы, человека и Вселенной, их близость; приятие друг друга, терпимость и диалог человека и мира».
Обозначим основные черты шаманизма, позволяющие нам сделать этот вывод. Во-первых, для шаманских представлений характерен образ мирового дерева (ветви – верхний мир, крона – средний мир, корни – нижний мир), обожествление гор, образ реки, которая воплощает течение жизни. То есть шаманизм главный акцент делает на сопричастности человека и природы, на то, чтобы человеческая жизнь протекала в унисон с природными ритмами. Во-вторых, когда человек заболевал, его природный ритм нарушался, на помощь приходили шаманы, которые, обращаясь к матери-природе, восстанавливали целостность бытия – человека-в-природе. Необходимо отметить, что у шаманов присутствовало представление о человеке как единстве духа – души – тела, то есть целостное понимание человеческого существа. Синкретизм, целостность, природосообразность, гармоничность – основные черты этого мировоззрения. Указанные черты шаманистского, традиционного мировосприятия ярко воплотились в творчестве жырау, корни которого восходят к шаманам. Первый жырау - Коркыт-ата был одновременно и первый баксы (шаман). Легенда о Коркыт-ата, который не мог примириться со смертью, пронизано традиционными мотивами обращения к природе (горам, степям, лесам), образом реки как образом жизни. Коркыт-ата обращается не только к природе, но и к людям, указывая им путь бессмертия через искусство. Асан-кайгы (печальный) с одной стороны стремится к Жер уюк – земле обетованной, с другой – к людям, обращая их внимание на несовершенство их существования. Те же мотивы мы встречаем у Доспамбет жырау, Шал-акына, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Несмотря на свой высокий социальный статус, а, в частности, жырау были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, поражает их особое отношение и близость ко Вселенной, ценность которой превыше всех социальных статусов. Например, строки Шал-акына: Ты не хвались, что пять пудов ты весишь, На свете есть потяжелее вещи.
Не хвастай, что достиг большого чина, Ведь выше – белоснежная вершина. А за вершиной этою в покое Превыше солнца – небо голубое... Поэзия жырау есть со-общение, то есть глубинное общение. Это глубинное общение разворачивается не только в отношении Вселенной, но и человека. На следующем уровне посредничества жырау выполняют социокультурные функции: они являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, связывают людей с культурной традицией. Благодаря им сохраняется преемственность поколений, а значит, обеспечивается единство общества Жырау призывают людей к миру, единству, гармонии в межличностных отношениях. Следующий вид посредничества – социально-политический, так как жырау осуществляли связь народа с властью – ханом, преодолевая этим социальный разрыв. Например, Бухар-жырау пишет: «Согласие – достаток означает Иначе быть посмешищем, беда, Когда раздоры разлучают Родных и близких, может навсегда». Помимо традиционного мировосприятия шаманизма, жырау, на становление казахской философской мысли оказала большое влияние восточная философия в лице Аль-Фараби, в частности, его учение о добродетельном городе. Также идеи Ю. Баласагунского о значимости знания для постижения мира в «Кутадгу-билик», идеи М. Кашгари о единстве микро и макро космоса, человека и мира в «Диван лугат ат-турк». Особое место в возникновении и развитии казахской философии принадлежит суфизму. Идея единства бытия и гносеология суфиев нашли отражение в творчестве Абая. Особенно Абая привлекала гносеология суфиев. Суфием в постижении истины движут любовь, эмоции, которые исходят от сердца. Знание, которое содержится в сердце, равно значимо в вере, то есть вера необходима для истинного познания и основана на любви к Богу. У Абая в «Словах назидания», в слове 17 разгорается спор между Волей, Разумом и Сердцем, кто из них важнее. Абай отдает предпочтение Сердцу, которое в отличие от Разума и Воли никогда не последует за злом. У Абая сердце - не только орган мистического постижения истины, но и основа «человечности» в человеке. Путь сердца – это путь нравственного совершенства. Подобно тому, как в суфизме центральной является идея о совершенном человеке, для Абая главной выступает идея самосовершенствования человека, культивирование в человеке духовных ценностей. Процесс духовного становления осуществляется через веру и через приобщение человека к миру культуры. Абая также привлекала идея суфиев о том, что истина постигается путем символов, знаков, притч, что находит отражение в поэзии философа. Философское наследие Шакарима Кудайбердиева пронизано традиционными суфийскими мотивами. В «Записках забытого» Шакарим констатирует, что глубинное общение со Вселенной уступило место отчуждению человека от природы, человека от общества, человека от своей внутренней сущности. Выход из данной ситуации следующий: «... необходимо дать людям образование», которое бы сделало приоритетными для человека «потребности души». Следовательно, суфийская идея о стремлении к Совершенному человеку, о приоритете духовного самосовершенствования проходит красной нитью через творчество мыслителя.
Центральное положение в мета-космосе казахского философа занимает «искреннее сердце» как вместилище духа. «Не утратить чистоты сердца», сохранить «непорочное сердце детей» - основной мотив рассуждений Шакарима в отношении людей. Вершина его философии – это сверхрациональный синтез научной рациональности и нравственных ценностей, осуществляемый в процессе образования и воспитания. Он предлагает ввести науку совести, которая служила бы воспитанию внутреннего человека, подлинного Я. Совесть у Шакарима выступает универсальным моральным принципом, включает «человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве». В «Трех истинах» Шакарим также говорит о большой роли веры для совершенствования человека. Вера обращает взор человека от иллюзорной действительности к небу, как символу идеального духовного мира с триадой ценностей: Истины, Добра, Красоты. Душа, Совесть, Вера – формула полноты и совершенства человеческого существования, источник подлинного бытия человека, наполненного смыслом.
Выводы Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом. В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.
3 Методические рекомендации к лекции
При работе над лекцией вспомните соответствующие темы по «Истории Казахстана», а также предыдущие лекции по философии. Постарайтесь понять особенности шаманизма по сравнению с другими верованиями, и чем они обусловлены. Для лучшего усвоения материала о жырау, Абая, Шакарима Кудайбердиева следует обратиться к их произведениям и найти подтверждение тексту лекции.
& Литература Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. А-А., 1992, С. 5-65. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Т 1. – Алматы, 1964, С. 324-350. Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991, С. 10-25. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994, С. 13-26, С. 28, С. 33. Орынбеков М. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995, С. 10-25. Поэты пяти веков. Алматы. 1993, С. 5-335. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX века. Алматы, 1996, С. 15-400.
??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Раскройте особенности шаманизма как основу традиционного мировоззрения казахского народа. 2. Каким образом традиционные ценности воплотились в творчестве жырау? 3. Какие функции выполняли жырау в казахском обществе?
Репродуктивно-практический уровень: 1. Укажите традиционные мотивы философии Абая. Приведите примеры. 2. Назовите три истины Шакарима, которые делают жизнь человека подлинным бытием. 3. Проанализируйте проблему человека в философии Абая и Шакарима. Творческий уровень: 1. Как вы считаете, можно ли провести параллели между традиционными верованиями казахов и суфизмом? 2. Сравните процесс нравственного совершенствования у Абая и Шакарима. 3. Почему не ортодоксальный ислам, а мистический суфизм оказал большое влияние на становление казахской философии?
Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности: 1. Проведите анализ одной из работ Шакарима или Абая. Найдите в ней подтверждение основным положениям лекции. 2. Обозначьте составляющие пути нравственного самосовершенствования казахских мыслителей Абая и Ш. Кудайбердиева. Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1. Проведите анализ семейной обрядовости казахов с точки зрения традиционных ценностей 2. Сравните концепцию совершенного человека суфиев и духовное совершенствование человека у казахских философов. 3. Напишите реферат на тему (по выбору): «Мировоззрение жырау», «Истоки казахской философии», «Учение о человеке Абая», «Абай и суфистская философия», «Учение о совести Шакарима». Уровень критическо-творческой деятельности: 1. Составьте кроссворд по казахской философии (5 по вертикали и 5 по горизонтали). 2. Напишите эссе на тему «Три истины Шакарима и мое жизненное кредо». 3. Как вы считаете, можно ли шаманизм назвать народной философией? 4. Обоснуйте. : Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (обведите букву правильного ответа) 1. Основа традиционного мировоззрения казахов: А) исламская идея В) идея глубинного общения С) идея всеобщей любви 2. Истина, согласно суфизму, познается через: А) разум В) чувства С) откровение D) сердце 3. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования: A) науку о добре B) науку о совести C) науку о справедливости 4. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе: A) любовь к себе B) человечность C) любовь к животным
D) благонравие 5. Представитель суфийской философии в Казахстане: А) Ходжа Ахмет Ясави В) Махмуд Кашгари С) Аль-Фараби
Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1. В основу шаманизма положена идея общения человека с.... 2. Согласно суфизму,... – орган познания. 3. В Казахстане представителем суфийской философии был.... 4. Шакарим Кудайбердиев был представителем эпохи.... 5. Шакарим пишет в «Записках Забытого»: «Не утратить чистоты....»
Задания на установление соответствия: Установите соответствие:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.04 с.) |