Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы исхождения бытия из небытияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные понятия по теме: метафизика, бытие, небытие, дао, абсолют, ум-перводвигатель Философия – часть метафизики, они целиком не совпадают. В определенные исторические периоды метафизика дается человеку как философия, т.е. как к любовь к мудрости. Соотношение бытия и небытия – основной вопрос метафизики и самого миротворения. «Как (и почему) из небытия (ничто) возникает бытие (нечто)? В древнеиндийской метафизике абсолют (Брахман) явно предпочитает небытие, рассматривая бытие как иллюзорно-призрачное становление. Бытие к тому же есть кармическое наказание, дисгармония мира. Самое трудное не в том, чтобы быть, а в том, чтобы избавиться от бытия и достичь центра, первоистока мира – небытия. Древнекитайская метафизика тяготеет к опосредованию бытия и небытия. Все вещи существуют для бытия, бытие существует для небытия, а небытие существует для Дао. Дао и свет опосредуют соотношения бытия и небытия. Свет и Дао-закон видимы и невидимы, не имея вкуса, запаха, т.е. выступают как некие метафизические работники мира. К подобным же идеям склоняется и современное естествознание, рассматривающее вакуум (небытие) как ту протоматерию, в которой возникают все её остальные формы. Имеется четыре принципиальных идеи-сценария, в которых развертываются миротворческие ответы на этот вопрос-вызов абсолюта: мифология, религия, философия, мистика. В мифологическом мироустройстве бытие совпадает с Космосом как упорядоченном общении судьбы, богов, героев, людей, вещей. Небытие – хаос, бездна, мрак. Хаос, чувствуя свою аномальность, начинает стремиться к более упорядоченным образам реальности. Из воздействия героев и богов на мир хаоса возникает бытие, царство светлой и соразмерной жизни. В религиозном мироустройстве небытие (всевозможность) актуализируется и переводится в бытие волей Бога. В философии рассматриваются различные типы исхождения бытия из небытия, объясняя его метафизическим воздействием логоса, разума, духа, осмысляющих органов абсолюта. В европейской культуре метафизика бытия рационально была оформлена Парменидом. Есть только бытие, а небытие невозможно даже в качестве мысли, ибо последняя сразу же превращает его в бытие. Небытие неопределимо, непознаваемо. У Платона бытийность присуща лишь идеям, идейной реальности. Небытие – это материя, лишенная ума, души, идеи, т.е нечто мертвое. Становление – ложное, мнимое бытие, его имитация. Но бытие отделяется, отграничивается от небытия благом и умом-демиургом. У Аристотеля «небытие» (первоматерия) уходит в бытие через активность ума-«перводвигателя», представляющего «творческое сотрудничество» этих начал в процессах миротворения. В то же время идея ума-перводвигателя служит критерием метафизического знания. Согласно Гегелю, бытие есть первый метафизический младенец абсолютной идеи. Небытие суть отрицательная сила абсолюта, оно зависимо, производно и должно подчиняться бытию.
В мистической картине миротворения само небытие выступает как высший абсолют, из которого самозарождается бог, творящий мир. В учении Якоба Бёме (1575-1624) ничто дано как «бездна, рождающая основу». Ничто присуща бесконечная свобода и воля, которые, не имея «потребителей» становятся мукой, страданием для самого ничто. Ничто испытывает голод, жажду по нечто, начинает чего-то искать. И в бездне зажигается свет, из энергий которого самовозникает бог, энергии которого застывают, объективируются в природе. Бытие есть угасший, объективированный огонь ничто. Небытие есть абсолютная реальность, данная в ощущениях и разуме не обычным людям, а людям особого качества, людям-экзистенциям. Выводы
Проблемы соотношения бытия и небытия досталась философии от восточной метафизики. «Все вещи возникают из бытия, а бытие из небытия». В дальнейшем, в ходе развития философии это соотношение изменилось: статус небытия неожиданно получило сознание, так как оно не материально, следовательно, не существует. А все вещественное свелось к материальному. В результате, небытие в метафизическом понимании исчезло, осталось противопоставление материи и сознания. С метафизической точки зрения бытие едино в различных проявлениях сущего. Сознание, дух, мышление – проявления бытия. Следовательно, основной вопрос философии оказывается основным вопросом науки. Философия, понимаемая как метафизика, различая бытие и не-бытие, не должна раскалывать бытие и противопоставлять его части друг другу. Философия не должна превращать свою деятельность в борьбу двух направлений – материализма и идеализма, а пытаться понять бытие в его многослойности, изучать сознание.
Бытие на языке метафизики фиксирует опыт встреч мира и мысли с небытием. В бытии все лишь продолжается, но ничего не начинается и не кончается. Поэтому жизненная формула-пароль бытия всегда одна и та же: «В этом что-то есть…», или «Это ещё не конец».
3 Методические рекомендации к лекции При изучении данной темы необходимо уяснить суть философского понимания материи. Обратите внимание на то, как менялось представление о материи в истории философии. Сфокусируйте внимание на «исчезновении материи» в XIX веке. В этой связи осмыслите определение материи, данное В. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Подумайте, может ли материя мыслить? Подумайте - мир един или двойственен? Какие еще имеются варианты ответа на этот вопрос? & Литература Аристотель. Метафизика. // Соч. В 4-х тт. Т.1. – М.,1976. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Под ред. проф. И.Т. Фролова. – М., 1989. – Т.2. Гл.5, 6. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – М., 1927. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С. 76, 423, 407, 462. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М.: Тон, 2001. – С. 264-285.
??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1. Что такое онтология? 2. Что такое метафизика? 3. С чем связано отождествление метафизики и онтологии? Репродуктивно-практический уровень: 1.Как представлена идея творения мира в религиозной картине мира? В чем смысл креационизм? 2.Как представлена проблема бытия и небытия в древнеиндийской и древнекитайской метафизике? 3.Сравните мифологическую и мистическую картины миротворения. Кто представил мистическую идею миротворения? Критически-творческий уровень: 1.Как в философии решается проблема соотношения бытия и небытия? Оцените постановку этой проблемы в истории философии. 2. Подумайте, может ли материя мыслить? 3. Основной вопрос философии: что первично – материя или сознание, - актуален ли для современной онтологии? Каково метафизическое решение т.н. основного вопроса философии? Правомерно ли разбивать единое бытие на материю и дух, противопоставляя их? Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1. Напишите краткий конспект по плану, предложенному в начале лекции. 2. Составьте терминологический словарь по теме.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1. Подготовьте сообщения по следующим вопросам: · Бытие как сущее. · Тождество бытия и мышления, открытое Парменидом. «Бытие и мысль суть одно и то же». · Символическая формула бытия Пифагорейской школы (1+2+3+4=10). · Проблема подлинного бытия Платона и иерархизация бытия Плотина.
Уровень репродуктивно-творческой деятельности: 1. Напишите реферат на одну из предложенных тем: · «Рационалистическая и иррационалистическая трактовка бытия» · «Проблема бытия в Новое время» · «Бытие природы, общества, человека в философии Просвещения» · «Тождество бытия и мышления Гегеля» · «Проблема бытия в философии ХХ века»
: Тесты Закрытые задания с выбором одного правильного ответа: 1. Древнегреческий мыслитель, который впервые ввел в философию понятия «бытие» и «небытие»: A) Гераклит D) Аристотель B) Пифагор E) Платон C) Парменид 2. По мнению Демокрита в основе бытия лежит: A) вода D) монада B) апейрон E) квантовая частица C) атом 3. Выберите правильное определение креационизма: A) принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу B) такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог C) система взглядов, в соответствии с которой мировые события управляются божественным существом
4. Автор, признающий две независимые субстанции – мыслящую и протяженную: A) Бэкон D) Спиноза B) Декарт Е) Локк C) Гоббс 5. Автор философского определения материи: A) Кант D) Энгельс B) Фейербах E) Ленин C) Маркс 6. Общепринятая концепция пространства и времени в настоящее время: A) Субстанциональная D) Энергетическая B) Реляционная E) Трансцендентальная C) Квантовая 7. Понятие, соответствующее понятию «материя»: A) Атомы D) Философская категория B) Физические тела E) Вакуум C) Масса 8. Способ существования материи: A) Пространство D) Взаимообусловленность B) Время Е) Причинность C) Движение 9. Принцип единства мира в марксистской философии выражается в: A) Абсолютности D) Причинности B) Идеальности E) Целесообразности C) Материальности
Открытое задание со свободно конструируемым ответом: Допишите: 1. Современный немецкий философ Мартин Хайдеггер сказал: «Онтология возможна лишь как …»
Задание на установление соответствия: 1. Установите соответствие между именами философов и предложенными моделями бытия:
1.Монистическая модель бытия. А) Спиноза
2.Дуалистическая модель бытия. В) Декарт 3.Плюралистическая модель бытия. С) Лейбниц Ответы: 1-____; 2-____; 3-_____.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.71 (0.012 с.) |