Инструкционно-технологическая карта по выполнению лабораторной работы №10 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкционно-технологическая карта по выполнению лабораторной работы №10



Тема: Качественный анализ.

Наименование работы: Выбор, обоснование и проведение анализа соли, растворимой в воде.

Цель работы: определить качественный состав неизвестной соли.

Приобретаемые знания и умения: знать классификацию катионов и анионов на группы, групповые реактивы; уметь составлять план анализа солей; - уметь составлять уравнения качественных реакций.            

Оснащение рабочего места: - оборудование:спиртовка, стеклянная палочка, пробирки, стекло, газоотводная трубка; - реактивы: пробирки с исследуемыми растворами, растворы: нитрата свинца, нитрата серебра, азотной кислоты, соляной кислоты, хлорида бария, аммиака, дифениламина, уксусной, серной кислот, щелочи, сульфида аммония, карбоната аммония, гексоцианоферрата калия (см. работы № 8, 10).

Выполнение работы

Задание: Проанализировать предложенную соль.

 Качественный анализ неизвестной соли целесообразно проводить в две стадии. Первоначально проводят предварительные испытания, затем – систематический анализ катионов и анионов. Обычно анализ начинают с обнаружения катионов, так как наличие некоторых катионов указывает на отсутствие ряда анионов, что облегчает проведение анализа.

В выбранном растворителе растворяют образец. Полученный раствор делят на три части. В одной определяют катионы, в другой – анионы, а третья необходима для проведения повторных определений.

I. Определение групп катионов.

 В первую очередь необходимо определить, к какой аналитической группе относится катион испытуемого вещества. Для этого на небольшие порции раствора (2 капли) действуют поочередно групповыми реактивами, начиная с группового реактива третьей группы.

Реактив на третью группу – сульфид аммония в аммиачной среде.

Реактив на вторую группу – карбонат аммония в аммиачной среде.

 Если ни с одним групповым реактивом испытуемый раствор не дает осадка, та катион принадлежит к первой группе.

II. Определение катионов.

 Установив группу, к которой принадлежит катион испытуемого вещества, определяют, какой именно катион входит в состав соли. Присутствие того или иного катиона проверяется наиболее характерной для него реакцией. Во избежание ошибки необходимо помнить последовательности определения катионов, если катион относится к первой или второй группе. И по необходимости по возможности делать проверку с другими реактивами (см. работы № 1-3).

Ш. Определение группы анионов.

1. Присутствие некоторых анионов (SO32-, S2O32-, CO32-, S2-, NO2-) обычно устанавливают одновременно с обнаружением катионов, так как при подкислении исследуемого вещества могут выделяться газы (Н2S, SO2, CO2, NO2), а в присутствии S2O32- выделяется сера.

 2. Если катион исследуемого вещества относится к первой или второй группе, то анализ ведется в следующей последовательности:

а) В пробирку помещают 4 капли исследуемого раствора и добавляют 4 капли хлорида бария, выпадение осадка говорит о присутствии анионов второй группы;

б) Если хлорид бария не дал осадка, то проводят испытание на присутствие аниона первой аналитической группы нитратом серебра, предварительно добавив несколько капель азотной кислоты. Выпадение осадка указывает на наличие анионов первой группы. Если осадок не образуется, то определяемый ион относится к третьей группе.

 Установив, к какой группе относится анион испытуемого вещества, определяют, какой именно анион входит в состав соли. Необходимо проделать несколько реакций характерных для данного аниона.

IV.Определение анионов.

1.Если катион исследуемого вещества относится к третьей группе, то сначала необходимо удалить этот катион, чтобы не мешало определению аниона.

 2. К контрольному раствору добавляют карбонат натрия до полного осаждения осадка. Смесь нагревают на водяной бане 7-10 минут, затем центрифугируют. Отбирают прозрачный раствор и делят на две части.

 3. Большую часть нейтрализуют разбавленной азотной кислотой, другую уксусной кислотой. Нагревают раствор до полного удаления углекислого газа. В полученном после нейтрализации растворе определяют анионы.

 4. Сначала пробу делают с хлоридом бария. Образование осадка свидетельствует о наличии сульфат ионов. Если осадка не образовалось, то делают пробу с нитратом серебра. Если осадка снова не образовалось, то можно предположить, что в растворе присутствуют анионы третьей группы. Для открытия аниона используют раствор, нейтрализованный уксусной кислотой.

По окончании опытов убрать рабочее место, оформить работу и сделать вывод по работе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.004 с.)