IV. Подведение итогов урока. – с Каким чувством вспоминает поэт свое детство. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока. – с Каким чувством вспоминает поэт свое детство.



– С каким чувством вспоминает поэт свое детство?

Домашнее задание: прочитать самостоятельно стихотворения Твардовского, определить их тему; постараться передать в выразительном чтении теплоту и радость, горечь и сожаление, которыми наполнены эти стихи; подготовиться к конкурсу «Поэзия Твардовского».

Урок 73
АНАЛИЗ СТИХОВ а. т. твардовского

Цел и: развивать умения анализировать поэтическое произведение, выявлять тему, идею, использованные автором средства художественной выразительности; формировать читательский интерес к поэзии.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Чтение и анализ стихов.

1. Стихотворение «Июль – макушка лета» – тема природы, лета, которое пошло на убыль. (Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

2. Стихотворение «Отыграли по дымным оврагам…»

Чтение учителя.

3. Анализ текста. Тема – приход весны.

– Какова разница между этим стихотворением и стихотворением «Снега потемнеют синие…»? (Предыдущее стихотворение о весне – это ее начало: таяние снегов, ручьи, зеленая трава. Второе – более позднее время: воды «отыграли… по оврагам», весна медленно, но продвигается, где прямой дорогой, где «кружной» (обходит вокруг шоссе, поля). «Потные» от росы (влажные) помятые снегом зеленя (озимь, ростки ржи и пшеницы, посеянной осенью). Весна в последнем стихотворении шагает медленно, но уверенно, спокойно, в предыдущем – шумная, бурная («ринулась», «выбив» из русел.)

4. Стихотворение «На дне моей жизни…».

Чтение учителем.

5. Беседа по вопросам.

– В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

– Каково желание автора? (Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

Домашнее задание: подготовить устное сочинение по одному из стихотворений Твардовского.

Урок 74
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ

Цел и: формировать умение составлять план, отбирать языковой материал к сочинению; учить точному и выразительному изложению мыслей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Составление плана сочинения.

план

1. Год написания стихотворения.

2. Тема его.

3. Какие картины встают перед нами?

4. Какие художественные средства использует автор для раскрытия темы?

5. Основная мысль (идея) стихотворения.

6. Мое отношение к произведению.

IV. Написание сочинения в черновики, редактирование, переписывание в чистовики.

Домашнее задание: подготовиться к уроку внеклассного чтения по лирике А. Т. Твардовского, посвященной подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Урок 75
ЧАС МУЖЕСТВА
(интервью с участником великой отечественной войны)

Цел и: уяснить, что нельзя забывать о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Методические приемы: комментированное чтение текста,чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1. Чтение эпиграфа, записанного на доске:

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете…

             А. Твардовский

– Каков смысл эпиграфа?

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Чтение интервью с участником Великой Отечественной войны, составление плана.

1) «Да разве об этом забудешь…?»

а) «На этот вопрос ответить однозначно нельзя». Юлия Дружинина (о погибшей подруге).

Константин Симонов. «Жди меня».

Анна Ахматова. «Мужество».

б) «Каждый поэт – особый мир, особый взгляд на жизнь».

в) «Были стихотворные произведения всевозможных жанров».

г) «С первых дней и до конца войны был на фронте А. Т. Твардовский».

«Я убит под Ржевом».

Поэма «Василий Теркин».

д) «Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат».

Евгений Винокуров «Москвичи».

е) «Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя».

Юрий Белаш. «Под пулеметным огнем».

«Штыковой бой».

«Оглохшая пехота».

ж) «В нем слышится сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем, переживающим годы войны».

Константин Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

з) Сила любви сильнее силы ненависти.

Ольга Берггольц. «Твой путь».

и) «Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке». Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым». Юрий Разумовский.

к) «И даже в дни войны стихи были проникнуты не только чувством гнева, но и чувством острого сострадания».

А. Т. Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…»

2) Песни о войне в наше время.

Можно прослушать записи этих песен.

Жигулин. «Калина».

В. Высоцкий. «Братские могилы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.013 с.)