![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философское направление ФилософыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1.Западники А) Н.П.Огарев 2.Славянофилы B) А.С.Хомяков C) братья Аксаковы D) В.Г.Белинский E) А.И.Герцен Ответы: 1-__________; 2-___________
Философское направление Основная идея 1. Славянофильство А) «Все едино в Боге» 2. Западничество B) человек – космическое существо 3. Философия всеединства C) проблема справедливости 4. Русский космизм D) европоцентризм E) следование историческим традициям Ответы: 1-___; 2-____; 3-____; 4-____
Задания на установление правильной последовательности Расположите в хронологической последовательности периоды развития самобытной русской философии: A) почвенничество B) славянофильство C) евразийство.
Тема: Традиционное мировосприятие казахов и роль суфизма в становлении казахской философии Цель: Раскрыть особенности традиционного мировосприятия казахов и их преломление в казахской философии. Выявить суфийские идеи в творчестве казахских мыслителей. План лекции 1. Глубинное общение как основа традиционного мировосприятия казахов. 2. Феномен жырау как посредников. 3. Истоки казахской философии. Суфийские идеи в творчестве Абая. 4. Подлинное бытие человека в философии Шакарима Кудайбердиева.
Основные понятия по теме: шаманизм, глубинное общение, жырау, суфизм, совесть, вера.
Центральная для философии система отношений Я – Мир разворачивалась у казахов на фоне традиционных верований, воплощенных в шаманизме. Сам шаманизм был обусловлен кочевым образом жизни, необходимостью жить в гармонии с природой, сообразовываться с ее законами. Многие исследователи истории культуры казахского народа А.И.Левшин, А.Чулошников, В.В.Радлов, Ч. Валиханов приходят к выводу, что традиционное мировосприятие казахского народа обусловлено шаманскими представлениями. Вся семейная обрядовость казахов, взаимодействие человека с природой, обществом было пронизано верой в духов: добрых (аруахи, пиры, гильтаны, богиня Умай), злых (албасты, пери, шайтаны и т.д.). Главное ядро шаманизма – это «идея глубинного общения человека и природы, человека и Вселенной, их близость; приятие друг друга, терпимость и диалог человека и мира».
Обозначим основные черты шаманизма, позволяющие нам сделать этот вывод. Во-первых, для шаманских представлений характерен образ мирового дерева (ветви – верхний мир, крона – средний мир, корни – нижний мир), обожествление гор, образ реки, которая воплощает течение жизни. То есть шаманизм главный акцент делает на сопричастности человека и природы, на то, чтобы человеческая жизнь протекала в унисон с природными ритмами. Во-вторых, когда человек заболевал, его природный ритм нарушался, на помощь приходили шаманы, которые, обращаясь к матери-природе, восстанавливали целостность бытия – человека-в-природе. Необходимо отметить, что у шаманов присутствовало представление о человеке как единстве духа – души – тела, то есть целостное понимание человеческого существа. Синкретизм, целостность, природосообразность, гармоничность – основные черты этого мировоззрения. Указанные черты шаманистского, традиционного мировосприятия ярко воплотились в творчестве жырау, корни которого восходят к шаманам. Первый жырау - Коркыт-ата был одновременно и первый баксы (шаман). Легенда о Коркыт-ата, который не мог примириться со смертью, пронизано традиционными мотивами обращения к природе (горам, степям, лесам), образом реки как образом жизни. Коркыт-ата обращается не только к природе, но и к людям, указывая им путь бессмертия через искусство. Асан-кайгы (печальный) с одной стороны стремится к Жер уюк – земле обетованной, с другой – к людям, обращая их внимание на несовершенство их существования. Те же мотивы мы встречаем у Доспамбет жырау, Шал-акына, Шалкииз-жырау, Бухар-жырау. Несмотря на свой высокий социальный статус, а, в частности, жырау были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, поражает их особое отношение и близость ко Вселенной, ценность которой превыше всех социальных статусов. Например, строки Шал-акына: Ты не хвались, что пять пудов ты весишь, На свете есть потяжелее вещи. Не хвастай, что достиг большого чина, Ведь выше – белоснежная вершина.
А за вершиной этою в покое Превыше солнца – небо голубое... Поэзия жырау есть со-общение, то есть глубинное общение. Это глубинное общение разворачивается не только в отношении Вселенной, но и человека. На следующем уровне посредничества жырау выполняют социокультурные функции: они являются связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, связывают людей с культурной традицией. Благодаря им сохраняется преемственность поколений, а значит, обеспечивается единство общества Жырау призывают людей к миру, единству, гармонии в межличностных отношениях. Следующий вид посредничества – социально-политический, так как жырау осуществляли связь народа с властью – ханом, преодолевая этим социальный разрыв. Например, Бухар-жырау пишет: «Согласие – достаток означает Иначе быть посмешищем, беда, Когда раздоры разлучают Родных и близких, может навсегда». Помимо традиционного мировосприятия шаманизма, жырау, на становление казахской философской мысли оказала большое влияние восточная философия в лице Аль-Фараби, в частности, его учение о добродетельном городе. Также идеи Ю. Баласагунского о значимости знания для постижения мира в «Кутадгу-билик», идеи М. Кашгари о единстве микро и макро космоса, человека и мира в «Диван лугат ат-турк». Особое место в возникновении и развитии казахской философии принадлежит суфизму. Идея единства бытия и гносеология суфиев нашли отражение в творчестве Абая. Особенно Абая привлекала гносеология суфиев. Суфием в постижении истины движут любовь, эмоции, которые исходят от сердца. Знание, которое содержится в сердце, равно значимо в вере, то есть вера необходима для истинного познания и основана на любви к Богу. У Абая в «Словах назидания», в слове 17 разгорается спор между Волей, Разумом и Сердцем, кто из них важнее. Абай отдает предпочтение Сердцу, которое в отличие от Разума и Воли никогда не последует за злом. У Абая сердце - не только орган мистического постижения истины, но и основа «человечности» в человеке. Путь сердца – это путь нравственного совершенства. Подобно тому, как в суфизме центральной является идея о совершенном человеке, для Абая главной выступает идея самосовершенствования человека, культивирование в человеке духовных ценностей. Процесс духовного становления осуществляется через веру и через приобщение человека к миру культуры. Абая также привлекала идея суфиев о том, что истина постигается путем символов, знаков, притч, что находит отражение в поэзии философа. Философское наследие Шакарима Кудайбердиева пронизано традиционными суфийскими мотивами. В «Записках забытого» Шакарим констатирует, что глубинное общение со Вселенной уступило место отчуждению человека от природы, человека от общества, человека от своей внутренней сущности. Выход из данной ситуации следующий: «... необходимо дать людям образование», которое бы сделало приоритетными для человека «потребности души». Следовательно, суфийская идея о стремлении к Совершенному человеку, о приоритете духовного самосовершенствования проходит красной нитью через творчество мыслителя. Центральное положение в мета-космосе казахского философа занимает «искреннее сердце» как вместилище духа. «Не утратить чистоты сердца», сохранить «непорочное сердце детей» - основной мотив рассуждений Шакарима в отношении людей.
Вершина его философии – это сверхрациональный синтез научной рациональности и нравственных ценностей, осуществляемый в процессе образования и воспитания. Он предлагает ввести науку совести, которая служила бы воспитанию внутреннего человека, подлинного Я. Совесть у Шакарима выступает универсальным моральным принципом, включает «человеческую скромность, справедливость, доброту в их единстве». В «Трех истинах» Шакарим также говорит о большой роли веры для совершенствования человека. Вера обращает взор человека от иллюзорной действительности к небу, как символу идеального духовного мира с триадой ценностей: Истины, Добра, Красоты. Душа, Совесть, Вера – формула полноты и совершенства человеческого существования, источник подлинного бытия человека, наполненного смыслом.
Выводы Таким образом, традиционное мировосприятие казахского народа основывается на идее глубинного общения со Вселенной, с людьми, с божеством (духами). Оно пронизано стремлением к гармоничному бытию с природой, друг с другом. Эти идеи нашли воплощение в феномене жырау, которые являются посредниками между людьми и Вселенной, между людьми и традицией, между людьми и ханом. В творчестве казахских философов Абая и Шакарима мы тоже находим мотивы традиционного мировоззрения, а также влияние суфизма. Идеи суфизма мыслители использовали в своей гносеологии – сердце. Концепция суфизма о Совершенном человеке воплотилась у казахских философов в идею духовного самосовершенствования человека, культивирование в человеке общечеловеческих ценностей: Истины, Добра, Красоты.
3 Методические рекомендации к лекции
При работе над лекцией вспомните соответствующие темы по «Истории Казахстана», а также предыдущие лекции по философии. Постарайтесь понять особенности шаманизма по сравнению с другими верованиями, и чем они обусловлены. Для лучшего усвоения материала о жырау, Абая, Шакарима Кудайбердиева следует обратиться к их произведениям и найти подтверждение тексту лекции.
& Литература Абай. Книга слов. Шакарим. Записки забытого. А-А., 1992, С. 5-65. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Т 1. – Алматы, 1964, С. 324-350. Кудайбердиев Ш. Три истины. Алматы, 1991, С. 10-25. Нурланова К. Человек и мир: казахская национальная идея. Алматы, 1994, С. 13-26, С. 28, С. 33.
Орынбеков М. Философские воззрения Абая. Алматы, 1995, С. 10-25. Поэты пяти веков. Алматы. 1993, С. 5-335. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-XX века. Алматы, 1996, С. 15-400.
??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Раскройте особенности шаманизма как основу традиционного мировоззрения казахского народа. 2. Каким образом традиционные ценности воплотились в творчестве жырау? 3. Какие функции выполняли жырау в казахском обществе?
Репродуктивно-практический уровень: 1. Укажите традиционные мотивы философии Абая. Приведите примеры. 2. Назовите три истины Шакарима, которые делают жизнь человека подлинным бытием. 3. Проанализируйте проблему человека в философии Абая и Шакарима. Творческий уровень: 1. Как вы считаете, можно ли провести параллели между традиционными верованиями казахов и суфизмом? 2. Сравните процесс нравственного совершенствования у Абая и Шакарима. 3. Почему не ортодоксальный ислам, а мистический суфизм оказал большое влияние на становление казахской философии?
Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности: 1. Проведите анализ одной из работ Шакарима или Абая. Найдите в ней подтверждение основным положениям лекции. 2. Обозначьте составляющие пути нравственного самосовершенствования казахских мыслителей Абая и Ш. Кудайбердиева. Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1. Проведите анализ семейной обрядовости казахов с точки зрения традиционных ценностей 2. Сравните концепцию совершенного человека суфиев и духовное совершенствование человека у казахских философов. 3. Напишите реферат на тему (по выбору): «Мировоззрение жырау», «Истоки казахской философии», «Учение о человеке Абая», «Абай и суфистская философия», «Учение о совести Шакарима». Уровень критическо-творческой деятельности: 1. Составьте кроссворд по казахской философии (5 по вертикали и 5 по горизонтали). 2. Напишите эссе на тему «Три истины Шакарима и мое жизненное кредо». 3. Как вы считаете, можно ли шаманизм назвать народной философией? 4. Обоснуйте. : Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа (обведите букву правильного ответа) 1. Основа традиционного мировоззрения казахов: А) исламская идея В) идея глубинного общения С) идея всеобщей любви 2. Истина, согласно суфизму, познается через: А) разум В) чувства С) откровение D) сердце 3. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования: A) науку о добре B) науку о совести C) науку о справедливости 4. Согласно Абаю, человек должен воспитывать в себе: A) любовь к себе B) человечность C) любовь к животным D) благонравие 5. Представитель суфийской философии в Казахстане: А) Ходжа Ахмет Ясави В) Махмуд Кашгари С) Аль-Фараби
Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1. В основу шаманизма положена идея общения человека с.... 2. Согласно суфизму,... – орган познания. 3. В Казахстане представителем суфийской философии был.... 4. Шакарим Кудайбердиев был представителем эпохи....
5. Шакарим пишет в «Записках Забытого»: «Не утратить чистоты....»
Задания на установление соответствия: Установите соответствие:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.149.44 (0.01 с.) |