Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Платоновское понимание «кажущегося бытия»?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
A) Атомы B) Космос C) Чувственно воспринимаемые вещи. D) Мировую душу E) Идеи 7. Античный философ, предпринявший попытку систематизировать умозаключения: A) Пифагор B) Демокрит C) Платон D) Сократ E) Аристотель 8. Представителем объективного идеализма из нижеперечисленных философов является: A) Пифагор D) Сократ B) Демокрит E) Фалес C) Платон 9. Античный философ, считавший, что государством должны править философы: А) Пифагор D) Сократ В) Фалес Е) Аристотель С) Платон 10.Выделите правильное философское высказывание: A) Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни. В) Идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное. С) Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о прозе жизни. D) Идеализм – это реалистические представления о жизни. Открытое задание со свободно конструированным ответом: Дополните: 1. Слова Аристотеля: «Хотя Платон и истина мне д о роги, священный долг велит мне отдать предпочтение...» 2. Ставшую крылатой фразу: «Платон мне друг, но…!» 3. Слова Аристотеля: «Все науки более необходимы, нежели …, но лучше ее нет ни одной»:
Задания на установление соответствия: 1. Установите соответствие между именами и школами: Школы: Философы: 1. Материализм A) Сократ 2. Идеализм B) Платон C) Левкипп D) Демокрит Е) Пифагор Ответы: 1-___________; 2-_____________. 2. Установите соответствие между именами и произведениями: 1. Платон А) «Метафизика» 2. Аристотель В) «Пир» С) «Федр» D) «Апология Сократа» Е) «Политика»
Ответы: 1-___________; 2-_____________.
Тема: Патристика – единство ветхозаветной мудрости и греческой философии
Цель: показать процесс становления христианской философии, сложное единство языческой философии и ветхозаветной мудрости.
План лекции 1. О преемственности средневековой и античной философии. Апологетика. 2. Патристика. Учение Аврелия Августина. 3. Боэций – последний римлянин и первый схоласт.
Основные понятия по теме: апологетика, патристика, сакральность, креационизм, теоцентризм, эсхатология, схоластика.
На раннем этапе развития христианской философии в Западной Европе большую роль в формировании ее основ сыграли представители эллинистического этапа развития греческой философии, обеспечившие тесную преемственность средневековой и античной философии. К их числу относятся Ориген, Плотин, Боэций, Иоанн Дамаскин. На первом этапе средневековой философии, названном этапом патристики, происходит разработка и оформление основного содержания христианской теологии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона. Подобно тому, как античную философию образовали две ветви: греческая и римская, так и патристика, наследовавшая и отрицавшая их одновременно, была представлена «отцами церкви» греческого и римского происхождения и миропонимания. Те и другие развивали свои взгляды первоначально в форме христианской апологетики, которая определяется как раздел богословия, в котором сформулированы основные доказательства истинности основных религиозных представлений. Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество», «оправдание». Апологетика особенно актуальна была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволенная религия для правительства». Иными словами, христианство трудными путями прокладывало себе путь, и только в 313 году император Константин по политическим соображениям разрешил проповедовать христианство на территории Римской империи, и объявил ее государственной религией.
В период патристики богословам необходимо было обосновать основные догматы христианской церкви, что было и сделано в дальнейшем. Термин «патристика» происходит от латинского «pater» - отец. Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых Отцов церкви, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских. Библейская ветхозаветная мудрость была воспринята «отцами церкви» как нечто такое, что не только превзошло античную философию, но и в корне изменило всю систему ее понятий, представлений и особенно ценностей, оказавшихся якобы несовершенными и преходящими. Философские учения античности о сущем и познании, о человеке, его душе и смысле жизни, о природе и всем мироздании, взгляды на общество и государство, на войну и мир, прошлое, настоящее и будущее и т.п. были не просто переосмыслены христианством. Все это стало трактоваться в духе нового вероучения таким образом, что общепринятые философские понятия оказались либо полностью отвергнутыми, либо они меняли свое светское содержание на сакральное (лат. sacri – священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу). Этот процесс в средневековую эпоху зашел так далеко, что учение Христа буквально перевернуло весь духовный мир и сам образ жизни миллионов людей, совершило подлинную социальную революцию. Патристика исходила из того, что божественная мудрость, выраженная в Библии, несомненно, превосходит мудрость, представленную греко-римской, как и всякой другой философией. Таким образом, единство ветхозаветной мудрости и греческой философии было сложным и противоречивым. Видный представитель современной философии Мартин Хайдеггер в статье «Преодоление метафизики» писал: «...Христианская философия остается вещью еще более нелепой, чем идея квадратного круга. Квадрат в круге еще сходятся в том, что они пространственные фигуры, тогда как христианская вера и философия разделены пропастью. Даже если бы кто-то захотел сказать, что оба учат об истине, все равно то, что здесь называется истиной, совершенно различно. Что средневековые богословы по-своему, т.е. перетолковывая, изучают Платона и Аристотеля, это то же самое, как когда Карл Маркс использует для своего политического мировоззрения метафизику Гегеля». Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:
Патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных Отцов церкви (и особенно Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных – православной. Заслуга святого Августина состоит в том, что он обосновал основной догмат христианского вероучения – креационизм – догмат о сотворении Богом мира из ничего. Волей Творца небытие было переведено в бытие. Также Августин представил оригинальную трактовку проблемы добра и зла: зла в онтологическом плане не существует, зло есть неполнота добра, а зло присутствует только в моральной сфере как грех, т.е. несоблюдение библейских заповедей. Истина есть Бог, путь к истине лежит через сердце верующего.
Философия истории Августина также своебразна: прогресс истории связан с дальнейшей христианизацией всего мира; в мире идет постоянная борьба между градом божьим и градом земным. В своей обнаженности эта борьба предстанет и разрешится за пределами человеческой истории. Августин – сторонник христианской эсхатологии, учения о конце истории. Именно там, за пределами истории и земного мира вообще, в ином измерении люди обретут состояние «невозможности грешить». Взгляды Августина изложены в трудах «Исповедь» и «О Граде Божьем». Он был «самым крупным философом эпохи патристики и самым влиятельным теологом церкви вообще...». Его влияние выходило за рамки философии, догматики, теологии, мистики, распространяясь на социальную жизнь, церковную политику, право, одним словом, это был великий зодчий западной средневековой культуры. В отличие от Августина последний светский римский философ Боэций (480-524) (Аниций Манлий Северин) известен тем, что менее всего попал под влияние победившего христианства, занимался логикой, остался верен традициям античной философии. Он развивал свои эклектические философские взгляды, сочетая их с переводами на латинский язык Аристотеля, Евклида. Благодаря его переводам, мы имеем в научном языке т.н. латинизмы - «дефиниция», «атрибут», «акциденция», «формальный», «натуральный», «интеллектуальный» и др. Боэций расширил и обогатил концептуальный аппарат философии. Логика и концептуальный аппарат Боэция оказали существенное влияние на дальнейшее развитие средневековой философии, зрелый и высший этап которой, получил название схоластики, что означает «школьная философия». Боэций, находясь в тюрьме, перед казнью написал проникнутую идеей свободы работу «Утешение философией». Философия утешает и исцеляет, просвещая. Ее лекарствами являются знания и идеи, а методом лечения – логические рассуждения. В конце книги Философия (здесь появляется образ строгой и властной дамы - символ культуры, труда и дисциплины) советует людям отвернуться от пороков, заботиться о добродетели, устремить свой дух к праведным надеждам. Таково завещание античной философии последующим поколениям. Выводы
Христианство стало центральным фактором средневековья. С этим связан теоцентризм средневековой философии. В зрелом виде патристика была представлена в трудах христианского богослова и философа епископа Августина «О граде Божьем» и «Исповедь». Боэций – переходная фигура от патристики к схоластике. 3 Методические рекомендации к лекции Обратите внимание на основные темы святоотеческой литературы: тема троичности (тринитарности), христологическая тема, апофатическое богословие, исихазм, аскетизм. Это позволит уяснить суть патристики как единства ветхозаветной мудрости и мудрости древнегреческой, а также интеллектуально подготовиться к рассмотрению следующего этапа средневековой христианской философии – схоластики и пониманию проблемы соотношения веры и разума, теологии и философии как парадигме схоластической философии.
& Литература
Августин Аврелий. Исповедь. – М., 1992. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 357-480. Введение в философию. Под ред. Фролова И.Т. В 2 ч. Ч.1. – М., 1989. – C. 115 –118. Звиревич. В.Т. Философия Древнего Мира и Средних веков. – М., 2002. – C. 257-315. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М.: Тон, 2001. – С. 72-73. Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – C.128-162.
??? Вопросы контроля теоретических знаний Репродуктивный уровень: 1.Что такое апологетика и патристика? Каковы условия их возникновения? 2.В чем суть теоцентризма и креационизма средневековой философии?
Репродуктивно-практический уровень: 1.Прочтите главный философский труд Августина «Исповедь». Каково его идейное содержание? 2.В чем смысл истории, по Августину? В какой работе он излагает философский взгляд на историю? По каким основаниям Августина следует считать сторонником христианской эсхатологии?
Творческий уровень: 1. В чем состоят особенности патристики как философствования особого рода – «философствования в вере»? Как возможна вообще религиозная философия?
1 Задания для СРС
Уровень репродуктивной деятельности: 1. Прочитав «Исповедь» Августина Аврелия, опишите мировоззренческую эволюцию Августина. Отметьте его отношение к античной классике, неоплатонизму, манихейству.
Уровень репродуктивно-практической деятельности: 1.Покажите на материале первоисточника («Исповедь» Августина Аврелия) природу зла, решение проблемы свободы воли человека и значение творчества Августина для последующего философского и культурного развития.
Уровень критически-творческой деятельности: 1.Проанализируйте философский смысл христианства. Изложите его в письменной работе.
: Тесты
Закрытое задание с выбором одного правильного ответа: 1. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника:
A) милетской философии B) философии Аристотеля C) платоновской философии D) Священного писания E) мифологии
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.92.231 (0.014 с.) |