IV. Подведение итогов урока. – чем же похожи сказки «дикий помещик» и «повесть о том 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока. – чем же похожи сказки «дикий помещик» и «повесть о том



– Чем же похожи сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Во-первых, главной идеей, что помещики и чиновники – паразитирующее сословие, ни на что не годны, не в состоянии не только себя прокормить, но и сохранить человеческий облик (генералы с голоду вызверились, чуть не загрызли друг друга; глупый помещик «одичал». Мужики и в первой и во второй сказке – основа жизни, они обеспечивают всех и пищей, и товарами. Но Щедрин осуждает их инертность, покорность: в «Диком помещике» их посадили в клетушки, как животных, а они тут же стали подати платить; в «Повести…» мужик сам для себя веревку вьет и к дереву привязывается, чтобы не убежать.

Во-вторых, сказки похожи по форме; реальное переплетается с фантастическим, сказочные элементы – с языком канцелярским и просторечным; в обеих сказках использованы гипербола и гротеск.)

– Нужен ли нам Щедрин сегодня?

После высказываний ребят – чтение статьи учебника, с. 275–276.

Приносят ли пользу его произведения?

– Не напрасно ли он трудился?

Домашнее задание:

1) работа в подгруппах – построить диалог для школьного радио на тему «Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чем заключается общественная роль писателя-сатирика?»;

2) используя опыт С.-Щедрина, попробовать сочинить сатирическую сказку на какой-нибудь сюжет из школьной жизни (вместо людей могут действовать животные, главная задача – написать смешно).

Урок 43
Л. Н. Толстой.
«детство», «отрочество», «Юность»

Цели: познакомить с трилогией, главным героем повести «Детство»; отметить детское неприятие пороков, желание исправиться самому; подчеркнуть влияние матери и ее сестры, научивших детей просто любить; обратить внимание на сочувствие чужому горю и сословное отношение к людям; отметить мастерство в описании внешности героев; помочь почувствовать сожаление героя об ушедшем детстве, его искренность в отношении к людям.

Методические приемы: выборочное чтение глав, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Рассказать (инсценировать) диалог для школьного радио: «Чем страшно самодовольное ничтожество»?

2. Чтение и рецензирование 2–3 сатирических сказок на сюжет из школьной жизни.

III. Сообщение темы и целей урока.

IV. Изучение новой темы.

1. Чтение материала учебника (с. 276) и беседа по вопросам.

– Какое значение для Толстого имела Ясная Поляна? (Она колыбель, она познакомила с жизнью людей, с народными песнями, сказками, легендами, былинами. Она научила его любить. С. 276.)

– Кто главный герой повести «Детство»? (Николенька Иртеньев.)

2. Слово учителя.

Автобиографическая проза основывается обычно на живой памяти о прошлом, достоверности непосредственных впечатлений. Подумайте, кому принадлежат приведенные ниже слова: автору или герою Николеньке Иртеньеву. Почему вы так решили? Какие мысли и чувства в них переданы?

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (Конечно, это размышления взрослого человека, для которого детство – далекое прошлое. А воспоминания о нем, о том, что было, «возвышают душу», т. е. заставляют быть лучше, походить на прекрасных людей, встретившихся на жизненном пути, помнить и любить самых близких людей – мать и отца.)

Итак, главный герой автобиографической повести – Николенька Иртеньев.

3. Чтение учителем главы из повести «Детство».

4. Аналитическая беседа (о матери) по вопросам.

– Каким чувством проникнуты воспоминания автора о матери? (Любовью, обожанием. Ему запомнились отдельные черты «любимого существа: карие глаза, которые всегда выражали одинаковую доброту и любовь» ко всем, нежная сухая рука», которую он целовал, когда она ласкала его. Из одежды запомнил только шитый белый воротничок. Детская память сохранила не общее выражение образа матери, а только его детали.)

– Что еще запомнилось автору в портрете матери? (Улыбка, которая красивое и доброе лицо матери делала прекрасным. Глаза лучились добротой и радостью. Улыбка прибавляла прелести ее лицу. И казалось, что все вокруг светилось счастьем и радостью. И если бы, по признанию автора, в тяжелые минуты жизни хоть мельком мог видеть эту улыбку, то «не знал бы, что такое горе».)

– Как относилась матушка к слугам? («"Постойте на минутку, Мими", – сказала Марье Ивановне с улыбкой…» «"Наденьте, Карл Иванович", – сказала матушка, когда он поднял шапочку над головой». Наталья Николаевна не высказала ни нетерпения, ни досады, когда ей пришлось повторить свой вопрос, спокойно ли дети спали, три раза.)

– Почему автор «невольно» содрогнулся, отвечая на вопрос, почему он плакал? («Это я во сне плакал…» Это была ложь. Он не мог объяснить причину слез, чтобы не огорчить матушку. Но лгать ей, этому доброму, чистому, небесному существу, было для него грехом великим…)

5. Чтение учителем главы «Что за человек был мой отец?» С. 282–284.

6. Беседа по вопросам.

– Каков портрет отца? (С. 282.)

– Как к нему относились окружающие? (Нравился он всем, в особенности же тем, кому хотел нравиться. В общении с людьми соблюдал границу гордости и самонадеянности. Умело скрывал от других неприглядные стороны жизни, избегая огорчений. Одним словом, отец автора – прирожденный артист, знаток всех вещей, доставляющих удобства и наслаждения, и он умел пользоваться ими. Общался отец с родственниками жены, матушки автора, и друзьями своей молодости, сердясь на них, конечно, в душе за то, что преуспели в службе и от него «далеко ушли в чинах». Отец любил музыку, пел; ему нравилась народная музыка.

Автор сомневается, были ли у него нравственные убеждения.)

Вывод. отец автора жил для себя, думал только о своих удовольствиях (картах, женщинах). Жизнь его была полна разного рода увлечениями, и он никогда не задумывался над тем, приятны ли другим его увлечения, счастлива ли жена, дети, он был так счастлив в жизни, что не видел в том (в нравственных убеждениях) необходимости.

V. Подведение итогов урока.

– Какой представляется матушка герою повести? Когда ее лицо становилось еще лучше?

– Каким был отец и что было характерно для него (отношение его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Домашнее задание: прочитать гл. «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец.

Урок 44
Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «классы»

Цели: учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дома вы прочитали главу «Классы». Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (...)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (...)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска... Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 285. «…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя?
(С. 286. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 286. «Я сочувствовал… между ними согласие».)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.01 с.)