IV. Подведение итогов урока. – В чем ценность былин? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока. – В чем ценность былин?



– В чем ценность былин?

– Какова роль былин в развитии литературы, живописи, музыки?

Вывод. Былины имели и имеют документальную ценность, рисуя достоверные черты древнего быта, рассказывая об устройстве городов, об обычаях и укладе жизни людей; они сыграли огромную роль в развитии литературы, живописи, музыки (опера «Садко» – Н. Римский-Корсаков; «Три богатыря» – В. Васнецов).

Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; ответить на вопросы из учебника.

Индивидуальное задание:

1) составить диалог на тему «Какие иллюстраторы былин мне нравятся» (2 ученика рассказывают об оригинальных творениях В. Васнецова, И. Репина, И. Билибина, демонстрируют иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др.); подготовить выставку, стенд-раскладушку;

2) подготовить рассказ-сообщение с прослушиванием фрагментов музыкальных произведений, написанных на былинные сюжеты.

Урок 6
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.
былина «илья муромец и Соловей-разбойник»

Цел и: отрабатывать умение выявлять основные свойства характера героя, составлять его характеристику; прививать любовь к историческому прошлому родины.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картины: В. Васнецова «Три богатыря», «Витязь на распутье», И. Репина «Садко», И. Билибина «Дружина Вольги», иллюстрации Н. Рериха, художников Палеха и др. Послушаем, о чем ведут диалог у выставки наши ребята.

Индивидуальное домашнее задание – 2 ученика.

2. Вторая группа ребят делает сообщение о музыкальных произведениях, написанных на былинные сюжеты (с прослушиванием музыкальных фрагментов).

III. Изучение новой темы.

1. Работа с текстом по вопросам.

– К какому циклу былин относится эта былина? (Киевскому.)

– Какова тема ее? (Защита отечества от насильников, разбойников, охрана покоя и благополучия жителей страны.)

Задание: пересказать содержание былины, используя цитаты и зачитывая их.

– Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)

– Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам. Богатырь продолжает путь в Киев прямоезжей дорогой. Прямая дорога с севера страны была в лесном краю, в котором находились разбойники, грабившие и убивавшие. Соловей-разбойник олицетворяет эти разбойничьи силы.)

– Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)

– Как губительна его сила? (…все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)

– Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

– Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

– Почему? («Тебе полно-тко слезить, да отцов – матерей;

Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих.

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек!».)

Задание: найдите постоянные гиперболы, отметьте особенности ритма, лексики.

Вывод. Былина отличается от сказки: богатырь выезжал из Мурома в Киев (дано точное место), нет подробного описания внешности врага; напевностью исполнения, которая достигается чаще всего тремя главными ударениями в строке, причем третье всегда находится на третьем слоге от конца. («То пехо́тою никто́ да не проха́живал…»). Четвертое ударение – добавочное, на самый последний слог, и при напеве создается протяжением этого слога. Былинный стих характеризуется постоянным количеством ударений в каждой строке и разным количеством безударных слогов.

2. Используя текст, нарисуйте устный (словесный) портрет богатыря.

План вывешивается (проецируется) на доску.

ПЛАН

1. «…из города из Мурома…»

2. «…удаленький дородный добрый молодец…»

3. «…к обеденке поспеть хотел… в Киев-град…»

4. «…подъехал он ко славному… Чернигову».

5. «…стал конем топтать да стал копьем колоть».

6. «…Я не йду к вам в Чернигов воеводою».

7. «…укажите мне дорогу прямоезжую…»

8. «…стрелил в того-то Соловья-разбойника…»

9. «…идет в палаты белокаменны».

10. «…вел наклоны по-ученому…»

11. «Соловей-разбойник на твоем дворе…»

12. «…он срубил ему да буйну голову».

(Илья Муромец – крестьянский сын, поэтому одежда на нем обыкновенная – русская рубашка, штаны, сапоги. Однако он называется богатырем святорусским, значит, на нем может быть и воинское снаряжение: кольчуга, шлем. Он вооружен копьем, луком со стрелами. Автор подчеркивает его дородство, т. е. рост, силу, мощь. Мы знаем, что Илья «сиднем сидел» 30 лет и 3 года, значит, он не юноша, а зрелый мужчина с окладистой бородой. В былине нет портрета Ильи, потому что главные черты его характера проявляются в поступках: освобождении Чернигова от неприятеля, победе над Соловьем-разбойником, поведении в Киеве. Илья смел, могуч, благороден. Он защитник русских людей, страдающих от внешних врагов и разбойников.)

3. Перечитаем еще раз сцену победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником.

– Перечислите, какие сказочные черты вы заметили в этом отрывке.

– Найдите постоянные эпитеты, гиперболы, другие художественные приемы.

(Сказочным в этом эпизоде можно считать разговор Ильи Муромца с конем, подобное мы не раз встречали в сказках… Даже обращение «ах ты, волчья сыть, травяной мешок» заимствовано из сказок.

Истинно по-былинному преувеличено (гиперболизировано) богатырство Ильи через описание движения его коня: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спущал…»

С помощью гипербол показан и страшный посвист Соловья-разбойника, от которого «все травушки-муравы уплеталися, да лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к земле все приклонялися».

Немало в этом отрывке и постоянных эпитетов, используемых в фольклоре: добрый конь, лазоревы цветочки, темные лесушки, плеточка шелковая, крутые ребра, белы ручушки, тетивочка шелковая, стрелочка каленая, сыра земля, стремечко булатное.

В этом отрывке можно также отметить инверсию (то есть изменение порядка слов) – «конь да богатырский» (вместо богатырский конь), «дорожкой прямоезжею» (вместо прямоезжей дорожкой), «плеточка шелкова» (вместо шелковая плеточка) и т. п.; повторы: «Не слыхал ли посвиста соловьего, не слыхал ли покрика звериного, не видал ли ударов богатырских?»

Широко используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: дороженька, реченька, травушка, лесушка, плеточка, тетивочка, ручушки, стремечко, Смородинка.

Но несмотря на сказочность происходящего, в былине упоминаются исторические места и лица: города Муром, Чернигов, Киев, князь Владимир стольнокиевский.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.007 с.)