VII. Написание сочинения в чистовик. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII. Написание сочинения в чистовик.



Домашнее задание: познакомиться с легендой о Данко (учебник, с. 84–87); подумать, какова ее главная мысль; подготовить выразительное чтение вслух, сохранив особый, сказочный ритм.

Урок 60
легенда о Данко из рассказа «старуха изергиль»

Цел и: познакомить с содержанием легенды, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование.

Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.

– Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими? (Романтизм, романтический – направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Реализм, реалистический – творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)

– К каким произведениям – романтическим, реалистическим – относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Реалистические произведения – изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.

Романтические произведения – изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни.

– К каким произведениям относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света.

Безумству храбрых поем мы славу».

2. Анализ легенды о Данко.

– Где происходят события легенды?

Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей.

«Не своротить камня с пути думою».

– Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)

Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).

– Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели – пройти через весь лес.)

– В чем, по мнению людей, вина Данко?

– Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («…От жалости к людям…».)

– Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце – солнце, люди – камни.)

– Как велика благодарность людей Данко? («…Люди… не заметили смерти… наступил на гордое сердце ногой…».)

– Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)

– Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)

– Отражена ли главная мысль легенды в иллюстрации?

3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов – «Что сделаю я для людей…» до конца).

III. Подведение итогов урока.

– Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?

Домашнее задание: прочитать рассказ Горького из «Сказок об Италии» – «Мать изменника».

Урок 61
внеклассное чтение. рассказ «мать изменника»
из «сказок об италии» м. горького

Цел и:  проверить понимание прочитанного, развивать умение характеризовать героев на основе их деяний.

Оборудование: произведения А. М. Горького, портрет.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по карточкам.

Карточка 1.

Проанализируйте отрывок из «Легенды о Данко». Какими художественными средствами пользуется автор?

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая упала в гнилой гнев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко. И бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!

И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, распавшись в искры, угасло...

Ответ: Это заключительная часть «Легенды…», рассказывающая о славном подвиге Данко, осветившем людям путь своим сердцем и погибшем за них, оставив о себе память. Сердце Данко сравнивается с солнцем, враждебный лес, тьма, невзгоды вынуждены отступить. Люди меняются. Увлеченные чудом, они вновь становятся, как раньше, сильными и смелыми. Великолепный пейзаж, открывшийся победившим страшный лес и грозу, покоряет обилием света, насыщенностью красок. Люди теперь «радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не заметили смерти героя. А один (очень похожей на Ужа из «Песни о Соколе») даже «наступил на гордое сердце ногой».

М. Горький использует в своей легенде много приемов, традиционных для фольклора: инверсию, повторы, ритм, олицетворения, сравнения. В этом отрывке много эпитетов (по форме обособленных определений), среди них цветовые.

Карточка 2.

Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко, вы можете назвать? В чем он состоял?

Ответ. Это подвиг Прометея, похитившего у богов огонь для людей, чтобы согреть земных жителей, осветить их жизнь, изменить ее к лучшему. Страшное наказание его постигло: прикованный к скале, он не мог пошевелиться, а огромные орлы терзали его печень. Бесконечно долго длились муки славного героя, но люди не забыли его. Имя Прометей стало нарицательным, так называют людей, которые готовы для других на подвиг самопожертвования, о людях, пренебрегающих своими интересами для блага всех.

Карточка 3.

Нарисуйте словесный портрет Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М. Горький.

Ответ. Данко – молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они приковывают внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием – это в них горит великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее.

Трудно представить, во что одет Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа...

Хотя лоб его наверняка высок и чист, а профиль четок, как у очень красивого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.008 с.)