III. Сообщение темы и целей урока. IV. Экскурсия по выставке книг, составленной из произведений Горького 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Сообщение темы и целей урока. IV. Экскурсия по выставке книг, составленной из произведений Горького



IV. Экскурсия по выставке книг, составленной из произведений Горького, его портреты.

Экскурсию ведет библиотекарь; среди книг – «Сказки об Италии».

V. Изучение новой темы.

1. Пересказ рассказа «Мать изменника» (содержание, герои).

2. Беседа по вопросам.

– Как автор описывает тревожную жизнь осажденного города? («…Тесное кольцо врагов…», «звон оружия, громкий хохот… песни людей, уверенных в победе…», «…выжгли виноградники…», «вытоптали поля…», «…пушки и мушкеты врагов осыпали город… чугуном и свинцом», стоны раненых», «молитвы женщин и плач детей».)

«Вы снова на улице, монна Марианна?

– К кому обращены эти слова? (Гражданка и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее сын…».)

– За что благодарит Мадонну женщина, оплакивающая убитого сына? («Или убейте меня, за то, что мой сын стал врагом вашим, или откройте ворота, и я уйду к нему…»)

– Зачем мать уходит к сыну? («Мать! Ты пришла ко мне… завтра я возьму этот проклятый город… Я разрушу гнездо упрямцев!»

«Мать – творит… охраняет, и говорить с ней о разрушении – значит говорить против нее…»)

– Что сделала мать? («Человек – я сделала для родины все, что могла. Мать – я остаюсь со своим сыном».)

Вывод. Горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но страшнее этого наказания – это предательство сына – таков лейтмотив романтического рассказа А. М. Горького.

VI. Подведение итогов урока.

– Какие еще «Сказки об Италии» вы читали? Понравились ли они?

Домашнее задание: самостоятельное прочитать «Сказки об Италии».

Урок 62
Леонид Николаевич андрееВ. «кусака»

Цел и: познакомить с биографией писателя (1871–1919), его интересом к жизни простых обездоленных людей; отметить авторское сочувствие им, любовь ко всему живому, попытку раскрыть ценности, таящиеся внутри человека.

Методические приемы: работа по учебнику, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Три больших имени – А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев – обозначили пути развития русской прозы в начале XХ в. Два имени вам уже известны. Сегодня – наше первое знакомство с Леонидом Николаевичем Андреевым (показ портрета), который родился в России, в Орле, а умер в эмиграции в Финляндии в 1919 году.

Талант Андреева даже в самые ранние годы отмечали и Л. Н. Толстой, и А. П. Чехов, и В. Г. Короленко, и многие другие писатели.

Леонид Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности писателя.

– Чем интересен характер писателя? О каких особенностях творчества и личности Леонида Андреева сообщает нам Корней Иванович Чуковский?

2. Работа по учебнику: чтение статьи «Люди и книги» (с. 89– 91).

– Какова особенность ранних произведений Андреева?

Учитель. Да, ранние произведения писателя проникнуты гума-
низмом.

Автор выступает в защиту слабых и обездоленных. Вот один из его рассказов – «Бергамот и Гараська». Последний пьяница-босяк, которого постоянно преследовал городовой Бергамот. И вот этот самый Бергамот приглашает Гараську на праздник, на Пасху, к себе домой, угощает обедом. И в этом пьянице просыпается чувство собственного достоинства, когда его первый раз в жизни называют по имени и отчеству. Он плачет. В рассказе «Петька на даче» повествуется о жизни десятилетнего кухаркиного сына, попавшего на дачу и впервые увидевшего природу в ее первозданной красе. Но любоваться ею ему некогда: он служит в парикмахерской и ежедневно слышит один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!» И мы видим уже не мальчика, а маленького, сморщенного старичка.

Задание: зачитать строчки, которые говорят о том, что Андреев думал не только о своем благополучии?

3. Чтение рассказа «Кусака» учителем (I глава).

4. Беседа по вопросам.

– Как начинается рассказ «Кусака»? (о живом существе без крыши, без еды, без имени.)

– Что отличало ее от дворовых собак? («…принадлежностью к дому», возможностью общения. Никакое живое существо не может вынести одиночества и ненужности, то есть собака должна иметь хозяина, должна иметь обязанности, быть нужной ему, служить ему.)

– Как понимать: «Только один раз ее пожалели и приласкали»? (Измученная одиночеством и неприкаянностью, она, мучимая недоверием и страхом, виляя хвостом, поверила пьянице, который вдруг вспомнил обиды, нанесенные ему людьми. Жучка легла перед ним на спину, он же ткнул ее сапогом в бок. Писатель удивительно тонко подметил то, что должна чувствовать собака – обиду. И с тех пор она не доверяла людям.)

Задание: прокомментировать строчки: «…но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость». (Она не бесцельно бегает и лает, она нужна, она делает то, что должна делать всякая собака.)

Домашнее задание: дочитать рассказ «Кусака»; устно описать, какой представляете себе собаку.

Урок 63
Леонид Николаевич андрееВ. «кусака»
(продолжение)

Цели: выявить впечатление от прочитанного; раскрыть гуманистическую направленность рассказа; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какой вы представили себе собаку?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.006 с.)