Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни человеческой психики по Фрейду:Содержание книги
Поиск на нашем сайте
А) бессознательное, сверхсознательное, сознательное В) бессознательное, предсознательное, сознательное С) эмоциональное, рациональное D) естественное сознание, феноменологическое сознание, сверхъестественное сознание Е) душевное и духовное 4. Данная трактовка сознания: «Сознание – это свойство высокоорганизованной материи мозга отражать идеально окружающую действительность» принадлежит: A) Платону В) З. Фрейду С) К. Марксу 5. Направление в философии, которому было свойственно понимание сознания как инструмента, орудия для приспособления, выживания человека к окружающей среде: А) схоластике; B) прагматизму; C) экзистенциализму 6. Философу, которому удалось в своей формуле примирить две противоположные до того субстанции «материю» и «сознание»: А) Декарту «Я мыслю, следовательно, существую»; B) Артуру Шопенгауэру «Я волю, следовательно, существую»; C) Серену Кьеркегору «Я чувствую, следовательно, существую» 7. Выберите суждение, характеризующее понимание человеческого сознания в рамках философии марксизма: А) мысль – продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного мира В) мысль – это биотоки мозга С) мысль – самостоятельное, независимое от мозга явление 8. Мотивы, определяющие человеческое поведение, по Фрейду: А) религиозные В) этические С) бессознательные D) осознанные Е) аффективные
Задания на установление соответствия: 1. В речевой деятельности человек обнаруживается единство языка и мышления. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать элементы этого единства: 1.Форма речевого процесса A) язык 2.Содержание человеческой речи B) мышление
Ответы: 1-____; 2-_____. Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1. Открытие сферы бессознательного в психике человека связано с именем …. 2. По своей сущности сознание является …. 3. Эйдосы, мир идей Платона совпадают с ….
Задания на установление истинности: 1. Можно ли в произведениях Платона найти места, где, по сути, Платон упоминает о бессознательном: А) Да, в работе «Пир» В) Нет, впервые только З.Фрейд открыл «бессознательное»
2. Можно ли эйдосы Платона рассматривать как разновидность материи? A) Да B) Нет
Отождествлял ли Фрейд сознание и «Я»? А) Да; B) Нет
Взаимосвязаны ли мышление и язык? А) да В) нет
Формируется ли человеческое сознание вне общества? А) да В) нет
Может ли машина заменить человеческое мышление? А) да В) нет
Тема: Динамика и тенденции развития научной рациональности
Цель: сформулировать основные черты классической парадигмы научной рациональности и раскрыть сущность и особенности неклассического подхода в науке. Обозначить основные тенденции развития научной рациональности.
План лекции 1. Формирование классической парадигмы научной рациональности. Эмпиризм и рационализм. Единство чувственного и рационального в познании. 2. Наука как средство познания. Позитивистский идеал науки. Методы научного познания. Проблема истины. 3. Переход к неклассической парадигме научной рациональности. «Науки о природе» и «науки о культуре» неокантианства, критический рационализм К. Поппера, феноменологический метод Э. Гуссерля. Герменевтический метод Х.-Г. Гадамера.
Основные понятия по теме: эмпиризм, рационализм, парадигма, позитивизм, фундаментализм, финализм, трансцендентализм, имперсональность, абсолютизм, наивный реализм, субстанциональность, динамизм, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, формализация, неокантианство, истина, понимание, вероятностное знание, верификация, фальсифицируемость, научный плюрализм, герменевтический метод, аксиология.
Складывание классической парадигмы научной рациональности в ХVII веке: эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Эмпиризм – это познание на основе чувственного опыта, руководствующегося принципом, что «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве». Мышление сводится к процессу обобщения, комбинирования простых идей, ведущих к формированию более сложных идей (Дж. Локк). Главный недостаток эмпиризма: игнорирование творческой активности субъекта. Рационализм – познание на основе мыслительных способностей человека. Последователи рационализма считают, что научные знания, носящие необходимый и всеобщий характер, нельзя непосредственно вывести из чувственного опыта. Соответственно, у рационалистов присутствует концепция априорного (доопытного) (И. Кант), или «врожденного» (Р. Декарт) знания. Главный недостаток рационализма как теории познания: недооценка чувственного опыта и соответственно, понимание субъекта как отдельного, изолированного от объекта. В это же время определяется структура познавательного процесса; а именно субъект-объектная модель познания и два уровня познания: чувственное познание и рациональное познание. На ступени чувственного познания открывается внешняя сторона объекта – явление, а на ступени рационального познания сущность объекта. Необходимо подчеркнуть, в конечном счете, единство познавательного процесса. Классическая парадигма научной рациональности основывается на позитивистском идеале науки, который сложился в ХIХ веке и соответствовал идеологии индустриального общества. Подлинное знание, согласно позитивизму, должно быть позитивным, безотносительно к тому, изучается ли человек или природа, то есть не делается различия между методами изучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Наука должна опираться на факт наблюдения и эксперимента, допускаются теоретические предпосылки и обобщения (в различных вариациях позитивизма), философия превращается в теорию и методологию научного познания, призванную очистить научные теории от метафизических наслоений (неопозитивизм – аналитическая философия). Истина, согласно позитивизму, одна, она объективна, что обеспечивается процессом познания, исключающим какие-либо субъективные моменты (личность исследователя), а также проверяется практикой. Ведь истинное знание должно отражать действительность. Классическая традиция научной рациональности с помощью позитивизма сформировала ряд познавательных ориентаций и навыков; в частности, фундаментализм (допущение предельных унитарных основоположений в познании); финализм (направленность научного мышления на гомогенную, самозамкнутую систему знания, фиксирующую истину в последней инстанции); трансцендентализм (традиция признания познающего субъекта в образе всеобщего, внеисторического, внеопытного, «чистого» сознания); имперсональность (субъективная отрешенность знания от аксиологических измерений); абсолютизм (беспристрастное умосозерцание извечных, непроблематизируемых истин), наивный реализм (постулирование зеркального соответствия знания действительности); субстанциальность (натурализация познания, исключение из контекста науки параметров исследователя); динамизм (установка на жестко – детерминистское толкование событий, исключение случайности, неопределенности). Классическая наука также сформировала соответствующий методологический аппарат исследования, включающий следующие методы. На эмпирическом уровне научного познания: наблюдение, эксперимент, сравнение. Благодаря этим методам происходит накопление, обобщение, систематизация опытных данных. На теоретическом уровне: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, формализация. Здесь формируются научные теории. Революционные сдвиги в науке на рубеже ХIХ - нач. ХХ в.в. способствовали пересмотру основных мировоззренческих и методологических принципов научного познания. Большую роль в этом процессе сыграла неокантианская философия, которая исходила из разделения науки на «науки о природе» и «науки о культуре», ввела гуманитарное измерение в науку и предложила новый метод познания – понимание и его интерпретационные возможности, ставшие предметом философской герменевтики во II половине ХХ в. Неокантианство положило начало неклассической парадигме научной рациональности в противовес одномерного идеала естествознания. Если в классической науке одним из фундаментальных постулатов методологии был монизм метода и мировоззрения, то в неклассике происходит поворот к многомерности, к плюралистической картине мира. Появилось новое измерение мира, где знание может быть субъективным, не аксиоматичным, вероятностным. Этому повороту способствовал критический рационализм К. Поппера, который в своей модели, по сути, отверг научные истины – аксиомы, провозгласил гипотетичность всякого научного знания, выдвинул новые критерии научности в своей теории фальсифицируемости. Ценность, подлинная научность теории заключается не в ее верификации, не в подтверждении ее результатами опыта, а в способности теории подвергаться критическим проверкам, которые могут ее опровергнуть. Происходит легитимизация научного плюрализма, который допускает одновременное существование конкурирующих теорий, исследовательских программ, концептуальных подходов, закрепляется демократический полилог как норма функционирования научных сообществ и принципиально новый научный дискурс. В контексте неклассической парадигмы науки актуализируется интерес к гуманитарным перспективам знания, его личностным аспектам, вводится проблема аксиологического измерения научного знания, то есть происходит гуманитаризация научного познания, открывается путь для поиска и разработки новых методов исследования. Наиболее перспективным на сегодняшний день признается герменевтический метод понимания, который преодолевает разрыв между объективностью и субъективностью, выдвигает новое понимание истины и принципа объективности. В целом, неклассическая модель и далее, современная постклассическая модель научной рациональности характеризуются поворотом к человеку, что означает изменение тематики, поиск новых методологий, парадигм, признание новых форм этоса науки. Данный процесс поиска идет в настоящее время и является актуальным для современной науки.
Выводы
Итак, в рамках классической парадигмы научной рациональности сформировался позитивистский идеал науки, ориентированный на естественнонаучные дисциплины, на субъект-объектную модель познания, на объективность истины (исключение каких-либо субъективных моментов). Переход к неклассическому подходу отмечен введением в понятие научной рациональности ценностной ориентации, поворотом к многомерности, к плюралистической картине мира, к вероятностному знанию, к позиции критического рационализма в отношении научной теории.
3 Методические рекомендации к лекции Для усвоения материала лекции обратите внимание на перечисленные в лекции основные черты классической научной рациональности и на позитивистский идеал науки. Эти основные черты запомните и проанализируйте. Приведенные в тексте лекции понятия эмпиризма и рационализма, а также методы научного исследования следует знать наизусть. В ходе работы над темой лекции попытайтесь уяснить сущность перехода к неклассической научной рациональности. Чем он ознаменован, какие новые изменения внес в научное познание. Особо заострите внимание на концепции критического рационализма К. Поппера и для более полного изучения данной темы обратитесь к самостоятельному изучению его работы, в частности «Логики научного знания».
& Литература Билялов М.И. Многообразие форм существования истины и проблема ее интерпретации // Философия науки - 1991. - №12. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988 – С. 317-364. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Э. Гуссерля // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 35-45. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. (главы из книги) // Вопросы философии, 1992, № 7, с. 25-49. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2000. – С. 70-120,. 130-165, 300-325. Нурманбетова Д.Н. Философия и методология науки. Уч.пособие. – Астана: ЕНУ, 2002. – С. 46-190. Философия и методология науки. – М., 1996. – С. 15-25, 30-45. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 345-361. ??? Вопросы контроля теоретических знаний по теме Репродуктивный уровень: 1.Дайте определение эмпиризма. 2.Охарактеризуйте рационализм, его основные принципы и недостатки. 3.Перечислите методы научного познания.
Репродуктивно-практический уровень: 1.Обозначьте основные черты позитивистского идеала науки и его роли в истории науки ХIХ-ХХ в.в. 2.Проведите анализ и укажите различие между «научной теорией» в классическом понимании и «научной теорией» в рамках критического рационализма К. Поппера. 3.В чем сущность «переворота», осуществляемого К. Поппером в критерии верификации. Творческий уровень: 1.Назовите причины поворота неклассической парадигмы научной рациональности к человеку. Обозначьте тенденции современного развития науки. 2.По своей специальности выберите тему исследования и проведите научное исследование. 3.Проанализируйте концепцию критического рационализма К.Поппера. Назовите достоинства и недостатки данной концепции.
1 Задания для СРС Уровень репродуктивной деятельности: 1. Основываясь на лекционном материале, сравните классическую и неклассическую парадигмы научной рациональности.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Составьте кроссворд из основных понятий темы. 2.Подготовьте реферат на тему (по выбору): Позитивистские учения в философии ХХ в.; Социальная теория позитивизма; Кант и неокантианцы: сходство и различие; Критический рационализм К.Поппера; Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. 3. Раскройте в рамках темы научной рациональности, в чем заключается основное отличие познания от понимания.
Уровень критически-творческой деятельности: 1.Напишите эссе на тему: «Что есть истина?» 2. Проанализируйте проблему «объективности» знания, принимая во внимание тезис Х.-Г. Гадамера о предрассудочности всякого понимания, о существовании горизонта понимания. Эти же идеи вы можете найти у М. Хайдеггера. 3. На основе произведения М. Хайдеггера «Учение Платона об истине» проанализируйте, что есть истина как пайдейя и истина как алетейя. : Тесты
Закрытые задания с выбором одного правильного ответа: Обведите букву правильного ответа: 1. Познавательный процесс опирается на следующую модель: 2. В неклассической парадигме научной рациональности произошел поворот A) эмпиризма 4. «Позитивные» науки, согласно позитивизму, опираются на: 5. В неклассической модели рациональности научное знание является: 6. Выделите среди данных философов представителя герменевтики: A) З. Фрейд
Открытые задания со свободно конструируемым ответом: Дополните: 1. К. Поппер считает, что для проверки научной теории необходимо искать не подтверждение, а... 2. Истина есть соответствие знания о предмете самому... 3. Ценностное измерение в «науки о культуре» ввело философское направление к ХIХ – нач. ХХ в. -... 4. Познавательное кредо эмпиризма можно выразить фразой: «Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувстве». Задания на установление соответствия: Установите соответствие: Философское направление |
Автор | ||||
1. Эмпиризм | А) К. Поппер | |||||
2. Рационализм | В) Г.Ф. Бэкон | |||||
3. Позитивизм | С) О. Конст | |||||
4. Критический рационализм | D) Р. Декарт | |||||
| E) М. Хайдеггер | |||||
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___; 4 - ___. | ||||||
| ||||||
2. Главный принцип философствования |
Философское направление | |||||
1. «Науки о природе» и «науки о культуре» | A) герменевтика
| |||||
2. «позитивные науки» | B) позитивизм | |||||
3. концепция «третьего мира» | C) неокантианство | |||||
4. проблема понимания | D) критический рационализм E) экзистенциализм | |||||
Ответы: 1 -__; 2 -__; 3 -___; 4 - ___. |
| |||||
3. Название произведения |
Автор | |||||
1. «Истина и метод». | A) Гуссерль Э. | |||||
2. «Логика научного знания» | B) Х.-Г. Гадамер | |||||
3. «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги) | C) К. Поппер D) Э. Мах | |||||
Ответы: 1 - ___; 2 - ___; 3 - ___.
Задания на установление правильной последовательности:
1. Установите правильную последовательность познавательного процесса
· эмпирическая ступень познания
· теоретическая ступень познания
· верификация
2.Установите правильную последовательность применения методов познания
· наблюдение
· эксперимент
· индукция
· дедукция
· абстрагирование
· моделирование
· обобщение.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.01 с.)