III. Подведение итогов урока. – Что называется поэмой? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Подведение итогов урока. – Что называется поэмой?



– Что называется поэмой?

– Какое чувство осталось у вас после чтения I части поэмы? Понравился ли кто из героев?

Домашнее задание: прочитать вступительную статью в учебнике
(с. 114–117); прочитать II часть поэмы.

Урок 22
«Песня про купца калашникова…»
а нализ ii части

Цел и: развивать умение характеризовать героев, опираясь на их речь, поступки, отношение к людям; формировать внимание к слову, художественной детали.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ статьи учебника (с. 114–117).

– Какими талантами одарила природа поэта и как они проявлялись в жизни и творчестве?

– В чем особенность поэмы Лермонтова? (Поэма рассказывает об историческом прошлом Руси XVI в., царствовании Ивана Грозного, времени опричнины. По форме она напоминает былину или балладу, исполняемую гуслярами для «боярина и боярыни его белолицей». Близость к фольклору не только придает достоверность характерам и картинам, изображенным в поэме, но и позволяет автору показать народный идеал, выразить народное понимание правды, чести, героизма, справедливости.)

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Чтение II части поэмы.

2. Анализ II части по вопросам.

– Что предвещает несчастье семье купца? («Да недобрый… не заглядывают». С. 123, I строка II части.)

– Что услышали мы из уст Алены Дмитриевны? (Если в I ч. мы испытывали сочувствие к опричнику, то после рассказа оскорбленной им женщины мы смотрим другими глазами на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. «Он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. «Опозорил… покажусь теперь?» (С. 126.) Своеволие, страсть, которая не подчиняется рассудку, роднит опричника с его государем.)

– Какое решение принимает Калашников? («И я выйду тогда на… братцы любезные!» (С. 127.) Купец защищает не красоту жены, а честь ее. Им руководит не чувство ревности. «Как запру я тебя… имя честное, не порочила…», он защищает честь своей семьи. «Опозорил семью нашу честную злой опричник…». (С. 127.) Братья понимают, какую ответственность он берет на себя, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, пожертвуют своей жизнью. Это решение в полном согласии с народной традицией, как и угроза Калашникова упрятать жену за железную дверь, если бы она оказалась виновной. Для Алены Дмитриевны муж – «государь», «красно солнышко», его немилость для нее – горше людской молвы, страшнее смерти.)

Вывод. Под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты, гуманности. Он не похваляется своей статью («купец – статный молодец») и силой, но, когда придет час, не задумываясь ни на минуту, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.

V. Подведение итогов урока.

– Кто является главным героем II части поэмы?

– В чем характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Как речь Алены Дмитриевны характеризует ее?

– Каким предстает в этой части купец Калашников? А как его характеризует речь?

Домашнее задание: дочитать поэму; подготовить выразительное чтение «Песни…», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию.

Урок 23
«Песня про купца калашникова…»
а нализ iiI части

Цел и: подвести к размышлениям над вопросами о судьбе и правах человеческой личности через восприятие художественного текста поэмы; совершенствовать навыки сравнительно-сопоставительного анализа; развивать речевые умения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение III части поэмы.

III. Работа по новой теме.

1. Анализ III части поэмы.

Беседа по вопросам.

– Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место в 25 сажень…» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Кирибеевич, выходя на бой, кланяется в пояс только царю. Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, Кремлю, да святым церквам, а потом «народу русскому». Он вышел защищать честь свою, отстоять правду-матушку. На вопрос «Какого роду племени» противник, опричник получил ответ: «И жил я по закону… небесного». (С. 131.) «Не шутку… на последний бой».)

Задание. Зачитать строчки, которые описывают внутреннее состояние Кирибеевича. («Побледнел… слово замерло». Он изумлен, растерян, понял, что его ожидает возмездие. Калашников побеждает его задолго до физической смерти.)

– Что запрещали правила кулачного боя? (Убивать человека, противника «вольной волею, по желанию.)

– Значит, царь прав, казнив Калашникова? (У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости. Калашников казнен без суда и следствия, причину его поступка он не огласил в присутствии находившихся на месте боя: он не желал публичного позора.

Царь же, как бы одобряя прямой и честный ответ купца, обещает пожаловать…)

– Что обещал царь? (Зачитать с. 133. «Хорошо тебе… моей милостью…».)

– Кому симпатизирует народ? (с. 134. «Схоронили … споют песенку».)

– Какой жанр устного народного творчества «Песня…» напоминает? (Былину. Былинное обращение «Ох ты гой еси (возглас)…» введение историзмов: «князья», «бояре», «опричник», «трапеза». Эпитеты: солнце красное, тучи синие, златой венец, золоченый ковш, очи темные, брови черные, черный соболь, заря алая, стена белокаменная… – белый, черный, красный, синий, алый – совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней. Символ – алая заря – в народной поэзии предвещала трагические события. Лермонтов, по словам Белинского, вошел, в царство народности, как ее полный властелин. архаизмы: лютая, али; просторечия: «твово», супротив; напевный ритм, антитеза (противопоставление); троекратные повторения (клич 3 раза «кликали»; повествование ведут гусляры.)

2. Перечитаем описание зари над Москвой перед кулачным боем. Найдите в этом описании фольклорные приемы. (От слов «Над Москвой – великой, златоглавой…» до «На какой ли радости разыгралася».)

В этом отрывке используется характерная для фольклора инверсия – определение почти всегда стоит после определяемого слова; Москва Великая, стена белокаменная; постоянные эпитеты (заря) алая, (Москва) златоглавая, (горы) синие; метафоры в форме олицетворения: заря сравнивается с красавицей за утренним туалетом (она умывается, смотрит в зеркальце, разметает кудри, улыбается). Это обратный параллелизм от мира природного к миру человека. Лермонтов использует также разговорные, песенные формы глаголов: просыпалася, разыгралася, играючи, разгоняючи. Все это не только доказывает умение поэта подражать фольклорным истокам в форме, но и является замечательным композиционным ходом. Описание зари – зачин в этой части «Песни…» красота утра, бодрое, радостное настроение контрастирует с последующим содержанием – смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова.

Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей, которой они не могут достигнуть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.006 с.)