III. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.



Заключительное слово учителя.

Нет ничего более крепкого в отношении людей, чем товарищество. Есть пословица: «Сам погибай, а товарища выручай»; если человек предает своих товарищей, Родину, он погибает, пусть не сразу, чувство вины никогда не покинет его: личного счастья нельзя достигнуть изменой Родине.

Домашнее задание: дочитать повесть; продолжить накопление материала для характеристики героев повести.

Урок 31
Н. В. Гоголь. «тарас бульба»
А нализ 10, 11, 12-й глав

Цел и: подвести к осмыслению героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новых глав.

1. Беседа по вопросам.

– Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

– Он раскаялся? («…Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

Задание: чтение гл. 9 (пленение Остапа и Тараса Бульбы.)

2. Анализ главы 10.

Задание: пробуждение тараса.

– Как автор описывает его страдания? (Зачитать со слов: «Напрасно старались…» до: «Остап мой!» «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». «Он уходил в луга…, и слеза капала одна за другою».)

3. Анализ главы 11.

Задание: зачитать первые три абзаца гл. XI, с. 205–207.

– Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже… не промолвил ни одного слова». С. 207.)

– Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий… Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

– Услышал он слово мужа? (С. 207.)

4. Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

– Какая казнь была придумана ему? (И присудили… сжечь… Но не на костер глядел Тарас… С. 209.)

– На что же он глядел? («К берегу… не было погони». С. 209.)

– Каково его предсмертное желание? (С. 209. «Прощайте… погуляйте!»)

Вывод. Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

III. Подведение итогов урока.

Викторина:

1. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова.

«Терпи, казак, – атаманом будешь!»

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

«Есть еще порох в пороховницах?»

2. При каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

3. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Иллюстрации каких художников к повести «Тарас Бульба» более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

Домашнее задание: закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

Урок 32
Сравнительная характеристика
остапа и андрия, Тараса Бульбы

Цел и: развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине; учить работать над планом и по плану.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по новой теме.

1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10–15 мин).

Задания записаны на доске.

1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится об Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?

2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?

3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?

2. Коллективное обсуждение вопросов.

– Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?

– Почему по-разному они ведут себя? (Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий – воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия – «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «летят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша …В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)

– Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он? (Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «…биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку; «…ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.

– (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя – ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.

А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.)… стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».

Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно… как у старого человека. Остап… поблагодарил за честь…»

– Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)

– Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия…» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества – все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)

3. Самостоятельная работа по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.

– Что изображено на иллюстрациях Е. Кибрика?

– Как передал художник стойкость и мужество Остапа, неуклонную волю и героизм Тараса?

– Какие качества характера Андрия сумел передать художник?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.008 с.)