V. Подведение итогов уроков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Подведение итогов уроков.



– Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься?

– Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах? (Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного отношения. Деликатный вопрос.)

Домашнее задание: прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»; поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.

Урок 51
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ (1868–1936).
Повесть «Детство»

Цели: познакомить с содержанием повести, ее героями, подчеркнуть жестокость не только взрослых, но и детей, жадность; показать влияние окружающей среды на характеры и поступки детей; рассказать о добрых людях, которые оставались ими и в этих условиях.

Методические приемы: работа по учебнику,аналитическая беседа, выразительное чтение текста, подбор цитат.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение 2–3 отзывов на рассказы Бунина «Лапти» и «В деревне», рецензирование.

– Что же хотел сказать нам автор этими рассказами?

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с. 19–20).

2. Беседа по вопросам.

– Что рассказал писатель о своем детстве?

– Что значит трилогия? (1913 – «Детство», 1916 – «В людях», 1922 – «Мои университеты».)

– Что поразило Горького в детстве? (Бессмысленная жестокость.)

Задание: зачитать высказывание о книгах: (С. 21 «…в ней заключена писавшего…», «иную жизнь показывали», «…обещания помочь людям»…)

– Что советует нам писатель? («Учитесь… Читайте…» «Читайте больше…». С. 21.)

3. Слово учителя.

Автобиографическая проза, как вы помните, основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений.

Повесть «Детство» – произведение автобиографического характера. Горький заявлял: «Не про себя я рассказываю». Именно социальная природа горьковского героя, общность его судьбы с народом отличают данную повесть от других произведений автобиографического жанра. (Л. Толстого, С. Аксакова, Н. Гарина-Михайловского, А. Н. Толстого), где уделялось основное внимание изображению внутреннего мира ребенка.

Детство, изображенное Горьким, далеко не прекрасный период его жизни. Это не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор (повествование ведется от 1-го лица) всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Сам писатель (об этом мы уже говорили) много видел и испытал в детстве, и это обогатило его душевный мир.

4. Чтение учителем I главы повести.

5. Работа по главе.

Беседа по вопросам.

– Какой видит Алеша бабушку? (Бабушка казалась ему излучающей свет, тепло, радость. «светилась изнутри…»)

– Какую роль сыграла она в его жизни, новой жизни? (С. 22. «До нее, как будто спал я… силой для трудной жизни».)

– О чем говорят ее восклицания: «… как хорошо-то!»? (Алешу привлекает доброе, трогательное отношение бабушки к миру, ее умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слез. Ее рассказы как бы вливали в сердце мальчика силу.)

Задание: зачитать строчки о знакомстве с дедом.

– Почему не понравился дед? (Разговор с матерью, с Алешей; «…выдернул» из толпы, «…отодвинул…», «Что-о, дура…», «… скулы – те отцовы… Нарастающее в душе чувство одиночества и отчуждения накладывает отпечаток даже на впечатление от дома, где предстоит ему жить: крыша кажется «нахлобученной…».)

Вывод. Алексей, выросший в доброй, заботливой семье, сразу почувствовал одиночество и отчуждение, только бабушка казалась ему воплощением доброты, чистой и ясной.

V. Подведение итогов урока.

– Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?

Домашнее задание: прочитать II главу повести «Детство», подготовить пересказ.

Урок 52
А. М. ГОРЬКИЙ. Главы из повести «детство»

Цели: учить работать над составлением характеристик персонажей, окрашенных передачей впечатлений Алеши от обитателей дома Кашириных; формировать умение иллюстрировать отдельные высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

– Чей портрет описан в приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта героиня в судьбе Алеши?

Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым к светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светлая изнутри – через глаза – неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к миру.

(Это портрет бабушки Алеши – Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии. Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А главное – она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.)

Какие художественные средства, делающие рассказ о бабушке похожим на произведения устного народного творчества, вы можете отметить? (В этом описании М. Горький пользуется инверсией (перестановкой слов) – «говорила она», «портил его... нос», «до нее как будто спал я» и т. п.

Много сравнений – «слова, похожие на цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

В портрете бабушки множество эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, – «ласковые, яркие, сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.208.117 (0.006 с.)