Философское направление          Философы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философское направление          Философы



1.Западники                                   А) Н.П.Огарев

2.Славянофилы                             B) А.С.Хомяков

C) братья Аксаковы

D) В.Г.Белинский

E) А.И.Герцен

Ответы: 1-__________; 2-___________

 

 

Философское направление          Основная идея

1. Славянофильство                            А) «Все едино в Боге»

2. Западничество                                          B) человек – космическое существо

3. Философия всеединства                  C) проблема справедливости

4. Русский космизм                             D) европоцентризм

E) следование историческим традициям

Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____

 

Задания на установление правильной последовательности

Расположите в хронологической последовательности периоды развития самобытной русской философии:

A) почвенничество

B) славянофильство

C) евразийство.

 

 

Тема: Традиционное мировосприятие казахов и роль суфизма в становлении казахской философии

Цель: Раскрыть особенности традиционного мировосприятия казахов и их преломление в казахской философии. Выявить суфийские идеи в творчестве казахских мыслителей.

План лекции

1. Глубинное общение как основа традиционного мировосприятия казахов.

2. Феномен жырау как посредников.

3. Истоки казахской философии. Суфийские идеи в творчестве Абая.

4. Подлинное бытие человека в философии Шакарима Кудайбердиева.

 

Основные понятия по теме: шаманизм, глубинное общение, жырау, суфизм, совесть, вера.

 

Центральная для философии система отношений Я – Мир разворачивалась у казахов на фоне традиционных верований, воплощенных в шаманизме. Сам шаманизм был обусловлен кочевым образом жизни, необходимостью жить в гармонии с природой, сообразовываться с ее законами.

Многие исследователи истории культуры казахского народа А.И.Левшин, А.Чулошников, В.В.Радлов, Ч. Валиханов приходят к выводу, что традиционное мировосприятие казахского народа обусловлено шаманскими представлениями. Вся семейная обрядовость казахов, взаимодействие человека с природой, обществом было пронизано верой в духов: добрых (аруахи, пиры, гильтаны, богиня Умай), злых (албасты, пери, шайтаны и т.д.).

Главное ядро шаманизма – это «идея глубинного общения человека и природы, человека и Вселенной, их близость; приятие друг друга, терпимость и диалог человека и мира».

Обозначим основные черты шаманизма, позволяющие нам сделать этот вывод.

Во-первых, для шаманских представлений характерен образ мирового дерева (ветви – верхний мир, крона – средний мир, корни – нижний мир), обожествление гор, образ реки, которая воплощает течение жизни. То есть шаманизм главный акцент делает на сопричастности человека и природы, на то, чтобы человеческая жизнь протекала в унисон с природными ритмами.

Во-вторых, когда человек заболевал, его природный ритм нарушался, на помощь приходили шаманы, которые, обращаясь к матери-природе, восстанавливали целостность бытия – человека-в-природе. Необходимо отметить, что у шаманов присутствовало представление о человеке как единстве духа – души – тела, то есть целостное понимание человеческого существа.

Синкретизм, целостность, природосообразность, гармоничность – основные черты этого мировоззрения.

Указанные черты шаманистского, традиционного мировосприятия ярко воплотились в творчестве жырау, корни которого восходят к шаманам. Первый жырау - Коркыт-ата был одновременно и первый баксы (шаман). Легенда о Коркыт-ата, который не мог примириться со смертью, пронизано традиционными мотивами обращения к природе (горам, степям, лесам), образом реки как образом жизни. Коркыт-ата обращается не только к природе, но и к людям, указывая им путь бессмертия через искусство. Асан-кайгы (печальный) с одной стороны стремится к Жер уюк – земле обетованной, с другой – к людям, обращая их внимание на несовершенство их существования. Те же мотивы мы встречаем у Доспамбет жырау, Шал-акына, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Несмотря на свой высокий социальный статус, а, в частности, жырау были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, поражает их особое отношение и близость ко Вселенной, ценность которой превыше всех социальных статусов.

Например, строки Шал-акына:

                       Ты не хвались, что пять пудов ты весишь,

                       На свете есть потяжелее вещи.

                       Не хвастай, что достиг большого чина,

                       Ведь выше – белоснежная вершина.

                       А за вершиной этою в покое

                       Превыше солнца – небо голубое...

Поэзия жырау есть со-общение, то есть глубинное общение. Это глубинное общение разворачивается не только в отношении Вселенной, но и человека.

На следующем уровне посредничества жырау выполняют социокультурные функции: они являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, связывают людей с культурной традицией. Благодаря им сохраняется преемственность поколений, а значит, обеспечивается единство общества

Жырау призывают людей к миру, единству, гармонии в межличностных отношениях. Следующий вид посредничества – социально-политический, так как жырау осуществляли связь народа с властью – ханом, преодолевая этим социальный разрыв. Например, Бухар-жырау пишет:

«Согласие – достаток означает

                                 Иначе быть посмешищем, беда,

                                 Когда раздоры разлучают

                                 Родных и близких, может навсегда».

Помимо традиционного мировосприятия шаманизма, жырау, на становление казахской философской мысли оказала большое влияние восточная философия в лице Аль-Фараби, в частности, его учение о добродетельном городе. Также идеи Ю. Баласагунского о значимости знания для постижения мира в «Кутадгу-билик», идеи М. Кашгари о единстве микро и макро космоса, человека и мира в «Диван лугат ат-турк».

Особое место в возникновении и развитии казахской философии принадлежит суфизму. Идея единства бытия и гносеология суфиев нашли отражение в творчестве Абая. Особенно Абая привлекала гносеология суфиев. Суфием в постижении истины движут любовь, эмоции, которые исходят от сердца. Знание, которое содержится в сердце, равно значимо в вере, то есть вера необходима для истинного познания и основана на любви к Богу. У Абая в «Словах назидания», в слове 17 разгорается спор между Волей, Разумом и Сердцем, кто из них важнее. Абай отдает предпочтение Сердцу, которое в отличие от Разума и Воли никогда не последует за злом.

У Абая сердце - не только орган мистического постижения истины, но и основа «человечности» в человеке. Путь сердца – это путь нравственного совершенства. Подобно тому, как в суфизме центральной является идея о совершенном человеке, для Абая главной выступает идея самосовершенствования человека, культивирование в человеке духовных ценностей. Процесс духовного становления осуществляется через веру и через приобщение человека к миру культуры.

Абая также привлекала идея суфиев о том, что истина постигается путем символов, знаков, притч, что находит отражение в поэзии философа.

Философское наследие Шакарима Кудайбердиева пронизано традиционными суфийскими мотивами. В «Записках забытого» Шакарим констатирует, что глубинное общение со Вселенной уступило место отчуждению человека от природы, человека от общества, человека от своей внутренней сущности.

Выход из данной ситуации следующий: «... необходимо дать людям образование», которое бы сделало приоритетными для человека «потребности души». Следовательно, суфийская идея о стремлении к Совершенному человеку, о приоритете духовного самосовершенствования проходит красной нитью через творчество мыслителя.

Центральное положение в мета-космосе казахского философа занимает «искреннее сердце» как вместилище духа. «Не утратить чистоты сердца», сохранить «непорочное сердце детей» - основной мотив рассуждений Шакарима в отношении людей.

Вершина его философии – это сверхрациональный синтез научной рациональности и нравственных ценностей, осуществляемый в процессе образования и воспитания. Он предлагает ввести науку совести, которая служила бы воспитанию внутреннего человека, подлинного Я.

Совесть у Шакарима выступает универсальным моральным принципом, включает «человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве».

В «Трех истинах» Шакарим также говорит о большой роли веры для совершенствования человека. Вера обращает взор человека от иллюзорной действительности к небу, как символу идеального духовного мира с триадой ценностей: Истины, Добра, Красоты.

Душа, Совесть, Вера – формула полноты и совершенства человеческого существования, источник подлинного бытия человека, наполненного смыслом.

 

 

Выводы

Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом.

В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.

 

3 Методические рекомендации к лекции

 

При работе над лекцией вспомните соответствующие темы по «Истории Казахстана», а также предыдущие лекции по философии. Постарайтесь понять особенности шаманизма по сравнению с другими верованиями, и чем они обусловлены. Для лучшего усвоения материала о жырау, Абая, Шакарима Кудайбердиева следует обратиться к их произведениям и найти подтверждение тексту лекции.

 

& Литература

Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. А-А., 1992, С. 5-65.

Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Т 1. – Алматы, 1964, С. 324-350.

Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991, С. 10-25.

Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994, С. 13-26, С. 28, С. 33.

Орынбеков М. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995, С. 10-25.

Поэты пяти веков. Алматы. 1993, С. 5-335.

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX века. Алматы, 1996, С. 15-400.

 

??? Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:

1. Раскройте особенности шаманизма как основу традиционного мировоззрения казахского народа.

2. Каким образом традиционные ценности воплотились в творчестве жырау?

3. Какие функции выполняли жырау в казахском обществе?

 

Репродуктивно-практический уровень:

1. Укажите традиционные мотивы философии Абая. Приведите примеры.

2. Назовите три истины Шакарима, которые делают жизнь человека подлинным бытием.

3. Проанализируйте проблему человека в философии Абая и Шакарима.

Творческий уровень:

1. Как вы считаете, можно ли провести параллели между традиционными верованиями казахов и суфизмом?

2. Сравните процесс нравственного совершенствования у Абая и Шакарима.

3. Почему не ортодоксальный ислам, а мистический суфизм оказал большое влияние на становление казахской философии?

 

Задания для СРС

 

Уровень репродуктивной деятельности:

1. Проведите анализ одной из работ Шакарима или Абая. Найдите в ней подтверждение основным положениям лекции.

2. Обозначьте составляющие пути нравственного самосовершенствования казахских мыслителей Абая и Ш. Кудайбердиева.

Уровень репродуктивно-практической деятельности:

1. Проведите анализ семейной обрядовости казахов с точки зрения традиционных ценностей

2. Сравните концепцию совершенного человека суфиев и духовное совершенствование человека у казахских философов.

3. Напишите реферат на тему (по выбору): «Мировоззрение жырау», «Истоки казахской философии», «Учение о человеке Абая», «Абай и суфистская философия», «Учение о совести Шакарима».

Уровень критическо-творческой деятельности:

1. Составьте кроссворд по казахской философии (5 по вертикали и 5 по горизонтали).

2. Напишите эссе на тему «Три истины Шакарима и мое жизненное кредо».

3. Как вы считаете, можно ли шаманизм назвать народной философией? 4. Обоснуйте.

: Тесты

 

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (обведите букву правильного ответа)

1. Основа традиционного мировоззрения казахов:

А) исламская идея

В) идея глубинного общения

С) идея всеобщей любви

2. Истина, согласно суфизму, познается через:

А) разум

В) чувства

С) откровение

D) сердце

3. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:

A) науку о добре

B) науку о совести

C) науку о справедливости

4. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе:

A) любовь к себе

B) человечность

C) любовь к животным

D) благонравие

5. Представитель суфийской философии в Казахстане:

А) Ходжа Ахмет Ясави

В) Махмуд Кашгари

С) Аль-Фараби

 

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. В основу шаманизма положена идея общения человека с....

2. Согласно суфизму,... – орган познания.

3. В Казахстане представителем суфийской философии был....

4. Шакарим Кудайбердиев был представителем эпохи....

5. Шакарим пишет в «Записках Забытого»: «Не утратить чистоты....»

 

Задания на установление соответствия:

Установите соответствие:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.04 с.)