Уровень репродуктивно-практической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень репродуктивно-практической деятельности



1. Раскройте смысл формулы Сократа «Познай самого себя». Самопознание – цель и метод философской антропологии.

2. Сравните социокультурные и психоаналитические концепции человека (Л.Фейербах, К.Маркс, Э.Фромм, З.Фрейд).

3. Составьте словарь терминов «философской антропологии» М. Шелера.

 

Уровень критически-творческой деятельности:

1. Напишите философское эссе на тему: «Человек: смысл и цель его жизни».

2.Напишите письменную работу, в которой раскройте смысл экзистенциалистской концепции человека (Камю А. «Миф о Сизифе», Хайдеггер М. «Разговор на проселочной дороге», Сартр Ж.-П. «Тошнота»)

3. Подготовьте аргументированное эссе на тему: «Отображение исторического понимания сущности человека в искусстве».

 

: Тесты

Закрытые задания с выбором одного правильного ответа:

 

1. Антропология это учение:

А) О генезисе живых организмов

В) О фауне тропического пояса

С) О трасцендентальном

D) О человеке

2. Выделите качества, которые отличают человека от всех других живых существ и их «псевдосоциальных» обьединений:

A) Наличие инстинктов

B) Наличие норм поведения

C) Функция воспроизведения рода, потомства

D) Наличие культуры

E) Способность к абстрактному мышлению

3. Выделите верное суждение:

А) Природные качества не определяют сущность человека; единственным фактором, обуславливающим его сущность, является социальность человека.

В) Человек есть существо как биологическое, так и социальное.

С) Человек рождается как природное существо, живой организм, и только потом становится членом общества, поэтому биологическое определяет сущность человека.

4. Критерием гуманности общества является:

A) Степень защищенности

B) Возможность получить желаемое образование

С) Степень свободы

Д) Уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей личности

 

 

5. Философ, считавший, что сущность человека – культура, действия человека в соответствии с планом:

А) Ф.Ницше;

В) Э.Кассирер;

С)  М.Шелер;

Д) А.Гелен

7. Определение человека верное с позиций материализма:

А) «природа человека есть сумма его природных способностей и сил … они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного» (Т.Гоббс)

В) «Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры» (Б.Паскаль)

С) «Если бы не был в тебя вложен ум, ты был бы скотом» (Э.Роттердамский)

Открытые задания со свободно конструируемым ответом:

Дополните:

1. Закончите следующую фразу: Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества называется ….

2. Допишите следующую фразу: Антропологический кризис включает три основных составляющих: кризис духовный, кризис душевный, …

3. Вставьте пропущенное слово в следующую фразу: Процесс историко –генетического становления общества и человека называется …

 

Задания на установление правильной последовательности:

1. Основные этапы антропогенеза:

А) архантропы – Homo habilis

В) австралопитеки – Homo erektus

С) неоантропы – Homo sapiens

D) палеоантропы

Задания на установление соответствия:

1.Задание на установление соответствия определения человека и авторов.

1.Человек– символическое животное                  А) Ф. Ницше

2. Человек – неполноценное животное             В) Э. Кассирер

3. Человек - недостаточное существо               С) М. Шелер

4.Человек – нить, натянутая между                         D) А. Гелен

животным и сверх-человеком            

Ответы: 1-_____; 2-_____; 3-______; 4-______.

2.Установите соответствие между основными чертами философского понимания человека в разные эпохи и периоды истории, для которых они характерны:

1.космоцентризм                                                 А) средневековье

2.теоцентризм                                                      В) Древний мир

3.антропоцентризм                                              С) новое время

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-______.

3.Соотнесите основные факторы антропосоциогенеза и соответствующие концепции, в которых они акцентированы:

1. Игровая концепция                         А) трудовая деятельность

2. Трудовая концепция                                В) вытеснение в бессознательное  

3. Психоаналитическая концепция              инстинктивных сексуальных

4. Символическая концепция                       побуждений

                                                             С) игровая деятельность

                                                             D) символическая деятельность

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-_______; 4-______.

 

4.Установите соответствие, позволяющее определить основателей ведущих концепций антропосоциогенеза:

1.трудовая концепция                                                    А) Э.Кассирер

2.игровая концепция                                                       В) Ф.Энгельс

3.психоаналитическая концепция                                 С) Й.Хейзинга

4.символическая концепция                                           D) З.Фрейд

 

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-_____; 4-______.

5.Соотнесите основные коэволюционные стратегии экосоциального развития и идеи, лежащие в их основе:

1.«Назад к природе»                       А) идея покорения человеком природы                                                                            

2.«Вперед к природе»                     В) идея смирения перед природой

3.Ноосферная стратегия                 С) идея преобразования природы с опорой

        на науку и нравственное отношение к ней

 

Ответы: 1-_____; 2-______; 3-______.

 

ГЛОССАРИЙ

Абсолютная идея – понятие гегелевской философии, заключающее в себе одновременно субстанцию и субъект, обозначающее универсум в его полноте, безусловности и всеобщности.

Аверроизм - направление в западноевропейском средневековом аристотелизме, восходящее к воззрениям арабского философа 12 века Ибн Рушда (в лат.традиции Аверроэс). Своеобразной формой обоснования независимого от откровения и теологии философского знания явилась авероистская теория двух истин.

Агностицизм (от греч. – недоступный познанию) - филос. учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Термин введен английским естествоиспытателем Т.Гексли в 1869 для обозначения филос.позиции, ограничивающей сферу компетенции философии рамками «позитивного» знания.  

Академия (платоновская)- основана Платоном в 85 г. до н.э. Просуществовала шесть веков. Ее название происходит от имени мифического героя Академа, по имени которого был назван сад близ Афин. Руководил Академией схоларх, избиравшийся из ее членов. Члены Академии во многом добровольно ограничивали себя в мясоедении, плотской любви, во сне. Они занимались разработкой таких дисциплин, как философия, астрономия, естествознание, геометрия, особая роль которой была подчеркнута в девизе Академии: «Не геометр да не войдет!»

Аксиология философская – философская теория ценностей (см. ценность)

Акциденция (от лат. случай)- философское понятие, означающее случайное, несущественное, противоположное субстанциальному, т.е. существенному. Впервые это понятие встречается в работах Аристотеля.

Аллегория (греч. иносказание) – понятие, близкое к понятию «символ». Это иносказание, развернутое уподобление, закрепленное культурной традицией.

Анализ (от греч. расчленение) – в теории познания процедура мысленного расчленения явления, процесса, предмета. Противоположным ей является синтез. Это первая стадия исследования, когда теоретик переходит от общего описания предмета или явления к характеристике его структуры и свойств.

Аналитическая философия – направление в западной философии ХХ в., считающее собственно философией исключительно употребление языковых средств и выражений, толкуемое как подлинный источник постановки философских проблем. В аналитической философии два направления: лингвистическая философия и философия логического анализа. Философия логического анализа, применяющая аппарат современной математической логики, представляет линию сциентизма в современной философии, тогда как лингвистическая философия, отвергающая логическую формализацию в качестве основного метода анализа, выступает против культа научного знания и отстаивает «естественное» отношение к миру.

Антропоцентризм – мировоззрение, согласно которому человек помещается в центр мироздания, а бог на периферию.

Антиномия (от греч. противоречие закона самому себе) - одно из понятий «Критики чистого разума» Канта. Антиномии, по Канту, возникают при попытке мыслить мир как единое целое. Противоречия возникают от того, что имеет место попытка нашего разума экстраполировать приложимые только к миру «вещей в себе», понятия абсолютного и бесконечного на мир опыта и явлений.

Апейрон (греч. бесконечный) - термин древнегреческой философии, означающий бесконечное, отсутствие внутренних границ. Первым его употребил в VI в. до н. э. представитель Милетской философской школы Анаксимандр.

Апория (от греч. нет выхода) – трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известными являются апории представителя древнегреческой философской школы в городе Элея – Зенона «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др.

Апология – оправдание, защита, защитная речь на суде, «Апология Сократа» - произведение Платона

Апологетика – творчество защитников христианского вероучения, выделяемое в отдельный период развития христианской философии

Апостериори и априори (лат. из последующего и предшествующего) – апостериори – знание, получаемое из опыта, а априори – знание, получаемое независимо от опыта. Встречаются у Декарта и Лейбница, наиболее часто употребляются Кантом. Априорной, по Канту, является только форма, способ организации знания. Заполняясь апостериорным содержанием, априорная форма придает научному знанию характер всеобщности и необходимости.

Атман – понятие древнеиндийской философии и религии, синоним индивидуальной души

Атараксия (греч. невозмутимость) – понятие философии Эпикура, идеальное душевное состояние, к которому должен стремиться человек. Она достигается избавлением от страха перед богами и смертью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.013 с.)